Leave a comment

Comments 9

alexandrg October 9 2012, 12:18:36 UTC
+++Может ли быть Богом то, что «помимо» Его сущности, хотя и «при» сущности? Может ли быть Богом то, что не является Его сущностью? - Никак.+++

Интересно, что свт. Григорий Палама именно с такой точкой зрения активно спорил. :)

Reply

ortorus October 9 2012, 12:46:34 UTC
Где же это?

Reply

alexandrg October 9 2012, 13:07:05 UTC
В своих сочинениях. :)

Вот из того, что под рукой:

"15. Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы и благости Бога, и они суть Сам Бог, хотя и не по сущности, ибо по ней Он неделим и непричаствуем, будучи совершенно обособлен от всего, так что никто из сведущих точный смысл благочестия никогда не будет пытаться уразуметь или выразить Бога по ней (...)." [Свт. Григорий Палама. О Божественном соединении и разделении, 15]

"28. Итак, когда мы говорим «Бог», или «Дух», или «Божество», то не всегда имеем в виду одно и то же, то есть божественную сущность или отдельно одну из ипостасей Святой Троицы, или их общую энергию, но когда все, когда многое, а когда и что-либо одно из этого." [Свт. Григорий Палама. Феофан, 28]

"Божественная сущность и Божественная энергия [обе] есть Тот же самый Бог." [Свт. Григорий Палама. 150 глав, 145]

Reply

ortorus October 9 2012, 15:12:13 UTC
Разве не очевидно, что св. Григорий в приведенных Вами цитатах доказывает божественность нетварных несущностных энергий, а не равенство их Богу?
Посмотрите на эти высказывания в контексте, и убедитесь в правоте моих слов.
Обратите внимание на различие выражений св. Григория - "Тот же самый Бог" - в отношении божественных сущности и энергии, и Кронштадтского - "Имя Божие есть Сам Бог" - в отношении имени Божиего.
Первое указывает на божественность нетварных сущности и энергии, а второе приравнивает имя Божие к Самому Богу.
Что же общего между этими высказываниями?
И еще: сопоставьте приведенные Вами цитаты с цитатой из св. Григория, приведенной в тексте моей публикации, чтобы окончательно убедиться в том, что св. Григорий и помыслить не мог о сваливании в одну кучу представлений о Боге, Его сущности и Его энергии.

Reply


Leave a comment

Up