Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Прощеное Воскресенье.
Вѣроятно многимъ, или, по крайней мѣрѣ, многимъ изъ васъ извѣстно, что въ одной обители, когда происходила ссора между кѣмъ-либо изъ братій, между монахомъ или послушникомъ, то духовный отецъ не разрѣшалъ имъ читать молитву Господню. Почему? Потому что въ этой молитвѣ мы молимся: «Остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ». Т. е., прости намъ грѣхи наши (долги это - грѣхи), потому что и мы оставляемъ должникамъ нашимъ. Или: постольку поскольку мы оставляемъ должникамъ нашимъ. «Значитъ», - говорилъ духовный отецъ своему духовному сыну - «если ты не оставляешь своему ближнему его грѣховъ, то значитъ, ты просишь у Господа, чтобы Онъ НЕ простилъ тебѣ грѣхи твои. А я не хочу, чтобы ты объ этомъ молился. Поэтому, пока ты не помиришься, не читай молитву Господню». Самимъ собой понятно, что сразу терялся покой и все время приходило на умъ: «Какой же я, собственно, христіанинъ, если я не имѣю права читать главную христіанскую молитву?» И это быстро приводило къ сознанію необходимости примириться.
Такимъ образомъ, Господь Свою милость, милость прощенія нашихъ грѣховъ, ставитъ въ полную связь съ тѣмъ, какъ мы сами прощаемъ тѣхъ, кто противъ насъ виноватъ.
Въ этотъ вечеръ - вечеръ Прощенаго Воскресенья, по доброму обычаю, принятому въ нашей Церкви, вѣрующіе просятъ другъ у друга прощеніе, чтобы простить и получить прощеніе въ грѣхахъ вольныхъ и невольныхъ, вѣдомыхъ и невѣдомыхъ.
Часто бываетъ такъ, что человѣкъ, тронутый этимъ умилительнымъ, торжественнымъ обрядомъ, охотно кланяется ближнему своему, прося у него прощенье, даже если онъ съ нимъ какъ будто бы не сталкивался и можетъ быть даже не встрѣчался почти. Потому что бываютъ встрѣчи и случаи, когда мы сами, того не зная, можетъ быть чѣмъ-то или обидѣли, оцарапали нашего ближняго, его душу или же, какимъ либо соблазномъ для него послужили. Одинъ Господь все это вѣдаетъ, а наши грѣхи, дѣйствительно, вольные и невольные и не только противъ нашего Господа, но и противъ нашего ближняго.
И вотъ и бываетъ, что человѣкъ съ поклономъ, смиренно проситъ прощенье у своего ближняго, но не находитъ въ себѣ милости, такъ же смиренно склониться и просить прощенье у того, съ кѣмъ онъ, дѣйствительно, поссорился. Нужно намъ помнить объ одномъ обстоятельствѣ, которое всегда облегчаетъ въ такихъ случаяхъ долгъ примиренія. Самолюбіе человѣка мѣшаетъ ему, оно рѣшительно поперекъ становится и все нашептываетъ ему, что онъ - правъ, а что другой виноватъ и что ему просить не въ чемъ прощенія. Въ дѣйствительности, какъ указываютъ святые отцы, и какъ иначе и быть не можетъ, всегда, когда у насъ получаются такія столкновенія, ОБѢ стороны виноваты. Это нужно затвердить разъ и навсегда! Потому что, если бы мы были, дѣствительно, совершенными христіанами, то и ссоръ у насъ бы не бывало, а разъ бываютъ, значитъ, мы христіане плохіе, а покрыть это можно только взаимнымъ примиреніемъ. Вотъ почему подвижники духовно опытные, когда къ нимъ приходили съ вопросами, подобно вотъ такимъ: какъ примириться, какъ наладить отношенія, они всегда говорили: «НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ НИКАКИМЪ ВЫЯСНЕНІЕМЪ ОТНОШЕНІЙ, ПОТОМУ ЧТО ЗАПУТАЕТЕСЬ И ПОССОРИТЕСЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ, а просто, по-христіански, поклонитесь другъ другу и попросите прощенье и увидите, какъ все, что васъ раздѣляло и волновало сейчасъ же растаетъ, какъ воскъ отъ лица огня».
Великій постъ есть время поста и молитвы, есть время покаянія, есть время, когда человѣкъ, въ особенности, заботится о томъ, чтобы отъ милости Божьей получить прощеніе своихъ грѣховъ. А вотъ, Господь предупредилъ, что если человѣкъ самъ не примирится съ ближнимъ своимъ, не проститъ его, тогда напрасны всѣ его молитвы о прощеніи. Господь ему отвѣтствуетъ: «Ты не прощалъ и не будешь прощенъ». Вотъ поэтому-то нашъ долгъ, повторяю, смиряя себя, непремѣнно примириться и главнымъ образомъ и больше всего съ тѣми, съ кѣмъ у насъ, дѣйствительно, отношенія испорчены и безусловно, тѣмъ болѣе вражда.
Постараемся сдѣлать это отъ всей души, потому-что Господь, заканчивая одну изъ Своихъ притчей, сказалъ, что Отецъ Небесный грозно и строго поступитъ съ нами, если мы не простимъ каждый отъ сердца своего. Не просто внѣшне надо примиренья, а именно отъ сердца своего, если простимъ ближняго своего прегрѣшенія его противъ насъ. Поэтому примиримся, братіе, и прежде всего, конечно, мы служители Божьяго престола, по самому положенію своему, всегда могущіе больше всѣхъ, кто бы то ни было, или дать соблазнъ какимъ-либо неосторожнымъ проступкомъ, или словомъ, или чѣмъ-либо обидѣть кого-либо изъ нашихъ духовныхъ чадъ, нашей паствы духовной. Конечно, мы въ первую очередь должны въ этотъ торжественный, радостный и свѣтлый вечеръ просить прощеніе у васъ, наша возлюбленная паства. Вотъ я и прошу васъ объ этомъ, отъ своего лица, отъ лица всѣхъ нашихъ возлюбленныхъ сопастырей и служителей и всего нашего клира. Несомнѣнно, во многомъ мы виноваты. Но помните, что любовь христіанская все покрываетъ и поэтому во имя этой любви и по заповѣди Господа, просимъ васъ, простить насъ. Простите насъ, грѣшныхъ!