Какой сказочник, такие и сказочки, или «Странная Шапочка».

Oct 02, 2014 05:41

Originally posted by ne_matros at Какой сказочник, такие и сказочки, или «Странная Шапочка».
Предпятничье, однако! Самое время как следует пошалить.
Думаю, здесь уже педалировали свежую идею рассмотреть «Шерлока» с точки зрения сказки, поэтому сейчас потребуется более другой подход :)

Составляющих сказки чуть больше, чем дофига, и мне пока лень это копать, поэтому пройдёмся по наболевшему: кто кому Вася в «Шерлоке».

Основные действующие лица «Шерлока»:

Шерлок
Майкрофт
Молли
Ирэн
Джанин
Миссис Хадсон
Лестрейд
Донован и Андерсон
Мэри
Ватсон
Магнуссен
Мориарти

Перечисление идёт в порядке их описания. Разобрать всех в одном постинге не получится, больно длинная телега, поэтому решено было сделать сериал про сериал. В первой части охвачены, разумеется, Шерлок и Майкрофт плюс _кое-что_ещё _ ;)

Далеко не залезая, возьмём разделение ролей согласно В. Проппу.

Действующие лица сказки:

- Вредитель (антагонист)
- Даритель (снабдитель)
- Волшебный помощник
- Царевна (искомый персонаж)
- Отец Царевны
- Отправитель
- Герой
- Ложный герой.

Спасибо выдающемуся фольклористу, а дальше будет мой неистовый бред. Тем более, со сказками я не в игрушки играю, всё Очень Серьёзно.

Сразу хотелось бы шаркнуть ножкой, что это мальчуковая сказка со всеми характерными признаками мальчуковой сказки. Если бы Шерлок был девочкой, это была бы совершенно другая история, качественно и количественно. Девочки в сказках приключаются иначе, и выхлоп от них нужен иной.


Ну, кто Герой - понятно. (Не) всеми нами горячо любимый, гениальный, необузданно логичный, его высокоактивнейшее социопатство Королевства Жёсткой Верхней Губы.

Как нормальный сказочник, Моффат выдал Шерлоку полный набор протагониста.

Он прекрасен, здоров, наделён Даром и Недостатком (плавно переходящим в Дар). Внешность арийская, характер нордический. Имеет нетипичное для сказочного героя свойство «drama queen», но, поскольку сказка авторская, это простительное свойство.

Он уже вышел из родительского дома искать приключения. В сказках, как мы помним, богатыри взрослеют примерно за трое суток и потом сваливают нахрен от батюшки с матушкой, а родители еле успевают отирать радостные сопли, глядя на успехи отпрыска. Вот и в «Шерлоке» падре и мадре появляются в двух эпизодах в качестве незыблемой величины («радииительский дом.. начаааало начал»), в целом вовремя смываясь из кадра и не мешая сыночку скакать по Лондону. И благословения они раздают тоже очень традиционно.

Впрочем, сэр Артур в этом смысле придерживался канона куда строже: его Шерлок вообще с родителями не контактирует. И я даже не знаю, огорчиться или возрадоваться тому, что Шерлок Моффисов всё ещё прячет сигареты от мамочки. С одной стороны, со сказочной точки зрения это однозначная сдача позиций. С другой стороны, сказки были суровые, бытовуха была суровая, поэтому требования к сепарации были суровые. Шерлок хотя бы _играет_ в послушного сына, прекрасно выныривая из родительского общения, когда ему нужно, в том числе подмешивая в пунш всякую гадость. На деле он вполне самостоятельный молодой человек, вот только у меня назрел вопрос по поводу его целибата: со сказочной точки зрения это 146% признак мальчика, не мужа. Так, ладно, а то я щас полезу разбирать материнский комплекс.

Герой - человек действия, он стремителен и порывист, когда появляется дело. И спокойно лежит на печи тридцать три года, если дела нет. Добрым молодцам, кстати, тут нехилый намёк, как и в предыдущем пункте: бодрее созреваем для решительных действий и действуем уже.

