"ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ" (ПС.112:1). ИМЯСЛАВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Nov 26, 2017 15:18

"Да исповедуются Имени Твоему великому, ибо оно страшно и свято" (Пс. 98:3). Всякое Имя Божие велико, потому что Имена Бога надобно понимать соответственно Его славе. Если, например, Он называется Владыкой, то не в том смысле, в каком это название употребляется у нас; если именуется Царём, то царское достоинство в Нём дОлжно представлять иначе [чем в земных царях].Впрочем, велико то Имя Божие, которым Он Сам Себя назвал, когда на слова Моисея: «Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: "Господь Бог евреев послал меня к вам". А они скажут мне: "Как Ему имя?" Что сказать мне им?»,- отвечал ему: «Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:13-14). Этому страшному и святому Имени пророк и повелевает исповедаться [...] Указанное Имя, говорит пророк, страшно и свято: страшным представляй его для врагов, т.е. демонов, почему они избегают и его призывания, а святым признавай для святых, потому что они освящаются не иначе как через Имя Христово».
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ

+ + + + +
«Чудно Имя Твоё!» (Пс. 8:2) Этим Именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги - сынами, чужие - наследниками, люди - ангелами. Что я говорю: ангелами? Бог стал человеком, и человек стал богом; небо приняло естество земное, и земля приняла Сидящего на херувимах среди воинств ангельских; отнято средостение, разрушена преграда, соединено разделённое, рассеян мрак, воссиял свет, поглощена смерть. Представляя всё это и гораздо более этого, пророк говорит: «Ибо чудно Имя Твоё по всей земле!» Где теперь сыны иудейские, безстыдно отвергающие истину? Охотно желал бы я спросить их, о ком говорится это. Скажут: о Вседержителе? Но Имя Его не было чудно по всей земле, как свидетельствует и Исайя, когда говорит: «из-за вас Имя Мое хулится в народах» (Ис. 52:5). Если же служившие Ему были виновниками хулы на Него, то как же оно было «чудно»? Что оно чудно по существу своему, это несомненно; между людьми же оно тогда у многих не было чудно и даже подвергалось презрению. Но теперь не так: когда пришёл Единородный Сын Божий, тогда Имя Его везде стало чудным вместе с Христом. «От востока солнца до запада,- говорит пророк,- Имя Моё прославится в народах» (Мал.1:11); и ещё: «на всяком месте будут приносить фимиам Имени Моему и жертву чистую; вы же оскверняете его» (Мал.1:11-12); и другой: «наполнилась вся земля вЕдением Господа» (Ис.11:9) [...] Видишь ли, что всё это сказано о Сыне? Его Имя сделалось чудным по всей земле!»
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ
+ + + + +
«Где Имя Господа, там всё благополучно. Этому Имени нет ничего равного; оно всегда дивно: «Имя Твоё,- говорится,- как разлитое миро» (Песн.1:2). И кто произнёс его, тот вдруг исполняется благоухания. «Никто не может назвать Исуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Вот как столь много совершается этим Именем! Если слова «во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» ты произнёс с верою, то ты всё совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека и произвёл всё прочее в таинстве Крещения. Таким же образом это страшное Имя владычествует и над болезнями [...] Этим Именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса. Но что я говорю «небеса»? Этим Именем возрождены мы и, если не оставляем его, то просиявАем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его!»
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ
+ + + + +
«Есть у нас духовные заклинания - Имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из своего логовища и ввергает в огонь, но даже исцеляет раны. Если же многие, хотя и произнесли [это заклинание], но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от безсилия произнесённого Имени; точно так многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, но к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться!
Крест через неучёных убедил и обратил целую вселенную, убедил не в предметах маловажных, но в учении о Боге, истинном благочестии, евангельской жизни и будущем суде; он сделал философами всех - земледельцев, неучёных. Видишь, как «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков?» (1Кор.1:25). Оно распространилось по всей вселенной, покорило всех своей власти, и, тогда как безчисленное множество людей усиливалось истребить Имя Распятого, соделало противное. Это имя прославлялось и возрастало более и более, а они погибали и исчезали: живые, восставая против Преданного смерти, не могли сделать ничего. Потому, если язычник назовет меня безумным, то обнаружит крайнее безумие, так как почитаемый от него безумным, оказываюсь мудрее мудрого; если он назовет меня безсильным, то обнаружит собственное ещё большее безсилие; так как что благодатью Божиею совершили мытари и рыбари, того и философы, и риторы, и властелины, и вообще вся вселенная при безчисленных ухищрениях не могли даже и представить. Чего не сделал Крест? Он ввёл учение о безсмертии души, о воскресении тел, о презрении благ настоящих и стремлении к благам будущим; он сделал людей ангелами; им все и везде стали любомудрыми и способными ко всякой добродетели».
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ
+ + + + +
«"Хвалите Имя Господне" (Пс.112:1). Что значит это прибавление «имени»? Оно особенно выражает расположение говорящего; но указывает и на нечто другое. На что же именно? На то, чтобы Имя Его прославлялось через нас, чтобы оно было хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по самому существу своему; но Бог хочет, чтобы и в нашем образе жизни сияла эта похвала. А чтобы тебя убедить в этом, выслушай следующее: «Да будет Имя Господне благословенно от ныне и вовек» (Пс.112:2). Что говоришь ты? Разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился? Видишь ли, что он говорит не о том благословении, которое присуще Богу и принадлежит Ему существенно, а о том, которое воздаётся Ему людьми?»
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ
+ + + + +
«"Свято и страшно Имя Его" (Пс.110:9), т.е. вполне достойно удивления. Если же таково Имя Его, то не тем ли более существо Его? А как Имя Его свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим Именем апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника; им совершено множество великих дел; Им мы совершаем священные таинства (!). Таким образом представляя, сколько чудес совершает Имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разумение, он говорит: «Свято и страшно Имя Его». Если же оно свято, то для прославления его нужны уста святые и чистые».
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ
+ + + + +
«Что же значит: «в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин.16:23)? Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только Имя, чтобы получить всё. «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во Имя Моё, [даст вам]» (Ин.16:23). Показывает силу Своего Имени, так как [апостолы], не видя и не прося Его, но только называя Его Имя будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: «Воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё и творить во Имя Твоё чудеса», и «поколебалось место, где они были» (Деян. 4:29-31). «Доныне вы ничего не просили [во Имя Моё]» (Ин. 16:24). Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат всё, о чем ни попросят."Хотя Я уже не буду вместе с вами, вы не думайте, что вы оставлены: Имя Моё даст вам большее дерзновение".»
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ
+ + + + +
«Имя Господа нашего Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющего помыслами, а душу спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце Имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа и Господь - сердце, и таким образом два стали едино».
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ

Имя Божие, Святоотеческое, Имяславие, Иоанн Златоуст

Previous post Next post
Up