![](https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/14448768_1773146616289788_7916923838661963569_n.jpg?oh=d9c0c8e273d6b97db9b09cc35af17d17&oe=58AA8C25)
ПОВТОРЮ ДИВНЫЕ И ТОЧНЕЙШИЕ ДО МИКРОННЫХ ОТТЕНКОВ СМЫСЛА СЛОВА СВЯТОГО МУЧЕНИКА СВЯТИТЕЛЯ ФАДДЕЯ УСПЕНСКОГО, УТОПЛЕННОГО БОЛЬШЕВИКАМИ В НЕЧИСТОТАХ В ТВЕРСКОЙ ТЮРЬМЕ В 1937 ГОДУ, - СЛОВА ИЗ ЕГО ПРОПОВЕДИ НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В КОТОРЫХ СОДЕРЖИТСЯ ГЛАВНОЕ И СПАСИТЕЛЬНОЕ ДЛЯ НАС ПОНИМАНИЕ НАШЕГО ДУХОВНОГО ПУТИ, СЛОВА, ОБЛИЧАЮЩИЕ НАШЕ ВЕТХОЗАВЕТНИЧЕСТВО:
В народе еврейском была законная праведность, но эта ''собственная праведность'' (Рим. 10, 3), поскольку она не коренилась в богодарованной вере, многих не приводила к спасению, а отводила от него. Дела добродетели могут потерять свою цену, если проистекают не из доброго источника. В доброделании своем люди так часто руководствовались себялюбивым страхом наказания или ожиданием от Бога чисто земных наград, а не любовию к Нему, произраставшей из веры. Приближаясь ко Христу устами, делами внешней праведности, они были далеки от Него сердцем. Да и как могла любовь возрасти в сердцах, исполненных себялюбия? Только в сердцах, очищенных от себялюбия с его страстями, мог появиться и распуститься лучший из всех цветов добродетели - цвет любви. Делами внешней праведности человек очищал только внешность сосуда сердца своего, исполненного всякой нечистью страстей (Мф. 23, 25-28).
Ни ''естественная'' добродетель язычников (Рим. 2, 14), ни законная праведность народа еврейского не давали людям привиться к корню святому праведности Божией. Оставалось одно средство для человека падшего - очистительное покаяние, с призыва к которому и начали свою проповедь Предтеча Христов и Сам Христос. Окаявая себя с мучительною болью сердца, уже не захочет человек возвращаться к худым делам своим. Впрочем, сама по себе покаянная печаль не может спасти человека, потому что легко переходит в убийственное уныние. ''Печаль по Бозе'' должна соединяться с верою в Него, а вера, подобно лучам солнца, вливает в душу свет и теплоту, живит сердце. Из покаянной веры легко зарождается и любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога и добра. Добрые дела, проистекающие из любви, получают великую цену в очах Божиих. Лепта вдовицы, принесенная в жертву Богу от усердия любви, ценна в очах Божиих более, чем великие, по-видимому, дела человеческие, любовию не согретые.
https://www.facebook.com/anna.anisimova.5015?fref=ts