Преп. Алексия, человека Божия
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие мои, архипастыри и пастыри, иноки и инокини, братья и сестры во Христе Господе Иисусе - Боголюбивые и всечестные чада Российской Православной Церкви, наступила четвертая седмица Великого поста - Похвальная - седмица Похвалы Пресвятой Богородицы, посвященная также и памяти преподобного Отца нашего Иоанна Лествичника - православного богослова и досточтимого игумена Синайского монастыря.
Пост - это всегда время молитвенное. И особенно в Великий пост. Это время нашего покаяния и, как учит святой Иоанн Лествичник - нашего обновления, возвращения и примирения с Богом. «… Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния… Покаяние - это очищение нашей совести. Покаяние - это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль» - это тоже слова святого игумена Синайской горы. Они всегда уместны для нашего отречения от мiра и мiрских пристрастий - начала лествичного восхождения к спасению и Царству Небесному. И особенно они уместны теперь, когда на весь мiр, в том числе и на наш многострадальный, и многогрешный народ пала кара Небесная - моровое поветрие - в виде, всем известного, коронарного вируса.
По всему мiру сотни тысяч (если не миллионы) заболевших. Десятки тысяч умерших. Многие люди пребывают в нарастающей панике и, что очень и очень печально, большинство из них, пребывает вне молитвенной надежде на Бога, на Спасителя и Господа нашего и на милость Его. Почти все объяты тревогой и страхом, заняты все той же самой мiрской суетой, как и прежде. В эти Великопостные дни выяснилось, что смерти боятся многие из рода человеческого; и богатые, и бедные, властные и безвластные, старые и молодые, совестливые и безсовестные, с разным цветом кожи и разным вероисповеданием. Моровое поветрие словно всех уровняло, а беда и смерть будто сгладила разного рода различия. Не предупреждение ли это свыше о скором приходе времен апокалиптических?
О, люди, бойтесь не смерти земной, а Суда скорого Божьего!
Моровые поветрия не единожды случались в нашей истории. Один из очевидцев морового поветрия (чумы) на Руси 1654-1655 г. г., Антиохийский патриарх Макарий III так свидетельствовал о нашем русском народе и его горячей вере в Бога: «Подлинно, этот народ истинно христианский и чрезвычайно набожен, ибо, как только кто-нибудь, мужчина или женщина, заболеет, то посвящает себя Богу: приглашает священников, исповедуется, приобщается и принимает монашество, (что делали) не только старцы, но и юноши и молодые женщины; все же свое богатство и имущество отказывает на монастыри, церкви и бедных. Хуже всего и величайшим гневом Божиим была смерть большинства священников и оттого недостаток их, вследствие чего многие умирали без исповеди и принятия св. Таин».
Есть ли у нас теперь, остались ли еще такие богобоязненные люди?! Прости нас, Господи и помилуй за все наши отступления, маловерие и грехи! А порой так хочется, чтобы все явные и тайные российские олигархи, и иные очень богатые или просто богатые люди (для их же спасения), вдруг, прозрели и уверовали во Христа, пожертвовав (если угодно, вернув) свое «нажитое» богатство и имущество в некий новый государственный фонд. Можно обойтись и без пострига, смиренно спасаясь в мiру. Полагаю, хватило бы из тех средств на больницы и достойные пенсии, на приюты для бездомных и инвалидов, на реабилитационные центры, на дороги и многое, многое прочее.
Впрочем, власть предержащая (олигархическая) уже свое слово, похоже, сказала. А по сему, скажем свое архиерейское слово и мы:
- Всем священнослужителям Российской Православной Церкви, во всех епархиях, на всех приходах, в монастырях и скитах - в Отечестве и разъсеянии сущих - усилить молитвенное стояние. На Божественных Литургиях (там, где это уместно), молебнах, крестных ходах и своих келейных молитвенных правилах усердно молить Бога милостиво избавить наше Отечество и Своих верных чад от злаго обстояния - сего морового поветрия.
- Молитвенным словом и делом удерживать прихожан от всеобщей паники, коль таковая последует. Исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин (как обычно) за Престолом в Алтаре, а своих пасомых исповедовать и причащать (как обычно) по давно сложившейся Богослужебной практике. Лжица в Чаше Кровью Христовой омывается. При причащении верующих в ней нет и не может быть ничего иного кроме Тела и Крови Христовой. Кто сомневается или не верует в эту непреложную Истину, тот не может называться Православным Христианином.
Ссылки же на схимонаха Никодима (Калливурциса), насельника Ватопедского монастыря на Афоне (в его толковании 28 правила Шестого Вселенского Собора), советующего диаконам и священникам во времена эпидемий не употреблять замывочную теплоту, а выливать ее сразу в колодец - кощунственны и абсурдны. Кто литургисал, тот знает, что при омывании Чаши и Лжицы после причастия в теплоте еще остаются частички Тела Христова. Если о. Никодим допускал угрозу заражения от Святой Чаши и Лжицы, и советовал (в том числе) прибегать к дезинфекции, то пусть останется это на его совести.
Все наши беды, болезни и нестроения от неверия и маловерия.
Святая Гора Афон-то Святая. Освятила Гору Своим присутствием Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. После Богородицы, богоугодными трудами и молитвенным подвигом, освящали святые Афонские старцы - Святогорцы. Так было. Но так не осталось. Оскудела и угасла подвижнецкая, и исповедническая жизнь на Афоне. Что, впрочем, совсем и не ново. Еще преподобный Нил Мироточивый Афонский, в своих «Посмертных Вещаниях», видел осень и пророчил очень скорую зиму монашеству на Афоне, и завладевание им царицей погибели.
Святой и блаженный Нил скончался за полтора столетия до кончины о. Никодима.
Остались ли еще на Святой Горе Афон Святогорцы - того мне не ведомо. Если и остались, то они никак не входят в официальные православные церкви, ибо церкви эти не Божии, а государственные или какие угодно другие - ересью и даже многими ересями протухшие. Многогрешным оставаться в Церкви Христовой возможно. Еретиком же оставаться в Церкви Христовой нельзя.
- Не отступать в Богослужениях от Православного календаря. Впереди нас ожидают два великих Православных Праздника - Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и Вход Господень во Иерусалим. Эти Праздники - преддверие Светлого Христова Воскресения - Пасхи Христовой. И никакой коронарный вирус, и никакое иное моровое поветрие, ничто и никто не в силах помешать нам, торжественно и с великой радостью, встретить Православную Пасху Христову - Пасху Красную - Пасху Всечестную.
Дорогие мои, братья и сестры, мы не вечны в этом мiре. Раньше или позднее мы покинем его. Но Христос Воскресе и мы воскреснем. «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12:27). Будем поститься, будем усердно молиться и каяться во всех наших грехах и прегрешениях наших. Призываю вас к молитвенному смирению и покаянию. Призываю вас, дорогие мои сомолитвенники, к душевному спокойствию. Дай нам Бог всем крепости и стойкости в Вере. До конца и живота своего будем верны Христу Богу - Спасителю нашему, ибо: «Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения - любящие Его» (Преп. Иоанн Лествичник).
Спасения и здравия вам на многая лета! Меня многогрешного простите. За все слава Богу. Аминь.
† Митрополитъ Дамаскинъ, Московский и Всероссийский.
17/30 марта 2020 г. г. Москва.
https://ispovednik.org/stati/velikopostnoe-poslanie-mitropolita-moskovskogo-i-vserossijskogo-vsem-chadam-rossijskoj-pravoslavnoj-cerkvi/