Часть I.
Часть II.
В части I говорилось о неотвратимости наказания нераскаянных грешников.
Обращалось внимание и на то, что преступления пастырей наказывает Сам Бог.
Практически указать на момент совершения наказания пастыря нередко бывает трудно, что препятствует верному поведению пасомых в отношении пастыря, нарушившего правило, ведущее к отлучению или извержению из сана.
Однако некоторые правила предусматривают поэтапное наказание пастыря за повторяющееся преступление: сначала отлучение, а затем извержение из сана, что позволяет, начиная с некоторого - более или менее точно фиксируемого - момента, уверенно говорить о состоявшемся факте совершения первого этапа наказания.
К таким правилам, в частности, относится Апостольское Правило 58:
"Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен".
Нерадение епископа или пресвитера становится вполне очевидным любому пасомому, если он испытывает потребность в общении (например, в беседе на конкретную тему) с пастырем, но не имеет его по причине нежелания пастыря, не связанного с обстоятельствами, объективно препятствующими этому общению.
Такое нежелание не может быть квалифицировано иначе, чем нерадение о людях, а потому за ним должно следовать установленное правилом отлучение.
Иначе говоря, церковный Суд должен рассмотреть поведение такого пастыря и принять предписанное правилом решение.
К сожалению, в настоящее время церковные суды бездействуют (если вообще существуют), и в случае нарушения пастырем правил апеллировать не к кому.
Остается уповать на волю Божию и соотносить свои действия в отношении такого пастыря с конкретными обстоятельствами.
И здесь первостепенную роль играет отмеченная выше поэтапность наказания.
Действительно, если пастырь остается в нерадении в течение сколько-нибудь длительного промежутка времени, достаточного для неоднократного исполнения своей пастырской обязанности, то уже сам этот факт указывает на необходимость применения к нему наказания, предусмотренного второй частью правила, и извержения его из сана.
Поэтому можно быть уверенным в том, что наказание, предписываемое первой частью правила, уже совершено Судом Божиим.
И пастырь перестал быть пастырем: епископом или пресвитером.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями.