8 сентября 1937 года расстрелян в городе Гурьев Новосвященномученик Нектарий (Трезвинский), Епископ Вятский и Яранский, резко выступивший против Декларации м.Сергия и в марте 1928 года отделившийся от него.
Возлюбленные мои!
Наше отхождение от митрополита Серия имеет в своей основе не какой-либо мелочный каприз или что-либо оскорбительное для самолюбия, а направлено против преступной приспособляемости митрополита Серия и прочих иерархов к советской власти, против допущения самого грубого и бесцеремонного вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви Христовой работников ГПУ. Это вмешательство чуждых элементов, в назначении на кафедру епископов и в другие сферы церковной жизни, не может оправдано быть церковными канонами и святоотеческими правилами, тем более, что у нас Церковь отделена от государства.
Наша борьба с митрополитом Сергием, этим поборником большевицкого цезаропапизма, - борьба почтенная, и является борьбой за правду Божию Христову и за св. Церковь Православную, проданную за 30 сребреников безбожникам на поругание, разрушение и ликвидацию. Нам страшен тем Серий, что его поддерживают грубой силой. Не будь на стороне его правительственного органа ГПУ, то единомышленники его были бы посрамлены. Это подтвердили для меня допросы в ГПУ; народ отошел бы от него как изменника и предателя Христовой Церкви.
Но вся наша трагедия, что епископы - борцы против митрополита Серия, очутились под гепеушным сапогом. Так, Митрополит Петр Крутицкий и Кирилл Казанский заточены в далекой тундре, а Иосиф Петроградский - в заточении в среднеазиатских песках. Архиепископ Димитрий - в строжайшем изоляторе. Епископ Виктор где-то в северных краях. Ваш покорный слуга заточен на 10 лет в концлагерях, а Епископы Иерофей, Алексей и Максим расстреляны. Такая участь, т. е. продолжительный срок заточения в лагерях, ссылки и расстрелы постигли многих из духовенства и мирян, решившихся выступить против митрополита Серия и его клевретов.
Еще при самом своем разрыв с митрополитом Сергием 8 февраля 1928 г. я провидел, что наша борьба с сергианством, хотя и борьба за правду Христову, будет бессильной и почти безуспешной. Из истории Церкви Христовой видно - почти все борцы за правду Христову погибли в борьбе, только после смерти их торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством.
Народ наш стал безразличен к церковным вопросам, и духовенство - это большей частью обрядоисполнители-жрецы, для которых лишь бы было чем кормиться, спокойно жить, а против нас, противников сергианства, не побрезгуют никакими силами, безнравственными мерами, как-то, допросами, ложными слухами, подпаиванием водкой горланов на приходских собраниях и прочее. Так, про меня Сергий напечатал: я якобы посвятил в попы двоеженца, чего я и во сне не видел (эта же ложь повторена митр. Мануилом Лемешевским - ред.).
Словом, наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради... Не легко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь возлюбленные, для вас жизнь - Христос, а смерть - приобретение. Что нам делать? Как нам быть? Вопрошаете меня, ревнители Православия, лишенные своих пастырей и не могущее из-за чуткости совести молиться в сергианских храмах.
Вполне понятны страдания ваших душ. Жить без церковной молитвы - это великое бедствие для верующих, а теперь ведь много городов и сел, где нет храмов, а если и есть, то обновленческие или сергианские. Объединяйтесь в мелкие группы и молитесь по домам, пойте церковные песнопения, читайте слово Божие, творите посильно милостыню, погребайте умерших без сергианских попов. Св. Тайны принимайте лишь от истинных пастырей, а таковых вы всегда найдете с помощью Божией.
Ныне, по словам Апокалипсиса, Церковь ушла в пустыню, т. е. скрылась в подполье, или такое положение, когда верующие вынуждены тайно, сокровенно собираться на церковную молитву. Так было и во время мученичества, и во время ересей в Греции и на Востоке, когда было гонение на сторонников Божественной истины.
Наше же время - время подготовки к антихристову царству. Сатана враг Божий, ополчился на Церковь Христову. Симоне, Симоне, вот сатана просил, чтобы Я сеял вас как пшеницу, - говорить Господь Иисус Христос своим ученикам, идя на крестную смерть.
Господь молился и о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, так и вы, братья, молитесь о себе и обо мне, чтобы не оскудела вера наша и не охладела верность наша и не погасло то религиозное чувство воодушевления, от чего горе вам будет тогда, как апокалипсическим галатам. Церковь изблюет нас, как негодную слюну из своих божественных уст, т. е. из спасительных недр своей Церкви, общества спасаемых, а что может быть горше этого. Бодрствуйте и молитесь, да не внидите в искушение...
Епископ Нектарий.