Толкование на Иоанна Кронштадтского

Dec 02, 2012 00:11


Никогда не читал Кронштадтского: физиономия не понравилась. Иногда комментировал выдержки из его текстов, попадавшиеся в некоторых журналах, и почти во всех случаях получал за это молчаливый запрет на оставление комментариев и прекращение действия моего статуса ЖЖ-друга хозяином «запачканного» мной журнала и некоторыми его посетителями.

Однако теоретическое решение проблемы имяверия (именующего себя имяславием), занимавшее меня в течение полутора осенних месяцев, привело к необходимости обращения внимания на основу этого языческого вероучения, заложенную Кронштадтским в его книге «Моя жизнь во Христе».

Краткая оценка творчества Кронштадтского на ниве имяверия дана мной в главе 2 небольшой статьи « Имяверие (имяславие) как оно есть». Тематические выдержки из текста упомянутой книги, положенные в основу этой оценки, оказались настолько интригующими, что не оставили возможности отказаться от более обстоятельного знакомства с ее содержанием.

Чтение Кронштадтского оказалось делом не из легких. Если первые главы я, негодуя, еще пытался читать, то следующие стал проглядывать по диагонали, а просмотрев около сорока (из трехсот) страниц текста, почувствовал уже физическое отвращение от чтения и, ясно осознав душевредность этого занятия, прекратил его. Думаю, навсегда. Впрочем, полученного материала оказалось вполне достаточно для оценки как книги в целом, так и личности Кронштадтского.

Затруднительность чтения вызвана с первых строк бросающимися в глаза хаотичностью и аморфностью мышления автора. И дело не в том, что книга составлена из коротких главок, не объединенных общим содержанием (такого рода построение текста наблюдается в творениях многих святых отцов, что нисколько не препятствует его восприятию как единого целого), а в отсутствии объединяющей идеи и целенаправленности. То же можно отметить и в отношении содержания некоторых главок в отдельности, что зачастую приводит к опустошающей бессмысленности текста.

И это неудивительно, если иметь в виду действительную цель написания книги.

Мальчик, воспитанный в благочестивой православной семье, хорошо знал заповедь Спасителя: «Ты же, егда молишися, вниди въ клеть твою, и затворивъ двери твоя, помолися отцу твоему, иже въ тайне» (Мф 6: 6). Из каких же побуждений, «идя в школу, он постоянно останавливался и молился перед старинной церковью» (И.К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадтский. Глава 1)? Не в том ли дело, что уже с юных лет тщеславие преобладало в нем над заповедью Христа?

Сколь бессмысленной и душевредной была постоянная молитва напоказ в юности, столь бессмысленными, душевредными и, следовательно, неправославными оказались проникнутые любоучительством тексты, ежедневно писаные впоследствии.

Уже название книги - «Моя жизнь во Христе» - весьма точно отражает душевное состояние автора, нисколько не сомневающегося в своей святости, вознесшего себя выше Первоверховного Апостола.

Апостол, многократно повторявший: «Павел, раб Иисуса Христа», - один лишь раз - с величайшими скромностью и осторожностью, даже не упоминая своего имени - сказал о себе: «Вемъ человека о христе» (2 Кор 12: 2). И то лишь по причине общеизвестности в среде христиан (и не только) факта восхищения его «до третияго небесе» на пути в Дамаск. Другие Апостолы и такого себе не позволяли, называя и считая себя рабами Иисуса Христа.

Приведенные Кронштадтским вместо предисловия, явным образом относимые к себе самому, слова Апостола: «Духовный возтязуетъ убо вся, а самъ той ни отъ единаго востязуется» (1Кор 2: 15), - лишь подтверждают его самосвятость: может ли человек духовный указывать на свою духовность сам?

Тщеславное любоучительство рождает пустословие и бездумие, приводящие к грустным последствиям: от нелепостей до богохульств.

Даже главки, внешне представляющиеся как прославляющие Бога и Пресвятую Деву Марию, приобретают некоторую осмысленность лишь при осознании их действительного предназначения как средства прославления самого автора.

Предел изучению творчества Кронштадтского был поставлен мне следующим его высказыванием:

«Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами? Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви» (Глава 234).

Эти слова Кронштадтского, не отличимые по духу от слов «Я - Наполеон» (в упрощенном варианте - «Я - чайник»), окончательно убедили меня в его страстной мечтательности, свойственной людям, находящимся в состоянии прелести.

Любоучительство, подпитывающее страсть тщеславия и само ставшее страстью, красной нитью проходит через всю жизнь Кронштадтского. Публикация (при жизни и по его собственному изволению!) личных дневников - учения о «праведном» быте - лучшее тому подтверждение.

Составляющие большую часть книги высокопарные слова и выражения, долженствующие свидетельствовать о «высокодуховности» «пастыря», выдают явную тягу души к земному, материальному.

Но кто-то скажет: «Можно ли так говорить о человеке, прославленном Церковью в лике святых?!».

Пусть вопрошающий вспомнит (или потрудится узнать), в каком состоянии находится подавляющее большинство людей, составляющих то, что называет он Церковью, со времени жизни Кронштадтского и доныне.

Почти всеобщее поклонение Кронштадтскому в России вполне объяснимо. Сотворение кумира народом, предавшим Православного Царя вследствие утраты православного духа и вместе с ним - Православия, есть отражение состояния нравственности этого - бывшего русского - народа, и представляется совершенно естественным действием духа бесовского.

Пусть вопрошающий отметит для себя и тот факт, что одного лишь Кронштадтского он называет «святым праведным», присваивая ему столь высокий титул, не полученный ни одним святым за все время существования мира. Не в том ли дело, что Кронштадтский - идол его?

Просмотренный мной текст содержит 20 неправославных мыслей (в среднем одну на две страницы), о которых рассказывают короткие заметки в моем журнале. Некоторые из этих мыслей повторяются в неотмеченных мной главках, и даже неоднократно.

Впрочем, освежив в памяти портрет «святого праведного», посудите сами:

1. О любоучительстве и пустословии 1

2. О любоучительстве и богохульстве 1

3. О любоучительстве и богохульстве 2

4.  любоучительстве и пустословии 2

5. О любоучительстве и безграмотности

6. О любоучительстве и бездумии

7. О любоучительстве и отвращении от христианства

8. О любоучительстве и пустословии 3

9. О любоучительстве и пустословии 4

10. О любоучительстве и идолах «животворящих»

11. О любоучительстве и «высокодуховности» 1

12. О любоучительстве и вере в мир духовный

13. О любоучительстве и «высокодуховности» 2

14. О любоучительстве и безответственности

15. О любоучительстве и извращении христианства

16. О любоучительстве и богохульстве 3

17. О любоучительстве и пустословии 5

18. О любоучительстве и богохульстве 4

19. О любоучительстве и пустословии 6

20. О любоучительстве и самоуверенности

21. О любоучительстве и богохульстве 5

имяверие, имяславие, апостасия, язычество, ересь, Кронштадтский

Previous post Next post
Up