Святые угодники Божии о гордости и тщеславии
«Если вознесемся гордостью, Он отнимет покров Свой от нас, и мы погибнем»
Преподобный Антоний Великий
«Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом»
Авва Исаия
«Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он»
Преподобный Нил Синайский
«Святитель ИоаннЗлатоуст
Гордость - вершина зла. Для Бога ничто так не отвратительно, как гордость» - пишетсвятитель Иоанн Златоуст. От гордого и высокоумного Бог отвращается, отнимает Свою благодать, не слышит молитв его и не помогает ему. Отторгнутый от своего Творца и Благодетеля, от Его спасительной Благодати, человек помрачается, делается не способным воспринимать истину и жить по ней, ввергается в пучину всевозможных страстей и пороков…
У гордых свой бог и царь - дьявол, о котором Святое Писание говорит, что он «царь над всеми сынами гордости» (Иов.41, 26).
Преподобный Антоний Великий (251-356): «Кто ходит с гордостью сердца, тот причастник диаволов. Человек высокосердный всем ненавистен, потому что дела его хвастливы: от чего и впадает он во многие грехи. Все грехи мерзки перед Богом, но всех мерзостнее гордость сердца. Кто увещевает или подает совет гордому, тот походит на льющего воду в дырявый сосуд, или на того, кто простирает речь к пролетающей птице. Гордые сердцем люди презренны перед Богом; сердца же смиренные и сокрушенные Бог не уничижит. Сама любовь Божия, нисшедши к нам от вышних, сделалась смиренной до последних степеней. Возлюбим же смирение, чтоб можно было взывать:виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс.24, 18)».
Святитель Григорий Богослов (330-389): «Возвышайся более жизнью, нежели мыслью. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения.
Не ставь в великое, что кажешься лучше плохих, но скорби, что превосходят тебя добрые».
Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) в своей знаменитой книге «Духовный алфавит» о гордости пишет: «Не будь горд и величав - да не уподобишься бесам; не возносись сердцем - да не будешь сравнен с ними. Но будь кроток и смирен - да будешь возвышен от Самого Господа и соединишься с Ангелами: «На кого бо воззрю, токмо на кроткаго и смиреннаго и трепещущаго словес Моих», - говорит Господь. Бесы тем особенно и отличаются от Ангелов - тем и от Бога отпали, что не пребыли смиренными и благопокорными. Ибонет ничего настолько мерзкого не только пред Богом, но и пред людьми, как самовозношение и гордость, равно как нет ничего любезнее и приятнее, как кротость и смирение.
Смиренный и кроткий всегда бывает мирен; горделивый же и величавый всегда бывает взволнован и смущен.
Гордыня рождается от безумия и душевной слепоты; от разума же и познания происходит смирение. Если бы ты истинно познал себя, то не был бы горделив. Но так как ты хорошо еще не знаешь себя и - как должно - не разумеешь, то и гордишься несмысленно. Познай, что «Господь гордым противится, а смиренным же дает благодать», - говорит Соломон. Познай, что Господь кротких принимает, а гордых грешников смиряет до земли; смиренных возносит, а гордых понижает; от смиренного и малое приемлет, а от гордого и великое отвергает: от смиренного мытаря принял одно воздыхание, а от гордого фарисея отверг и многие добродетели. Пред Богом лучше смиренный грешник, нежели горделивый праведник: мерзок бо есть пред Богом всяк высокосердный, - говорит Соломон.
Не гордись богатством, ибо оно исчезает; не гордись плотскою родовитостью, ибо все мы тля и пепел; не гордись ни силою, ни премудростью, ни красотою плоти: все это не от тебя, и ничем другим не гордись, ибо ничего своего не имеешь, но все у тебя Божие. …Все Божие, а не наше. Не имеешь, чем надмеваться и пред другими гордиться. Лучше считай себя худшим всех. Все свое присвояй Богу - да будешь с Ним в единении во всем: с Богом все будет твое, а без Бога ты чужд всего.
Гордый идет не простым и прямым путем, но стропотным, исполненным терния и волчцев. Не чрез что иное бывает преступление и падение, как чрез гордыню; а сердечное исправление бывает не от иного чего, как только от смирения и простоты. Где бы и когда ни случилось падение, его всегда предваряла гордыня. …Будь всегда смирен - и всегда покрываемый и соблюдаемый Божиею благодатию, будешь без всякого порока и пребудешь без падений, без претконовения».
Святитель Тихон Задонский
"…Многие себя называют грешниками, но чтобы другие их так называли - не терпят, и хотя многие из них молчат, однако ж не без негодования и огорчения сердечного приемлют такой укор. И так из сего становится видно, что они языком только называют себя грешниками, а не сердцем, устами смирение показывают, а на сердце его не имеют. Ибо истинно смиренный огорчиться и гневаться от укорения не может, потому что считает себя достойным всякого уничижения. - Как ничто трудно искоренима гордость, ибо с великим неудобством и также не без помощи Божией побеждаем ее. Ибо внутри себя носим это зло.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867): «Нет ничего противнее Богу, как гордость,потому что в ней скрывается обоготворение себя.
В нынешнем веке слышим притчу: «Плох тот воин, который не желает быть военачальником». Не Соломонова эта притча, не мудрость это, но мудрование плотское и суетное. Истинная притча говорит: Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться(Притч.17, 16). И еще: Мерзость пред Господом, всякий надменный сердцем(Притч.16, 5). С этим согласны слова и Того, Который более Соломона:всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк.18, 14)».
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934): «Характерно, что главные две формы сумасшествия - мания величия и мания преследования - возможны только при самолюбии и являются формами греха - гордости.
Сама по себе ограниченность человека не есть глупость. Самые умные люди непременно ограничены в ряде вещей. Глупость начинается там, где появляется упрямство, самоуверенность, то есть там, где начинается гордость.
Страсть делает глупым даже умного человека.
Гордость = одиночество = тьма кромешная. Гордость - отсюда самолюбие, отсюда - пристрастность, неспособность самооценки, - отсюда глупость. Каждый гордец глуп в своих оценках, хотя бы от природы имел гениальный разум. И обратно, смиренный мудр, хотя бы был и «неумен»; сущность мудрости - чувство Истины и смирение перед ней - доступна ему».
Полная подборка здесь:
https://nasledie77.wordpress.com/2015/06/11/святые-угодники-божии-о-гордости-и-тще/