Дальше должно идти свойство вежливости (вы таки не поверите, но оно - чуть ли не одно из самых обязательных для сказочного мальчика, если он хочет выжить в данной сказке, конечно). И с ним, как может показаться, у Шерлока всё плохо. Высокоактивный социопат - и можно даже не искать там вежливость. Но. Сказочная вежливость подразумевает добровольное изначально уважительное отношение к Другому, а у Шерлока оно есть. Шерлок невежлив с теми, кто доказал ему отсутствие мозга (далее о них см. пункт «Ложный герой»).

Герой результативен. Я ещё ни разу не читала сказку, где герой ударно прокрастинировал бы или вернулся ни с чем. Шерлок очень результативен. Отдельно мне хочется спросить: он действительно регулярно перенюхивает всю парфюмерную и косметическую промышленность, чтобы знать, кто заходил в комнату?

Герой великодушен. Спасение Ирэн, разруливание ситуации Ватсонов, итд.

И, наконец, Герой выступает за Добро и делает Правильный Выбор. Это свойство - третье ключевое наряду с открытым отношением к Другому и результативностью. Сам Герой при этом может быть Иванушкой-дурачком, Емелей-лодырем или каким-нибудь богатырём. Хоть тушкой, хоть чучелом, но на стороне ангелов. Это свойство мегаважно не из принципов морализаторства, а как раз чтобы избежать его. Морализаторство* появляется там, где нет инстинктивного восприятия здорового поведения, нет внутреннего стержня, а есть попытки всё это обозначить через нагромождение интеллектуальных конструкций. А потом есть попытка выдать нагромождение интеллектуальных конструкций за понимание. Нетушки, эти вещи понимают сердцем, а не интеллектом. Интеллектом их можно рассказать, уже поняв. Большинство сказочных героев-мальчиков интеллектом не блещут (ну пардон). А Шерлок блещет.
_________________________________________
* МОРАЛИЗАТОРСТВО - понятие, обозначающее такие моральные высказывания или рассуждения, в которых оценка (осуждение) и инвектива оказываются привязанными (по заблуждению или лицемерию) к абстрактным критериям и доминируют над пониманием реального положения дел. Как морализаторство определяются не только этически неоправданные оценочно-императивные суждения, но и такие, в которых искажаются основополагающие моральные принципы. В живом нравственном сознании на существование морализаторства указывает тенденция недоверия к навязчивому моральному поучению (такое недоверие, как правило, не сопровождается сомнением в значимости моральных норм и установлений самих по себе). Философская энциклопедия.
_________________________________________
Но и Шерлок делает Правильный Выбор не головой, а сердцем. Как сказал Майкрофт, у Шерлока разум учёного или философа, что же можно сказать о его сердце? О его сердце можно сказать, что оно есть. Не смешно: это уже очень много. Куча народу живёт без сердца, только с одинокой шестерёнкой в мозгу, отвечающей сразу за всё.

А ещё Герой каждый раз упорно суётся в отчаянную и безнадёжную ситуацию, куда Нормальные Люди ТМ вроде Донован и Андерсона даже не подумали бы глянуть. А Герой не только глядит, но и прётся навстречу неминуемым приключениям. Это активная часть Правильного Выбора, собственно движок сказки. Реши Герой, что его голос ничего не значит, что можно отсидеться, что по натуре он совершенно не сильная личность - и фиг бы нам всем, а не сказка. Сказка предполагает мужество.

