концепция развития страхового бизнеса в России

Dec 04, 2015 11:48

2 декабря Банк России опубликовал на своем сайте проект документа "Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов"

Весь документ не читал, не особо интересно. Лишь раздел 13 интересен - "Страховой сектор".
Если пункты 13.1 - 13.4 касаются лишь общих вопросов по развитию страхового бизнеса в России, то 13.5 - 13.6 напрямую относятся к автострахованию.

Итак, общие вопросы.

13.1. Повышение требований к качеству входящих на страховой рынок организаций, в том числе внедрение оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также установление процедуры регистрации страховой организации в качестве юридического лица через Банк России
13.2. Расширение перечня разрешенных для инвестирования страховыми организациями активов при установлении соответствующих требований к таким активам
13.3. Создание российской перестраховочной компании
13.4. Развитие рынка страхования принадлежащих гражданам жилых домов, квартир и иных видов жилых помещений.

По идее, кроме последнего пункта, ничего не должно взбередить, взволновать умы простых граждан. Менять требования к страховщикам, к их организации, к их деятельности, в т.ч. перестраховочной - да, надо и давно надо было. Ибо то гуляй-поле, что было до того, как ЦБ стал контролировать страховой бизнес, оно конечно и порождало такие откровенные "однодневки" как ЛК-Сити, Конда, Росстрах и прочие Ростры. И как они там вели свой бизнес, сколь рискованно демпинговали или инвестировали - никого не интересовало. Каждый сам себе, мол, злобный буратино. Теперь ЦБ будет усиливать свой контроль как за созданием компаний, так и за их инвестиционной политикой. Наверное это хорошо.

Далее. Развитие рынка страхования недвижимости. Формально говоря, это тоже дело благое. Но вот по текущей ситуации вызывает много вопросов. Больше даже опасений - не будет ли вменена всем гражданам обязанность страховать свое жилье? Ладно, если обяжут страховать ответственность владельца жилища. Этому хоть какое-то обоснование найти можно, по аналогии с ОСАГО. Но ЦБ то говорит о страховании не ответственности, а самих домов-квартир.
Напомню, что о том, что не государство должно нести расходы по восстановлению жилищ, а страховые компании, возникали раз за разом разговоры и после наводнений в 2012 году в Краснодарском крае и в 2013 году в Приморском и Хабаровском... Вот как-то стрёмно, если честно. И без того доходы населения постоянно падают, а государство вместо усиления социальной ответственности, планирует (?) вменить по сути еще один оброк. Это с одной стороны. С другой же можно вспомнить 2002-03 года, когда аналогичное насильное внедрение в ряды автомобилистов обязанности страховать свою ответственность, хоть какую-то, хоть убогую и кривую, а страховую культуру создало. 10 лет назад все в морщили носики - "ах, зачем нам это надо", теперь же многие боятся выехать на дорогу без полиса ОСАГО при том, что за его отсутствие теперь уже никаких штрафстоянок не преудсмотрено.
Ну, будем посмотреть, конечно.

Переходим к блоку, посвященному отедельно ОСАГО.

13.5. Совершенствование регулирования ОСАГО:

А. Введение нового коэффициента страхового тарифа ОСАГО, учитывающего привлечение водителей к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения
Б. Совершенствование системы присваивания коэффициента «бонус- малус»В. Совершенствование информационного взаимодействия в ОСАГО
Г. Реформирование системы представительства в части урегулирования убытков по ОСАГО в части установления возможности передачи функций по урегулированию убытков специализированным организациям, ответственность за деятельность которых будут нести страховщики

13.6. Совершенствование регулирования единой автоматизированной системы (Бюро страховых историй), содержащей сведения о договорах автокаско и ОСАГО

Ну вот тут уже интереснее.



Планируется, что не просто виновники ДТП, а и просто нарушители ПДД будут платить за ОСАГО больше. Интересно. После отмены такой санкции за отсутствие полиса ОСАГО как помещение автомобиля на штрафстоянку многие задумались - а нужно ли тогда вообще покупать полис ОСАГО то. После двойного увеличения тарифов на ОСАГО многие из этих многих дали себе четкий ответ - нет, не нужно. И вот уже СМИ рапортуют о том, что количество водителей без полисов ОСАГО или с заведомо фальшивыми полисами доходит до 10% от общего количества водителей. Мне кажется, пока эта сумма завышена, но как уже писал несколько месяцев назад, тенденция по отказу от страхования своей отвественности наметилась и весьма четко наметилась. (http://kaa-smit.livejournal.com/115673.html).
Какие будут учитываться нарушения ПДД для увеличения тарифа по ОСАГО - вопрос. Насколько комплексно вопрос будет решаться и не станет ли половина машин ездить с грязными или полустёртыми гос.номерами - еще вопрос. И еще вопрос и еще... В общем, мера то разумная, что гонщики пусть больше платят за ОСАГО, чем тошноты, но вопросов много.

Совмещение АИС ОСАГО с информацией по убыткам по Каско. Введение этой меры будет объяснено борьбой с мошенниками конечно же. Но естественно такая "открытость" страховой истории затронет и просто неаккуратных или неудачливых автовладельцев. Хорошо ли это? Формально да, эта мера работает во всем мире и за счет работы таких систем сейчас можно отследить историю покупаемого автомобиля. Но снова лишь формально. В какой стране живем и как у нас реализуются в общем-то хорошие идеи - все знают.

И третье. Создание единой системы урегулирования убытков по ОСАГО.
Вообще, это не ново. В большинстве стран существуют такие бизнесы по урегулированию убытков. И даже термин для них отдельный есть - аджастинг (в Википению тынц). Вот наш ПлатимПоОСАГО - это прообраз аджастинга по сути, когда в одном месте можно заявить убыток по полису любой страховой компании.
Но ЦБ будет создавать такую структуру по всей видимости под эгидой РСА. А вот это уже большой вопрос - не будет ли каких перегибов на местах. Ведь как сейчас РСА работает в части обслуживания потерпевших по компенсационным выплатам (за компании, у которых отозваны лицензии) - это в общем-то привет, совок. Очереди, разгильдяйство, а подчас и хамство и другие атрибуты государственной структуры с сотрудниками, получающими мизерные зарплаты и ненавидящими свою работу. Вот когда они отдают страховым компаниям свои функции по приему документов за банкротов - ну как-то получше получается. А сами же не могут, не хотят, не умеют обслуживать граждан.

Хочется надеяться, что не запретят таки цессию в страховании и кроме этой "государственной" системы урегулирования убытков будут иметь право на существование и коммерчесике по типу нашей - вежливые, быстрые, клиентоориентированные. Ибо альтернатива государственной структуре нужна априори. Тут можно провести параллели с государственными и т.н. "коммерческимми" МРЭО - суть одна (гос.служащий выдает номера / страховая компания производит выплату), детали разнятся (очереди и суета / быстро, удобно и телевизор в зале ожидания). Будем посмотреть.

За сим все.
Извините за внимание.
kaa_smit

Previous post Next post
Up