Окончательный приговор имяславию

Sep 19, 2012 22:25

Доказательство от Священного Писания

Языческая сущность имяславия уже была показана ранее. И хотя возражений по существу против выдвинутой аргументации представлено не было, нелишне дополнить ее, чтобы доказательно продемонстрировать совершенную абсурдность имяславия.

Доказательно, разумеется, для христиан. Потому что бессмысленно доказывать ( Read more... )

имяверие, имяславие, язычество

Leave a comment

ortolog October 18 2012, 04:19:57 UTC
А чем "имяверец" хуже или лучше "имяславца"? На мой вкус, ни то, ни другое не годится для "имябожничества".
Потому, что мы призваны Св.Писанием и славить Имя Божие, и веровать во Имя Божие. Православие - это имяславие и имяверие, если под именем понимать Имя Божие.
Да и "имябожники" - неудачное наименование. Ведь вопрос этот так и остался без должного рассмотрения Собором. Он повис в воздухе. Потому, что те "разоблачения", которые были сделаны, были сделаны опрометчиво, скоропалительно, второпях и административным ресурсом, а не добропорядочным академичеким и глубоким богословским разбирательством. И на нелепость некоторых высказываний, так называемых, "имябожников", появились нелепые высказывания некоторых запальчивых "имяборцев". Из одной крайности стали впадать в другую.
Одни Имя Божие признали Богом, не потрудившись толком разъяснить свою монашескую терминологию, а другие (которые никогда не занимались монашеским деланием) Имя Божие назвали обычным именем человеческим, т.е., якобы, сочиненным людьми. А это уже хула на Святое Имя Божие. Из огня да в полымя.

То, что мы обязаны славить Имя Его (т.е. быть имяславцами) есть масса текстов:

"Воздайте Господу славу Имени Его" (1Пар.16.29)
"Если вы не примете к сердцу, чтобы воздавать славу Имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие.." (Мал.2.2)
"Я буду славить Имя Бога моего в пении" (Пс.68.31)
"От восхода солнца до запада да будет прославляемо Имя Господне" (Пс.112.3)
"Поклонюсь пред святым храмом Твоим и славлю Имя Твое за милость Твою и за истину Твою" (Пс.137.2)
"На всяк день буду благословлять Тебя и восхвалять Имя Твое во веки и в век века" (Пс.144.2)

Ибо в молитве Господней первое, что сказано:"Да святится Имя твое". И крестимся мы "во Имя Отца и Сына и святаго Духа". И "нет инаго Имени, которым нам надлежит спастись".
И веруем во Имя Его. Ибо,

"А Заповедь Его та, чтобы мы веровали во Имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга" (1Иоан.3.23) и Апостол Любви пишет нам:
"сие написал вам, верующим во Имя Сына Божия, дабы вы знали, что веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" (1Иоан.5.13). Поэтому,
"Многие уверовали во Имя Его" (Иоан.2.23), как исцеленный Апостолом Петром, сказавшим:"И ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего" (Деян.3.16).
И именно "Верующим во Имя Его дал власть быти чадами Божиими" (Иоан.1.12),
А
"неверующий уже осужден, потому, что не уверовал во Имя Единородного Сына Божия" (Иоан.3.18).

Так, что мы должны веровать во Имя Божие, т.е. быть "имяверцами".

Reply

ortorus October 18 2012, 20:24:05 UTC
Разницу между терминами "имяверие" и имяславие" я уже объяснил.
Вероятно, Олег, Вам неоднократно приходилось слышать гуманистическое выражение "во имя человека", т.е. ради человека.
Разумеется христианин не должен делать что-либо ради человека (хотя может и должен делать для человека), но должен делать все ради Бога, т.е. во имя Бога.
Этот смысл и заложен в приведенных Вами цитатах.
А если не так, то освежите в памяти написанное мной выше и убедитесь в нелепости (веренее - богохульности) приравнивания имени Божия к самому Богу, а заодно и в языческой сути этого приравнивания.

Reply

ortolog October 18 2012, 22:00:03 UTC
Странна эта Ваша нелепая самоуверенность в том, что Вы что то и кому то доказали. О таких тайнах Божиих нужно рассуждать, будучи либо святым, либо глубоко академически образованным богословом.

