Критерий истинности экклезиологии
Тезис о том, что главный и важнейший вопрос церковного самосознания в наше время - это вопрос о границах Церкви, может, на первый взгляд, показаться весьма спорным. Ведь как много других острых церковных проблем, связанных с внутренней жизнью Церкви! Это правда, что проблем очень много и все они очень острые. Вопрос о границах Церкви отличается от всех них своей простотой и прозрачностью. В этом вопросе максимально просто и всем доступно увидеть саму Истину - где Церковь есть и где ее нет. При этом он сам является некоей границей, последним рубежом, перейдя который можно перестать быть Церковью.
Если же ясность видения Истины начинает исчезать, надо, во-первых, поинтересоваться, не выгодно ли (в обычном человеческом смысле) кому-нибудь это исчезновение. Не скрывает ли теоретический туман некоторых неблаговидных поступков - уже в Церковном смысле слова. То есть, не учат ли о неразличимости церковных границ те, кто сами эти границы переходят, нарушая Каноны Церкви?
Во-вторых, исчезновение ясности в этом вопросе может быть последним гвоздем для гроба, в который можно будет положить все православное богословие как живое Священное Предание церковного самосознания. Если уже нет тех, кто ясно осознает, где проходят границы Церкви, то, тем более, нет тех, кто видит гораздо более таинственные предметы, такие, например, как учение о Святой Троице, о Боговоплощении, о природе Божественной благодати. Но поскольку Бог не завистлив и дает свою премудрость всем ищущим ее, такое отнятие богословского видения будет означать, что оно стало для нас ненужным, что мы перестали к нему стремиться, что богословские истины реально, в нашей повседневной жизни, никакой роли не играют. Разве что мешают жить в свое удовольствие.
Но ведь врата адовы Церковь не одолеют! А это значит, что всегда будет живо и самосознание Церкви, ее богословие, ее экклезиология. Вопрос здесь только в том, кто останется с Церковью. Ведь не пребывающий в Истине не может пребывать в Теле Того, Кто назвал Себя Истиной.
Впрочем, есть один очень простой способ проверить, кто во что действительно верит, а значит найти, где верные христиане, хранящие Истину Божию, и поэтому - где сама эта Истина. Это мысленный эксперимент. Представим себе, что за веру надо умереть, - как это постоянно, и не так давно на нашей родной земле, происходило. Сколько человек согласится умереть,лишь бы не молиться с еретиками? Я верю в то, что много. А сколько согласится ‑ умереть за противоположную веру, за то, что с еретиками молиться можно? Вопрос, кажется, риторический.
Ведь Истиной может быть только то,за что стоит умереть, и,наоборот, не может быть истиной то,за что никто не захочет умереть.Поэтому и ээкклезиология истинна только та,которую христиане готовы защищать до смерти, чтобы вечно жить со святыми в Церкви Торжествующей.
Игумен С. ОДНА ЦЕРКОВЬ И ДВЕ ЭККЛЕЗИОЛОГИИ
http://www.pravaya.ru/look/16774