Православным людям известно, что нераскаянный грешник не имеет возможности повлиять на свою посмертную участь, хотя она и может быть изменена по молитвам о нем живых. Известно также, что посмертная участь определяется состоянием человеческой души в момент отделения ее от тела.
Что же мешает грешнику изменить состояние своей души после смерти?
Человек создан по образу Божию, а потому наделен свободой - правом выбора своего отношения к окружающему и, следовательно, возможностью формирования своих душевных расположений, то есть состояния души.
Если же изменение состояния души оказывается невозможным, это означает утрату человеком свободы. Следствием утраты свободы является утрата воли - права выбора своего поведения, поскольку поведение есть реализация свободы.
Но утрата любого признака образа Божия неминуемо приводит к искажению этого образа, влекущему за собой изменение сущности.
В результате изменения сущности человек перестает быть человеком.
А по молитвам Бог может изменить посмертную участь грешника: либо путем восстановления в его душе Своего образа - и тогда грешник вновь становится человеком и обретает Царство, либо путем частичного улучшения состояния его души без восстановления образа Божия - и тогда грешник получает некоторое облегчение страданий.
Моя благодарность Владимиру Чубукову за
интересную беседу, приведшую к размышлениям, завершившимся этой заметкой.