Вы настолько дерзостно обвиняете святого праведного Ианна Кронштадского, человека с буквально апостольской благодатью, которую не являл на Руси до него ни один человек, что становится не по себе.

А так, Ваши доморощенные наукообразные попытки выглядели бы наивно и смешно, если бы не надменное отношение к святому человеку, которое все смешное обращает в неприятное.

Reply

ortorus October 19 2012, 10:04:45 UTC
Вы, Олег, как обычно, отвечаете на аргументацию эмоциями.
Впрочем, Вы не одиноки: мои разговоры на Соборе РПЦЗ(В-В) и Синоде РИПЦ тоже начинались с адресованного мне вопроса: "Есть ли у Вас богословское образование?".

В отличие от имяверцев, уже "знающих" неведомое имя Божие и "познавших" сущность Бога (ведь, только тогда можно утверждать равенство первого второму), я не пытаюсь проникнуть в тайну ни того, ни другого.
Но я показал явную любому здравомыслящему человеку, переходящую в язычество нелепость имяверия и не менее явное его противоречие Священному Писанию.
Разумеется, человеку, желающему не понимать самых простых, далеких от богословских, доводов, вся аргументация которого против этих доводов заключается в его собственных эмоциях, я доказать ничего не могу.
Но и не ставлю перед собой такой задачи. Пусть такого человека обличит его собственная совесть.

Что до Кронштадтского, то с другой его несомненной ересью Вы можете познакомиться здесь.

Reply

watchinexile October 19 2012, 07:35:36 UTC
Что такое "славить Имя Божие" - это более или менее понятно, Это то же самое, что "славить Бога", а вот, что значит "веровать во Имя Его" - если вырывать из контекста - не очень. И это, я думаю, от того, что есть некие проблемы перевода библейских текстов, написанных и мыслимых в Ветхом и Новом заветах по- еврейски, на другие языки. Поэтому буквальная интрпретация (как и в любых переводах текстов надругой язык) не всегда точно передаёт смысл. Слово שֵׁם (shem) - имя - довольно многозначно. В большинстве случаев Имя Его (Бога) - это просто идиоматическое выражение, фигура речи, указывающая на Него. И оно используется, как полный синоним. В этом легко убедиться даже в переводе, если опустить "имя" в Ваших примерах:
"Воздайте Господу славу Его" (1Пар.16.29)
"Если вы не примете к сердцу, чтобы воздавать славу Мне, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие.." (Мал.2.2)
"Я буду славить Бога моего в пении" (Пс.68.31)
"От восхода солнца до запада да будет прославляем Господь" (Пс.112.3)
"Поклонюсь пред святым храмом Твоим и славлю Тебя за милость Твою и за истину Твою" (Пс.137.2)
"На всяк день буду благословлять Тебя и восхвалять Тебя во веки и в век века" (Пс.144.2)

И Святой Апостол Иоанн Богослов употребляет это выражение (фигуру речи) "Имя Господа" как полный синоним, вместо "Господа". (Достаточно сравнить Ин. 2, 11 и 2, 23 с весьма сходными episteusan eis auton (уверовали в Него; 2, 11) и episteusan eis to onoma autou (уверовали в Имя Его; 2, 23). И особенно - в Ин. 3, 18 - стих, который Вы обрезаете, а полностью он имеет две части:
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.» - И понятно, что тот, кто уверовал "во имя" на самом деле уверовал "в Него". Таким образом, и у святого Апостола Иоанна Богослова, в том числе и в приведённых Вами цитатах "во Имя Его" легко заменяется на "в Него".

Но бывают и менее очевидные смысловые сдвиги.

Например, в библейских текстах "Во Имя" по отношению к Богу на самом деле часто означает "по власти", "по воле". Так, напр. Иер. 11, 21 - «не пророчествуй во имя Яхве (Иеговы)» [в христиансих библиях "Яхве" (Иегова) переводится почти всегда как "Господь"]. В славянской же библии перевод ещё дальше ушел по смыслу - "о имени Господни". Но примерно в таком смысле ("по воле") говорят "Во Имя", когда крестятся (и, кстати, особенно, когда проповедуют). «да святится Имя Твое» - в греческом оригинале (да и в английском переводе) - пассивный залог, а смысл - "да будет прославлено во святых" (т.е., не само Имя святится).

