« победы благоверным царем на сопротивныя даруя»

Sep 27, 2017 00:49

Оригинал взят у rocormoscow в post
                                                            О тропаре празднику Воздвижения

почтим праздника светлость



Известно, что тропарь св. Кресту Господню изначально был составлен святыми отцами со сло­вами - «...победы благоверным царем на сопротивныя даруя...», т.е. без указания конкретнаго имени цар­ствующего монарха, а в общем смысле подразумевался благоверный царь (как содержится в греческих и древне-славянских книгах). Поставление имени царствующаго государя было введено в Русской Церкви гораздо позже.
После российской катастрофы 1917 г. и крушения православной монархии, в некоторых редакциях в тропаре св. Кресту на место слов «...Благоверному Императору...» были поставлены слова «...христолюбивому воинству...», или «...православным христианом...», или в редакции Московской Патриархии вооб­ще ничего не поставлено, а просто - «...победы на сопротивныя даруя...»
Очевидно, что такия изменения в тропаре св. Кресту определенным образом не согласуются с вложенным свв. отцами изначальным смыслом. Несо­мненно, вопрос этот требует серьезнаго и глубокаго изследования, но и из общедоступных источников, опираясь на святые авторитеты, можно придти к некоторым заключениям.
        Само молитвословие тропаря св. Крес­ту и вся служба Воздвижению связаны с установлением праздника памяти чудес­ной помощи св. царю Константину, яв­ленной в знамении Креста Господня на небе и памяти обретения св. Креста св. царицею Еленою. Крест был обретен «при императорах, веровавших во Христа, обретен силою Божественною..., когда Бог вручил христианам царские скипетры, в cиe именно время Ему угодно было открыть Крест чрез жену благочестивую, жену царицу, жену украсившуюся царскою мудростию...» - говорить свят. Андрей Критский (Слово на Воздвижение). Как видно, историческия обстоятельства обретения и воздвижения Креста Господня были неотъемлемым образом связаны промыслом Божием с именем царским, и потому свв. отцы навсегда со­единили воспоминание этих святых событий с молитвой о православных царях в принципиально онтологическом зна­чении, как защитниках Церкви Христовой. Прошение о спасении и благословении людей (житель­ства) неразлучно соединено в тропаре Кресту с прошением о даровании побед благоверным царям.
Свят. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский в своем слове «Почему с молитвами животворящему Кресту соединяются молитвы о царях», указывает на тот этимологический смысл, вложенный свв. Отцами в этот тропарь, как молитвы вообще об освященной Церковию власти православных ца­рей, независимо от того - царствует в данное время конкретный православный монарх или нет.
       Эта молитва как бы простирается на все времена до скончания века. Свят. Иоанн говорит, что «при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию свят. Иоанна Златоуста православные государи будуг держать власть до пришествия антихриста, удерживая распостранение зла. Вот почему Церковь Право­славная не перестает молиться - « победы благоверным царем на сопративныя даруя», Кроме того, свят. Иоанн отмечает, что «многие из сих песнопений (св. Кресту с  молитвой о царях - авт.) написаны свв. Отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые». Почти весь текст тропоря Кресту есть цитированиe из Псалтыри, уместное к святому событию Воздвижения Креста Господня. Как же может быть ввиду эого воспринята замена слов - «благоверным царем», на - «православным христианом»? Наверно, эта перемена не только разрывает смысловую взаимосвязь в тропаре, изначально вложенную свв. Отцами, но и, под определяемым углом зрения, является искажением богослужебнаго текста. Как бы мы напримерь, на основании того, что теперь у нас царя нет, вос­приняли фразу из 20-го псалма: «Госпо­ди силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело», - в таком виде - «Господи силою Твоею возвеселятся православные христиане...» или «Господи, спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя», изме­ненное в - «Господи, спаси православ­ные хрнстмны и услыши ны...? Разумеется это не допустимо, потому что богодухновенные псалмы Псалтири непо­средственно связаны с личностью св. ца­ря Давида и с событиями его жития, и в отрыв от этого немыслимы. Думается, так же, подобно этому, немыслимо неупоминание благоверных царей в новозаветной службе Воздвижения Креста, в главном ея молитвословии - тропаре Кресту, когда Сам Господь благоволил воздвигнуть Крест Свой на весь мир посредством благочестивых царей, что и отразили свв. отцы при составлении тропаря св. Кресту.
Конечно, естественна перемена в мирной, сугубой ектениях, многолетиях, связанных с конкретным именем царствующей особы, где возносится прошение о здравии. После же отъятия от нас царя, по грехам нашим на­родным, закономерна и перемена в таких прошениях. Но в вещах принципиальных, относящихся вообще к православной царской власти, в частности в тропаре св. Кресту, никакия перемены не представляются убедительными.
       Невозможно отождествить понятия - «православные христиане» и «православный царь» (император). Любовь Господа Бога к Своему народу в целом (православным христианам), св. Церковь воспевает в других соответствующих многих местах церковных служб. Но в народе Божием царь почтен особой любовью Божией, занимает особое место, несет свое послушание. Царский титул в минеях при царе Михаиле Федоровиче звучит так: «Богом избранный, и святым елеем помазанный, крепкий хранитель и поборник святыя светлосиятельныя истинныя православныя веры, благоверный, благородный и христолюбивый, Богом венчанный, и Богом почтенный, и Богом превознесенный, защитник и покровитель святой Церкви от врагов».
       Глядя на Отечество наше разоренное и смутою одержимое, содрогается душа от ужасных последспйй двух великих грехов нашего народа - богоотступления и клятвопреступления-цареубийства. Они присно пред глазами на­шими. Страшен вид Отечества нашего оскверненнаго. Все годы жизни народной после рокового февраля 1917 г. прошли под тяжким гнетом. Мы на себе не­сли и до сих пор несем это «иго ужаснейшее паче всякаго иного». И, кажется, всю жизнь слышим сердцем, ду­шою и всем существом своим стон, земли русской - скорбной и печальной, в злом безправии, в безначалии сущей. Эта потрясающая душу картина невольно внушает потребность усердно молиться о возрождении истиной веры в народе нашем и его всецелом покаянии, о воцерковлении народа русскаго в Церкви Истинной, а так же молиться о возстановлении престола православных царей русских. В этих - возрождении, покаянии, воцерковлении и возстановлении - надежда и будущее России. А с этим связаны, как известно, судьбы всего мира.

Иеромонах Евфимий (Трофимов) 14/27 сентября.                                            

Православный календарь, Молитва, Царская Власть, Праздничное, РПЦЗ, Крест

Previous post Next post
Up