О душевномученичестве в 21 веке

Sep 30, 2018 08:27




Приговор над девочками совершился. Три зеленые веточки упали на пыточный помост, навеки присоединившись к Древу Христову. Победа есть победа. Победителей не судят. Мать Софию оставили на свободе и даже вопреки законной традиции, позволили забрать детские тела, отвезти их на колеснице за город и предать земле на светлом месте в одной могиле. Обычно же тела мучеников выбрасывали на свалку или бросали в открытом поле, приставив стражу, чтобы христиане их тайно не предали честному погребению, до тех пор, пока мученические останки не съедят дикие звери, не растащат хищные птицы.

Измученная мать три дня и три ночи не отходила от могилы дочерей. На четвертый день христиане увидели Софию, распростершуюся крестом на могиле. Она умерла от разрыва сердца, как Христос. Государственная власть разрешила верующим похоронить ее рядом с дочками. Софию Церковь причислила за бескровные, сейчас бы сказали, психологические, страдания к лику мучениц никто не усомнился в ее святости. Материнские страдания за детей назвали подвигом.


Прошло чуть менее двух тысяч лет, и на дальнем конце света при другом богоборческом строе произошла отчасти похожая трагическая история. В конце 20 столетия были поданы документы на канонизацию православного архиепископа Пахомия (Кедрова), как Новомученика Российского. Комиссия по канонизации, рассмотрев все документы представленного дела, канонизацию отклонила. Причина? Епископ последние годы свое жизни провел в доме для душевнобольных в г. Котельниче (Кировская область). По воспоминаниям современников, до болезни владыка Пахомий обладал феноменальной памятью. Декламировал на память всю поэму Александра Блока «Двенадцать». Он любил стихи.

Пахомий претерпел много мук за Христа, был судим богоборческой властью, сидел в тюрьме, его гоняли вместе с уголовниками по этапам, угрожали расстрелом, если он не отречется от Бога. Епископ остался верен Богу. Отбывая срок, до него дошла весть о смерти его любимого младшего брата-священника. Он погиб за веру.

Епископ не вынес страшного известия и повредился рассудком. Смерть брата оборвала светлый строй его мыслей и погрузила в темную бездну душевной болезни. Пахомий, не приходя в разум, скончался в психушке. Он не смог пройти в ясном сознании весь свой страдальческий путь за Христом и поэтому не может быть примером подражания для верующих. Примерно такая логика была у членов синодальной комиссии РПЦ.

В лике новомучеников он был прославлен только Русской Православной Церковью Заграницей в 2000 г.

В чем разница между страданиями епископа Пахомия и мученицы Софии? Принципиальной разницы нет. София умерла физически, епископ - ментально и социально. Что страшнее, сказать трудно. Пушкин считал последнее. «Не дай мне Бог сойти с ума». Спросим, кто беседовал в эти семьдесят два часа с Софией, когда она умирала на могиле своих дочерей? Никто. Кто решился подойти к ней, видя ее безмерные страдания? Она одна несла крест мученической смерти дочерей и была раздавлена его тяжестью. Древняя Церковь невозмутимо причислила ее к лику святых.

А вопросы могли быть! Софии невыносимо было видеть страдания собственных детей? Но ведь они наследовали Царство Божие! Они не отверглись Христа, отдали ему свои юные сердца. Все девочки в Раю вкушают небесную благодать и пребывают в обществе святых вместе со Христом. Так чего же ты, София, так жестоко скорбела на могиле дочерей? Почему ты не нашла успокоения в этом чудесном обетовании? Где была твоя вера, надежда и любовь? Смерти больше нет, воскресение грядет! «Пасха Господня нам воссияла! О, Пасха!» Ты могла бы молиться им, радоваться, что в оный день и час Господь восхитит твою душу от земли на Небо, где ты будешь вместе с девочками наслаждаться райским блаженством. Но ты предпочла страдать и умереть на их могиле. Вопросы довольно внятные, но бесчеловечные по своей сути.

В сердце нет перегородок. Оно сплошное. Одновременно радуются или плачут исключительно безумцы. Именно по этой причине мы празднуем сочельник Рождества и само Рождество в разные дни. Радость, несомненно, воссияла бы в душе святой Софии, просто она не успела, не дотянула. Ее христианская душа выдержала бы все, физическое сердце не смогло. И кто поставит матери это в вину? Никто и не поставил!

Всякое соотнесение звания человека только с одним или двумя свойствами человеческого природы есть языческая рецепция, реликтовое излучение золотого скипетра Рима. В средние века людей, утративших рассудок, за христиан не считали. Их сажали на цепь и не давали «как псам» Тайн Господних. Гуманисты всех мастей и козырей целые века спорили - что есть человек? В чем выражается его основной «образ» и утверждается «подобие Божие»?

Нынешним гуманистам ответ более или менее ясен. Человек - это IQ и его когнитивные способности. Поклонение «Золотому быку» ума приветствуется во всех культурно-презентативных формах.

Церковь полностью преодолела эту языческую конструкцию человека. Сегодня дебилов, гидроцефалов, циклотомиков и шизофреников крестят и допускают ко всем Таинствам. Мало кто осознал, но этот практический факт есть подлинное богословское определение человека. «Образ и подобие Божие» не в уме, не в памяти и воображении, не в талантах и добродетелях, не в способности духовного совершенствования. Это все последствия. «Образ Божий» проявляется в даре личностного существования. А уж какое оно - умное или безумное - не так важно, на том свете разберутся.

Однако последние зубцы гуманистического кремля еще не разрушены. Святость и психическая болезнь как они могут быть совместимы? Сколько среди блаженных на Руси было блаженных и сколько блажных? Церковь причислила к лику святых всего 38, остальные юродствовали на свой страх и риск. Если безумие наступило вследствие тяжелой психической травмы или битья сапогами по голове в НКВДшных застенках, то человек не путь ко Христу теряет, а способность действовать в мире по принятым нормам человеческого общежития, в том числе и по адекватным психическим реакциям. Но это еще не значит, что Бог не удостоит душевномученика своего Царства, а мы не имеет догматического права обращаться к нему в молитвах за наших ближних. Такого чина молитвенников так не хватает в современном мире прагматизма и расчетливости, чина душевномучеников.

Страдания мучениц Вера, Надежды, Любови и Матери их Софии еще раз напоминают нам слова Христа: «в мире скорбны будите». Наша скорбь задевает не только нравственное начало, в большей мере она относится ко всей человеческой природе. Птицы задохнутся под землей. Рыбы умрут в небе. Слоны потонут в море. У каждого существа свой путь на земле. Человек - создан для другой жизни. Земля не его дом. Она временное пристанище. Человек скорбит, мучается и задыхается на земле. Он идет этим путем, но не этот путь предназначил ему Бог от начала времен. Придет иное, светоносное состояние мира и «мы изменимся». Не будет болезней и страданий. Будут другие имена: Вечность, Жизнь и Любовь. Будут.

https://www.facebook.com/profile.php?id=100010266157104&tn-str=*F

Мученичество в Церкви, Спасение, Дни Памяти, Вера, Исповедничество

Previous post Next post
Up