В целом, получается, что "Имя Божие" в Библии может рассматриваться как устойчивая фигура речи, причем "Имя" в этом выражении не имеет самостоятельного значения, и в этом (и только в этом) смысле "Имя Божие" есть "Бог".

Reply

ortolog October 19 2012, 18:10:16 UTC
--В целом, получается, что "Имя Божие" в Библии может рассматриваться как устойчивая фигура речи,

Имя Божие в св.Писании - это не фигура речи, иначе не было бы Третьей Заповеди из Десяти: Не произноси Имени Бога твоего всуе.
А фигура речи - это именно произнесение всуе, т.е. напрасно, когда можно обойтись и без него, вот как Вы в своих вариантах. Непостеснялись не то, что едину черту или йоту убавить из Слова Божия. за что Бог обещает страшные наказания, а просто убрать вообще упоминание об Имени Божием.
Нет, Имя Божие - это не фигура речи.
Имя Божие Свято, как свято все, что происходит от Бога ради нашего спасения. Его имена, образы и формы - святы, как образы, имена, формы и места Богоявлений.
Они требуют почитания, поклонения и прославления.

С другой стороны, видя, как легко можно заменить "имя Бога" на просто "Бога", без изменения смысла, легко понять, что имели ввиду те, кто смешвал эти понятия, заявляя, что Имя Бога - это и есть Бог, но не по существу, а по Ипостасному действию.
Поэтому, мы почитаем, покланяемся и лобзаем иконы, Св.Писание и Имена Божии, которые даны нам от Бога, потому, что они являют нам Бога по благатному ипостасному общению, несут Его енергию - спасительную благодать Святаго Духа и, потому - они божественны.
Через Имя Божие и через Образ Божий, безграничный вездесущий непостижимый неизреченный никаким именем и неописуемый никаким образом Бог, ограничивает Себя Своим действованием для нашего восприятия и причастия Ему Именем и формой. Не будучи причаствуемым по существу, Бог причаствуем нам по Ипостаси через Свою энергию или действование: Имя и Образы (от живописных до Вочеловечившегося тела Христова).

Reply

watchinexile October 20 2012, 16:55:48 UTC
Да нет же! Никакого отношения моё обсуждение и замены в тексте не имеют к Третьей Заповеди Господней, данной через Моисея. - По той простой и очевидной причине, что словосочетание "Имя Божие" (напимер, shem 'elohiym; Пс. 68, 31) - Именем Божием не является. - Поэтому Имя Божие тут всуе не употребляется никак.

Кстати уж, никаких "йот" в Законе не было. Йота - это греческая буква, а Закон был написан по еврейски. Это - издержки перевода. Йота и черта - это на самом деле буква йод (йуд) еврейской письменности, самая маленькая в письме (в отличие от греческой йоты, которая размером не сильно отличается от других букв), и черта - маленький значок (как знак ударения) используемый в письменном еврейском. Но, по свидетельству Папия, приведенному у Евсевия, "Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог". Впрочем, это по-существу не меняет смысл, сказанного Господом, хотя в оригинале это ярче выражено.

Reply

ortolog October 22 2012, 17:09:30 UTC
Не совсем так Вы меня поняли, Андрей. Я говорил о том, что Господь, видимо, не считатет Имя Божие (или упоминание об Имени Своем) "фигурой речи". Иначе бы не было этой Заповеди.
Потому, что "фигура речи" - это суесловие, то без чего можно вообще обойтись. Но в св.Писании нельзя убавлять ничего (см. последние строки Св.Писания), даже "йоту" или "черту" (как бы их не понимать. по-еврейски или гречески, на котором написаны три евангелия). Поэтому нельзя убавлять и слова "Имя Божие". Иначе, "можно убрать" и из Молитвы Господней слова "Да святится Имя Твое" и заменить на: "Да святишься Ты". Но этого делать не будем.

Вы, понимая, как сказали, необходимость прославления Имени, задались вопросм, но как можно "веровать в Имя". "Может быть это просто фигура речи?" Попробую ответить так (может быть это станет яснее). Т.е. слишком примитивно и поверхностно (но это, часто, более ясно).

