До мая этого года спектакль «Норд-Ост» по роману Каверина «Два капитана» я не воспринимал, как что-то серьёзное и стоящее. Отчасти из-за личностей авторов - песенки Ивасей мне в целом душу не греют (в отличие от Визбора, Белого или Кудрявцева). Отчасти из-за рекламы - разве могут хороший спектакль рекламировать словами «каждый вечер на сцену садится бомбардировщик»? Отчасти из-за того, что это мюзикл - разве может хороший спектакль называться таким словом? Отчасти из-за того, что «Два капитана» никак не входят в мои любимые книги.
Тем не менее, в мае из любопытства скачал спектакль через торрент - и пришлось своё мнение поменять.
Правда, начать рецензию я вынужден с недостатков спектакля, которых у него два. Первый - «слишком много Ивасей». Кто-то просто обязан был выкинуть «коронные» кривляния из спектакля в некоторых местах. Второй недостаток - «ура, ура, я шишечку нашёл»*, то есть перенесение выразительных средств прозы в музыкально-поэтический спектакль. Писатель «про заек» показывает героя, его внутренний мир, его трудности через мелкие бытовые детали, которые в эпизодах «заслоняют» общую канву произведения («шишечка», заслоняющая путь Мересьева обратно в авиацию). Подобные выразительные средства в поэзии смешны, уж не знаю почему. Сюда же, наверное, надо отнести и откровенно ржачную попытку изобразить стойбище ненцев («а значит, хватит пасти оленя, а значит, хватит стрелять тюленя»).
Эти недостатки очень сильно испортили мне впечатление от первого просмотра. Но при повторном просмотре, когда я проматывал неудачные эпизоды, спектакль заиграл всеми красками. Достоинств гораздо больше.
Во-первых, Иващенко и Васильев выстроили сюжет гораздо лучше, чем Каверин. Отбросив мелочи, «спрямив» сюжетную линию, выделив символические ряды (напр., ряд «Немой Саня - Саня учится говорить в процессе революции - Саня, отказывающийся становиться немым в переносном смысле слова - немой Николай Петрович), Иваси ввели в занудный роман эстетику древнегреческих мифов.
Во-вторых, никакой это не мюзикл. Это нормальная оперетта с хорошим уклоном в сторону оперы. Выразительные средства музыки используются очень неплохо. А в сцене с разбитым после взрыва лактометром - так и вообще просто гениально. Дети-актёры сцену явно не тянут. И могут ли потянуть - непонятно. Всё-таки чувство, рождающееся в момент драки («чистая» подростковая любовь, в которой ни один из влюблённых никогда не признается) очень сложно сыграть. Но музыка «вытягивает» этот эпизод на «пять с плюсом».
В-третьих, актёры. Подбор отличный (за исключением детей, но там уж какие были, таких и пришлось использовать :-). Особенно Мария Васильевна. Когда она поёт «Танго любви», слёзы на глаза наворачиваются.
В-четвёртых, это спектакль как минимум для трёх из четырёх категорий зрителей (для мальчиков, мужчин и девочек; про женщин - не уверен, но думаю, что тоже должен понравится). То есть пригоден для семейного просмотра.
В-пятых, спектакль на удивление многослоен. Смотря в пятый раз, нахожу какие-то не замеченные ранее детали и смыслы.
В общем, моя рекомендация такова: смотреть, и смотреть обязательно.
Торрент-ссылка:
http://tfile.ru/forum/download.php?id=49693&uk=1111111111 * Знаменитая фраза из оперы «Повесть о настоящем человеке»… точнее, из байки про эту оперу.