"15. Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы и благости Бога, и они суть Сам Бог, хотя и не по сущности, ибо по ней Он неделим и непричаствуем, будучи совершенно обособлен от всего, так что никто из сведущих точный смысл благочестия никогда не будет пытаться уразуметь или выразить Бога по ней (...)." [Свт. Григорий Палама. О Божественном соединении и разделении, 15]
"28. Итак, когда мы говорим «Бог», или «Дух», или «Божество», то не всегда имеем в виду одно и то же, то есть божественную сущность или отдельно одну из ипостасей Святой Троицы, или их общую энергию, но когда все, когда многое, а когда и что-либо одно из этого." [Свт. Григорий Палама. Феофан, 28]
"Божественная сущность и Божественная энергия [обе] есть Тот же самый Бог." [Свт. Григорий Палама. 150 глав, 145]
Разве не очевидно, что св. Григорий в приведенных Вами цитатах доказывает божественность нетварных несущностных энергий, а не равенство их Богу? Посмотрите на эти высказывания в контексте, и убедитесь в правоте моих слов. Обратите внимание на различие выражений св. Григория - "Тот же самый Бог" - в отношении божественных сущности и энергии, и Кронштадтского - "Имя Божие есть Сам Бог" - в отношении имени Божиего. Первое указывает на божественность нетварных сущности и энергии, а второе приравнивает имя Божие к Самому Богу. Что же общего между этими высказываниями? И еще: сопоставьте приведенные Вами цитаты с цитатой из св. Григория, приведенной в тексте моей публикации, чтобы окончательно убедиться в том, что св. Григорий и помыслить не мог о сваливании в одну кучу представлений о Боге, Его сущности и Его энергии.
Comments 9
Интересно, что свт. Григорий Палама именно с такой точкой зрения активно спорил. :)
Reply
Reply
Вот из того, что под рукой:
"15. Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы и благости Бога, и они суть Сам Бог, хотя и не по сущности, ибо по ней Он неделим и непричаствуем, будучи совершенно обособлен от всего, так что никто из сведущих точный смысл благочестия никогда не будет пытаться уразуметь или выразить Бога по ней (...)." [Свт. Григорий Палама. О Божественном соединении и разделении, 15]
"28. Итак, когда мы говорим «Бог», или «Дух», или «Божество», то не всегда имеем в виду одно и то же, то есть божественную сущность или отдельно одну из ипостасей Святой Троицы, или их общую энергию, но когда все, когда многое, а когда и что-либо одно из этого." [Свт. Григорий Палама. Феофан, 28]
"Божественная сущность и Божественная энергия [обе] есть Тот же самый Бог." [Свт. Григорий Палама. 150 глав, 145]
Reply
Посмотрите на эти высказывания в контексте, и убедитесь в правоте моих слов.
Обратите внимание на различие выражений св. Григория - "Тот же самый Бог" - в отношении божественных сущности и энергии, и Кронштадтского - "Имя Божие есть Сам Бог" - в отношении имени Божиего.
Первое указывает на божественность нетварных сущности и энергии, а второе приравнивает имя Божие к Самому Богу.
Что же общего между этими высказываниями?
И еще: сопоставьте приведенные Вами цитаты с цитатой из св. Григория, приведенной в тексте моей публикации, чтобы окончательно убедиться в том, что св. Григорий и помыслить не мог о сваливании в одну кучу представлений о Боге, Его сущности и Его энергии.
Reply
Leave a comment