Это свойство обречено возникнуть, развиваться и расти под осуждающими взглядами Нормальных Людей ТМ, у которых когда-то не хватило мужества, которые не пошли путём Героя, и которым теперь очень не хочется наблюдать чей-то геройский путь, напоминающий о потере собственного. Поэтому Шерлоку дико повезло расти рядом с Майкрофтом, а не, скажем, Дадли Дурслем. У Майкрофта своеобразный путь Героя, без вот этих вот маханий шашкой в кухне натощак. Но он у Майкрофта, несомненно, есть. Просто не Майкрофт Герой нашей сказки :)

И, конечно, Герой не только вваливается в отчаянную ситуацию, но и одерживает победу. Казалось бы, а какие ваши гарантии? До победы далеко, и если все будут переться в какой-нибудь ахтунг, то кто-то может и не выжить. Ну как сказать.. не все отчаянные ситуации одинаково полезны, и некоторые Герои выживают посмертно. Но это в жизни вас никто ни от чего не гарантирует. Сказки же прекрасны тем, что там при выполнении всех условий Герою полагается плюшка. Условия, надо сказать, зверские. Вы пробовали в жизни истоптать семь пар железных сапог? Вот. Или износить семь пальто фирмы Бельстаф. Так что обязательная плюшка Герою при выполнении всех сказочных условий - это просто справедливо.

Иногда в сказочные условия входит путешествие в мир мёртвых. Шерлок совершает и его, правда, в третьем сезоне, который вообще богат на это дело. И, как полагается, Герой побеждает смерть и выводит наружу.. ну не Эвридику, конечно, но кое-кого выводит.

Однако после победы Герою полагается награда. Окей, Шерлок побеждает, но что его ждёт в качестве сказочной плюшки? Обычно Герой находит сокровище, невесту, или обоих вместе, счастливо женится, и как бы всё, сказочке конец, дальше - бытовуха. Неужели наградой Шерлоку служит просто признание его исключительного ума?

В том-то и прелесть этой сказки: она бесконечна. Герой не получает награду в общепринятом смысле и бежит приключаться дальше. И дальше, и дальше. Раскусил одно дело - и вместо свадебки пирком берётся за следующее. Идеальная мальчишеская история. (Не мужская, только мальчишеская). Никакого спуска в реальный мир с его обыденностью: Герой не «заземляется». В обычных сказках Герой преодолевает сепарацию, учится, переживает потерю или травму, преодолевает препятствия, ищет любимую или сокровище, но в конце всех трудностей он обретает желанное и выходит на круг воспроизведения сказки: строить с обретённым сокровищем/любовью свой мир и делать новых Героев (кто-нибудь когда-нибудь интересовался, кем были отец и мать Героя до его рождения? ага.). У Шерлока же затяжной спринт по трудностям. Соблазняет не награда, а бег с препятствиями. Приключение возведено в культ само по себе, без канонического сказочного конца.

Наконец, Герой самодостаточен. У Шерлока не так уж много даже просто хороших знакомых, а до Ватсона все посылали великого сыщика с его занудствами. Но великий сыщик не сдавался! Легко было бы закуклиться в уголке или пойти работать на нелюбимую работу, потому что мир его не понимает. Вы можете представить Шерлока закукленным в уголке? Вот. Топать и топать своей дорогой, что бы ни говорили остальные и какие бы нелестные оценки ни выдавали. А там, глядишь, подтянутся Волшебные помощники, Царевны и Друзья.

** **

Дальше по моей прихоти рассмотрим Майкрофта.

Помните, был в Ералаше эпизод про бабушку, постоянно прибегавшую на помощь внуку и в шесть его лет, и в 10, и в 15, и в 30? Итак - Майкрофт, «бабушка» британского правительства.

Майкрофт немногословен, понятлив и в меру добр. Настолько, чтобы предложить сигарету после предполагаемой смерти Ирэн, но не настолько, чтобы любой ценой вытаскивать из застенков, лишь бы не покоцать братца. У Майкрофта куча ресурса, как положено уважающему себя волшебному существу, и он этот ресурс расходует разумно. Он осознаёт причастность к удивительному слою населения и временами поправляет корону на голове, но в целом не застит.

И вот честно: нарядите его в длинный балахон со звёздами, прилепите бороду и дайте в руки посох. Ну?

