Иисус - имя вочеловечевшегося Бога по плоти своей. Ангел не нарекал сам имени Христу, но предрек, предсказал наречение Его именно этим именем. А нарек именем уже Иосиф. Поэтому ангел и говорит "наречешь Ему имя", т.е. ты (Иосиф) наречешь это имя.
да. Вы правы. имя не характеризует природу. просто имябожие утверждает, что сам Господь через ангела нарек имя младенцу. Есть четкое разделение на божественные имена, которые суть действие Божие, а значит содержат сами в себе источник благодати, сами являясь источником благодати, т.е. Богом. А есть простые человеческие наименования, которые суть ничто. Мой комментарий к одной из мыслей Вашего оппонента(одной из первых) что это сам ангел нарек от Бога имя Иисус. Я скорее - просто не совсем правильно выразил свою мысль, только входя в эту тему в своей аргументации, котору и хочу отточить в общении с участниками обсуждения этой темы. Я стою на позиции- что все имена - результат творческой деятельности человечества
Не следует думать, что "все имена - результат творческой деятельности человечества". Имя Иисус Христос дано Богом. Но это, отнюдь, не означает, что оно нетварно: тварны все имена. А поскольку имя тварно, оно не может быть и действием (энергией) Божиим, поскольку божественные энергии нетварны.
Ангел не в прямом смысле спустился с небес на землю к Иосифу и принес ему это имя. Действие божественной благодати (исходя из милости к его тварной ограниченной телесной природе), воздействуя на душу человеческую, внутри разума самого человека создает понятные для восприятия образы и звуки(речь), посредством которых и происходили подобные видения. Поэтому ангел не в прямом смысле явился пред Иосифом и сказал то-то и то-то, Исполнившись благодати Святого Духа Иосифу открылось то, что хотел ему донести Бог в этих видениях. И все-же хоть Феофилакт Болгарский и говорит что это ангел принес имя Иисус, Иоанн Златоуст считает иначе, говоря, что ангел лишь принес весть о будущем наречении, оставив право выбора наречения имени за Иосифом, за его свободной человеческой волей. Иосиф и поступил так, как посчитал нужным, полностью согласовав в своих действиях свою свободную волю и благодать божию, сошедшую на него. Поэтому имя это,принадлежащее Христу, с технической точки зрения- конечный результат наречения посредством свободной человеческой воли
( ... )
Не стану перечить Иоанну Златоусту (не по Сеньке шапка), но замечу, что выбор имени был предложен ангелом, и в процессе выбора никакого творчества Иосифу не потребовалось. А ориентироваться на Феофилакта действительно не следует: его толкования формальны, а иногда даже и не являются толкованиями как таковыми. В них нет ничего оригинального, но встречаются неправославные высказывания. Вот пример, относящийся к теме этой страницы моего журнала. Феофилакт пишет: "Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу). Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына - не Бог, и имя Святого Духа - не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только - в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа" (Толкование на Деяния Апостолов. Глава 2, 37). На эти слова Феофилакта нередко ссылаются имяверцы.
Reply
Reply
Reply
Имя Иисус Христос дано Богом. Но это, отнюдь, не означает, что оно нетварно: тварны все имена.
А поскольку имя тварно, оно не может быть и действием (энергией) Божиим, поскольку божественные энергии нетварны.
Reply
Reply
А ориентироваться на Феофилакта действительно не следует: его толкования формальны, а иногда даже и не являются толкованиями как таковыми. В них нет ничего оригинального, но встречаются неправославные высказывания.
Вот пример, относящийся к теме этой страницы моего журнала.
Феофилакт пишет:
"Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу). Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына - не Бог, и имя Святого Духа - не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только - в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа" (Толкование на Деяния Апостолов. Глава 2, 37).
На эти слова Феофилакта нередко ссылаются имяверцы.
Reply
Leave a comment