Если кому-то, не знающему Бога или, луше, не имеющему понятия о Нем, один скажет, что Бог Творец - это Зевс (или Юпитер), другой скажет, что его зовут Перун, а третий скажет, что Его зовут Господь (или Отец, Сын и Святый Дух). То человек избирает сам в какое имя поверить. т.е. КАКОЕ из этих имен, по его вере, относится к его представлению о Боге и к Самому Богу. Анализируя разную информацию, он избирает предмет веры по вере в конктерное Имя, с которым связывает свое (или данное ему от учителя и проповедника) понятие о Боге.
Какое Имя Богооткровенное, а какое сочинено людьми. т.е. ложное. Ибо если ложное имя, то ложным является и понятие о Боге проповедника, т. .е ложным является его бог. Даже, если имеется ввиду примерно одинаковое понятие о Боге, как Творце сущего, но при разных источниках происхождения имени, разные и имена и веры в них. И нам нужно избрать Имя, в которое мы поверим. Т.е. не в само Имя, как в Бога, а в то, что именно это Имя именует Вашего Бога.
Поэтому, хотим или нет, но мы должны быть и имяславцами (славить Имя Божие нашими мыслями, словами и делами) и имяверцами (веровать в то, что именно это имя именует, определяет нашего Бога).
Мы должны верить либо в Имя Господа Иисуса Христа, Имя Отца Небесного, Имя Пресвятой Троицы (данные Богом), которые именуют Бога, или в имя Зевса (например), или Ваниту, Аллаха, как имена Бога - Творца.

Итак, по вере в Имя, определяется и вера в Бога.

Поэтому, есть истинные имяверцы (христиане) и ложные имяверцы (нехристи).

Reply

watchinexile October 23 2012, 06:46:27 UTC
Всё-таки мы не очень понимаем друг друга. "Фигура речи" или идиома - это языковое явление, а вовсе не суесловие. Идиома - устойчивое словосочетание, оборот речи, выражение, значение которого не складывается из значений составляющих его слов; фразеологизм (Большой толковый словарь русского языка). Пример лексической идиомы в русском языке - без году неделя. Пример идиомы в Евангелии в устах Господа - «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 39-40) . Господь не был в гробу три ночи, но использовал идиоматическое выражение "день и ночь" обозначавшее у евреев просто день, не обязательно полный. В Евангелии от Матфея его переписали на греческий язык буквально, не разобравшись, и получилась путаница. - Так что от "йодов" и "титлов" мало что остаётся.
---- Иначе, "можно убрать" и из Молитвы Господней слова "Да святится Имя Твое" и заменить на: "Да святишься Ты". Но этого делать не будем.

Как я уже писал, правильно не "да святится", а "да будет прославлено во святых" "Имя Твое". А какое имя? - Ведь ни Бог ни Господь (Господин) - это не имя, потому что не всякое название есть имя. (Это только в русском и славянском переводах ввели такие две формы слова "господин" - в греческом оригинале и, скажем, в английском Евангелии используется одно и то же самое слово - господин [lord]).
А вот об имени мы можем узнать как раз из Заповедей у Моисея: «Не произноси shām Yĕhovah, 'elohiym твоего, напрасно, ибо Yĕhovah не оставит без наказания того, кто произносит shām Его напрасно» (Исх. 20, 7) . А Господь свидетельствует евреям: «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (Ин. 8, 54) . Поэтому отсюда однозначно - "да будет прославлено во святых Имя Твое (Отца) - Иегова".

'elohiym - это Бог, хотя слово и во множественном числе. (У нас, христиан, Бог - Троица, так что множественное число очень правильно отражает существо дела). Но Бог (еще раз) - не имя, иначе shām Yĕhovah 'elohiym в Ветхом Завете - безсмыслица.

Но 'elohiym в единственном числе - 'elowahh (Элоах).
Вот один исследователь христианского Ближнего Востока утверждал, что там христиане до магометанского завоевания употребляли слово "Аллах" в том смысле, в котором мы говорим "Бог", и что, например, выражение "Аллах ахбар" в то время было вполне христианским. Таким образом, тогда вера в "Аллаха" была частью христианского исповедания.

Reply


Leave a comment

Up