Горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель.
Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения...
Всякий человек более или менее склонен к прелести, потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое.
Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение добродетель прямо противоположная гордости - служит верным предостережением и предохранением от прелести.
...Отсутствие плача, насыщение самим собой и наслаждение своим мнимодуховным состоянием обличают гордость сердца.
Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они - утонченное, трудно понимаемое и трудно отвергаемое идолопоклонство.
Гордость - есть смерть души в духовном отношении: душа, объятая гордостью, неспособна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувству духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему.
Как гордыня есть, по преимуществу, недуг нашего духа, грех ума, так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть, по преимуществу, добродетель ума.
Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами.
Молитва гордых уничтожается рассеянностью. Они лишены власти над собой: не повинуются им ни мысли их, ни чувствования.
Удел несчастных горделивцев, преисполненных самомнения и плотского мудрования,- вечная смерть, смерть души, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству, той ненависти, которою заразил себя сатана и которую он сообщает всем, вступившим в общение с ним.
Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочное самомнение, самолюбие и гордость.
...Дух наш возмущается против судеб и попущений Божиих... от нашей гордости, от нашей слепоты.
Сердце наше, обреченное после падения прорастать терниями и волчцами, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями.
Бог, взирая... на преткновения человеческие... попускает их как противоядия, которыми изгоняется... гордость, самость.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)