Живёт Майкрофт отдельно, в каком-то своём особняке. У него таинственный клуб молчунов, собственная барбухайка и золотая рыбка на посылках. За своё вполне всемогущество Майкрофт платит одиночеством. Мда, Шерлок в этом смысле до мага не дотягивает именно своей бешеной вовлечённостью в социум. Майкрофт знает если не всё, то многое, он имеет влияние на правителя (Мерлин!) и по уши вовлечён во все дворцовые переделки. Он - источник, прибегать к которому следует в крайней необходимости. Он полностью автономен и всё же нуждается в Герое (а кто будет вместо него авгиевы конюшни разгребать?!).

В третьем сезоне Майкрофт, несомненно, Волшебный помощник. Такое специальное существо для прикрытия задницы Героя. В остальном «бабушка» не отсвечивает и тихо клацает кнопками управления у себя в кабинете. Лишь в последней серии выясняется традиционное (см. «Гарри Поттера» и прочих «Золушек») свойство Волшебного помощника: он любит своего Героя. Правда, применительно к Шерлоку мне в этом видится стокгольмский синдром.

Во втором сезоне Майкрофт примеряет на себя функции Отправителя, посылая Шерлока к Ирэн, а потом снова выступает только в качестве Волшебного помощника: прибежал, помог, убежал. Или вообще не прибежал, помог дистанционно. Побегать и на тренажёре можно.

А вот в первом сезоне, в самом первом сезоне, в самой первой серии - ух как всё непросто :)

Отдельная пестнь - 1 сезон, 1 серия.

В первой серии господа Моффисы вообще нарисовали совершенно другое взаимодействие героев, чем во всём сериале. Для затравки отлично подошло.

Герой первой серии - Ватсон. Рассказ начинается с доктора и его проблем, нас кратко вводят в курс дела: у Героя - Потеря и Травма, ему нужно найти Исцеление (волшебное, ясен пень).

Герою встречается Друг (это более позднее, чем у Проппа, нововведение среди героев волшебной сказки, см. «Мио, мой Мио», например). Майк Стамфорд.

Друг отводит его к Царевне. Дадад, это не Ватсон - принцесса Шерлока, это Шерлок - принцесса Ватсона. Кудряшки и глазищи все видели? В этой серии у Шерлока наблюдаются явные признаки Царевны: он таинственен, обитает в какой-то неведомой башне (на каком основании он каждый раз попадает в лаборатории Бартса?), допускается к нему не всякий, да и выживать рядом с её высочеством - тот ещё квест. Появление довольной кучерявой морды говорит само за себя: вот оно, стремительное, непостижимое и желанное.

Царевна кружится (камера постоянно танцует вокруг Шерлока), стреляет глазками, подпрыгивает от радости, заманивает в свою сказку. А вот не хочешь ли, добрый молодец, ещё ужасов и кошмаров перед сном? А то дракон домомучительница серьёзная тётя унесла любимую игрушку, красной девице поговорить не с кем. На деле «красна девица» сама тебе споёт и спляшет, хочешь ты того или нет. Шерлок - просто бесконечный утренник с «Клюэдо» и доминантками.

Дорогу к Царевне и её чертогу преграждает Отец Царевны. Не ломайте голову, это Майкрофт. При первой же опасности, что к его Царевне какой-то там солдат не первой свежести подбивает клинья, Майкрофт материализуется из воздуха, демонстрирует всю широту своей власти (Отец Царевны - соответственно, Царь), а потом предлагает ээ выкуп. Он Герою - деньги, Герой ему - Царевну с потрохами на регулярной основе.

Но настоящую любовь не подкупить!

Вообще, в идеале, Отец Царевны должен давать Герою задания, а не глупостями всякими заниматься. Ну ок, можно счесть заданием периодические назойливые намёки Майкрофта на охрану Царевны.

