Оригинал взят у
ortorussia в
Вне Истины нет Церкви, а вне Церкви нет спасающей благодати Таинств. Св.Киприан Карфагенский Границы Церкви по свидетельству Священномученика Киприана Карфагенского определяются единством епископата, являющегося зримым выражением кафолического единства.
"Вселенская и единая Церковь не разрывается и не разделяется, но связана и скреплена связью священства, взаимно соединенного между собой" (Письмо 69, 8). Отпавшие от церковного единства не имеют ни благодати Святого Духа, ни совершаемого Его действием крещения, ни других таинств (Письмо 70, 3; 71, 1; 74, 4). Лжекрещение еретиков и схизматиков лишь оскверняет их. Вне Церкви никто не может быть истинно крещен (Ep. 70, 1, 2).
Таким образом, Церковь Христова, согласно св. Киприану, зрима в конкретных общинах (организациях, если организацию не понимать только в административном смысле), являющихся живой связью епископа и паствы. Каждый истинный епископ являет своим служением единое епископство Христово, что и обеспечивает единство всех возглавляемых православными епископами общин, разбросанных по вселенной: "Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует. Так же и Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество" (О единстве Церкви). Это единое восходящее к Самому Христу служение св. Киприан уподобляет единому солнечному свету, нераздельно являющему себя во множестве лучей. И именно через стоящих в истинной вере епископов Церковь сохраняет свое единство с Главою Христом: "Церковь не отступит от Христа, а ее составляет народ, приверженный священнику (епископу), и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ - в Церкви и Церковь - в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви. Потому напрасно льстят себе те, кто, не имея мира со священниками (епископами), думают своею вкрадчивостью расположить некоторых к тайному общению с собой: Церковь кафолическая одна - она не должна быть ни рассекаема, ни разделяема, но должна быть совершенно сплочена и скреплена связью священников (епископов), взаимно к себе привязанных" (Письмо 54 "К Флоренцию Пупиану о поносителях").
Вне Истины нет Церкви.
Утверждая, что "кто не с Епископом,тот и не в Церкви", определяя земную Церковь как совокупность конкретных поместных общин, возглавляемых епископами (причем, каждая отдельная из них сакраментально тождественна всей их общности), св. Киприан Карфагенский главным экклисиологическим критерием для этих общин считает хранение в них единой и неизменной апостольской веры, однажды преданной святым (Иуд. 3). Единство и неизменность веры должны свидетельствоваться, как бы постоянно обновляясь, епископским исповеданием. Тем самым, он лишь напоминает о нераздельном единстве "правила веры" и "правила молитвы", изначально признаваемом в Церкви как незыблемый закон ее исторического существования (в частности, епископы древности регулярно обменивались вероисповедными грамотами, служащими основой для церковного общения). Церковь - Тело Христово - не может, согласно св. Киприану, присутствовать вне пределов правой веры, выражаемой правым исповеданием. Церковь невозможна вне пределов истины, вне просвещения Божественным светом, в области духовной тьмы и неведения.
Неслучайно, что обетование Иисуса Христа Апостолу Петру о созидании на нем, как на камне, Церкви дано в ответ на его исповедание, открытое ему, по словам Самого Христа, непосредственно Отцом Небесным. В этом смысле Петр - родоначальник и прототип каждого православно исповедующего епископа (а не исключительно Римского, признаваемого главой всех прочих, как принято считать в католицизме). "Господь наш, - пишет св. Киприан, - Коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: "Я говорю тебе: ты - Петр (по-гречески - "камень"), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф., 16:18, 19). Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере..." (О падших).
Без стояния в вере, без хранения ее во всей целостности и полноте, еще раз повторим это для людей с плохой памятью, Церкви Христовой быть не может.
Где искажается вера ("правило молитвы"), там, соответственно, повреждается вероучение ("правило веры"), и оттуда Дух Святой, Дух Истины, наставляющий на всякую истину, отступает, оставляя "дом" церковной общины, допускающей это искажение, пустым. Небесный Жених не давал Своих обетований неверной невесте, духовно прелюбодействующей, но только хранящей чистоту в вере и исповедании. "Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога, уготовляет для царства рожденных Ею. Всякий отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейце и делается чуждым обетований Церкви" (О единстве Церкви).
По св. Киприану, свет Церкви, свет освящающей благодати таинств есть, вместе с тем, свет Истины Христовой. Невозможно освящающее действие благодати там, где нет просвещения светом Божественной истины. Просвещенные этим светом не могут изрекать еретическую ложь. Благодать не может соединиться с проповедниками ереси и, соответственно, не может действовать в совершаемых ими таинствах, не запечатленных верой апостолов.
Поэтому вне Истины нет Церкви, а вне Церкви нет спасающей благодати, нет Божественных Таинств, нет Крещения, рождающего в вечную жизнь.
"Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающие, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не должно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Оно одно потому, что Церковь одна и вне Церкви крещение невозможно" (Письмо к Квинту о крещении еретиков).
Подчеркивая, что основанием церковного единства является Божественный свет, св. Киприан делает важную оговорку, что свет этот соединяется с хранителями истины независимо от их числа: качество веры и единомыслие верных, а не количество "верующих" - основание для причастности ему.
Обличая внутрицерковные раздоры, св. Киприан пишет: "Когда Господь в заповедях Своих полагает и говорит: "идеже... еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их", то создавший и учредивший Церковь не отделяет (этих) людей от Церкви, но, обличая отпадших от веры и увещевая верных к миру, показывает Своими словами, что Он охотнее бывает с двумя или тремя единодушно молящимися, нежели с большим числом разномыслящих, и что более может быть испрошено согласной молитвой немногих, нежели несогласным молением многих" (О единстве Церкви).
Зайцев А.А. Истинное Православие или "истинная зарубежность".
http://ortho-hetero.ru/index.php/theology-aecum/1573