Ладно, Царь-батюшка послан, Герой на крыльях невроза взлетает к Царевне в башню и сразу, без перехода, вкушает семейной жизни: подай-принеси-напечатай смску. Сама Царевна лежит в раздумьях, но отнюдь не в меланхолии. Царевна попалась бодрая, неканоничная.

Отправителем в этой серии «работает» Лестрейд, только отправляет он Героя через Царевну. У Царевны, видите ли, заскок: в силу жёсткой нехватки дракона в личной башне она носится за драконами по всему Лондону, а те, видя такую нездоровую назойливость, убегают. Герой, как и наказал ему Отец Царевны, хромает следом, охранять. Бескорыстно хромает, из чистой сказочной мотивации, хотя ему чисто сказочно обещают всяческие кары взамен: на личном камне распутья Ватсона написано «чувак, тебе везде трында». Даже если «женату быть».

Но, как всегда в сказках, именно в силу бескорыстия и незапятнанной мотивации, даже не надеясь на плюшки, Герой их внезапно получает: костыль остаётся скучать в кафе.

И то: бегать за Царевной приходится быстро, прыгать - далеко.

Дальше роли смешиваются, поскольку нет в чистом виде ни Дарителя, ни Волшебного помощника, ни Ложных героев. Есть Молли Хупер, которую можно было бы принять за Царевну, но это ошибка. Скорее, Молли в данной серии - то ли не совсем удавшийся царевич, которому тоже хочется дружить с Царевной и завоевать её сердце, то ли такой же не совсем удавшийся друг. С некоторым скрипом я думала отнести её к Дарителям (трупы в морге для экспериментов), но конкретно эти трупы отношения к делу не имели. Скорее даже Дарителем может быть Лейстрейд, у Моффисов часто один персонаж примеряет несколько ролей. По крайней мере, Лестрейд позволяет Царевне развлекаться с её драконами. На Ложного героя только намёки в виде Донован и Андерсена, но они очень внятно не любят Царевну, а не Героя, поэтому пока что ква.

Ну, кто там Вредитель (Злодей), и так понятно. Нет, не Мориарти. Таксист выступает этакой очень сердитой бабой Ягой, она пытается посадить собеседника на лопату и наиболее нескучно съесть, играет с ним в загадки, и расплата за недогадливость совершенно сказочная - смерть. И вот вы будете смеяться, но даже тот факт, что перед таксистом сидит Царевна, а не Герой, каноничен донельзя: пока одурманенную кайфом дедукции Царевну соблазняют и запутывают злые силы, Герой несётся на ближайшем коне спасать, потому что нехорошо, если такую красоту грохнут в начале сериала. Говорю же, Моффисы попирают каноны, полностью следуя им.

Герой внезапно стреляет в бабу Ягу с её загадками, Царевна показывает своё истинное лицо, полюбоваться развязкой приезжают и Отправитель-Даритель Лейтрейд, и Отец Царевны, и Ложные герои, оставшиеся с носом. Приехать всем табором на торжество сказочной справедливости - это сферический канон в вакууме. Герой и Царевна победно шествуют мимо остальных персонажей к заветной мечте человечества - ПОЖРАТЬ, и на их лицах совершенная идиллия: у Царевны теперь есть её собственный ручной Герой, а Герой обрёл внезапное исцеление Травмы и восполнил Потерю Царевной, отныне ему свободно открыт доступ в башню, главное, чтобы продукты вовремя покупал.

А кто там Мориарти, не скажу пока :)

В остальных сериях персонажи меняются ролями: Шерлок становится Героем, Ватсон - Другом, и так далее. Окказионально персонажи могут брать на себя несколько ролей или менять роли. Собственно, уже вторая серия прямо сразу демонстрирует перемену ролей: вчерашний Герой погрязает в быту, а вчерашняя Царевна лихо дерётся на кухне пока мама не видит. В общем, оставайся, мальчик, с нами, будешь блоггером теперь :)

Продолжение следует.
Previous post Next post
Up