"Он колеблется как человек и смущается как человек; не могущество и не божество Его смущается, но смущается душа, и смущается потому, что Он принял человеческую слабость, и потому ещё, что Он принял душу страстную. Потому что Бог, поскольку Он был Богом, не мог ни смущаться, ни умирать. Потому-то Он и говорит: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси
(
Read more... )
Богословие и свобода Церкви
О задачах освободительной войны в области русского богословия
.......сравнительно с Григорием Богословом в семинарском учебнике митрополит Макарий о спасении мудрствует иначе:
Григорий Богослов:
“Главное одно - мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму!”
Митрополит Макарий:
“Вся тайна нашего искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он, в замен нас, уплатил Своею кровию долг Правде Божией за наши грехи”.
Вот что сделало с нашим богословием латинское и немецкое рабство! В учении о спасении это рабство отторгло наше богословие от Григория Богослова и иных отцов Церкви и приблизило к Ансельму и прочим отцам схоластики! Макарий принимает даже понятие заслуги; ему остается прибавить уже немного для того, чтобы в дело спасения перенести весь католический механизм банкирского дома, о котором говорил А. С. Хомяков [65].
Но спросите вы людей, прошедших среднюю духовную школу, как они богословствуют о спасении! Спросите наших сельских неученых батюшек! Вы прежде всего узнаете, что они вообще очень мало богословствуют, но все же вы заметите без особого труда, что о спасении они мыслят по Макарию, а не по Афанасию Великому или Григорию Богослову. Школа положила на веки свою схоластическую печать...
Но да не подумает кто-либо из вас: неужели Церковь изменила своему Православию? Раскольники уже не преминули на подобный вопрос дать свой злобный положительный ответ, например, в умно задуманной и кощунственно написанной книге Мельникова о „блуждающем богословии". Нет, Церковь не изменила и не могла изменить своему Православию; только школа перестала мыслить вполне по церковному, произошел некоторый разрыв между Церковью и школой. Церковь и теперь живет и дышит все тою же идеей спасения, которой жила и дышала она полторы тысячи лет назад. У Церкви и теперь есть своя сокровищница богословия, существенно отличного от богословия школьного. Это сокровище - в богослужебных книгах. Ведь большая часть наших богослужебных книг составлена тогда, когда даже не было никакого латинства и не было никакой схоластики. Многие из богослужебных песнопений, стихир, канонов - писаны великими богословами древней Церкви. В богослужении мы слышим чистый и неиспорченный отголосок богословия святоотеческого, древне-церковного. Уже несколько лет скорбь и горечь теснят мое сердце от сознания того, как искажена в нашем школьном богословии христианская идея спасения, и без радостного трепета сердечного я не могу слышать нашего богослужения. Я радуюсь, как сын Церкви и как богослов, потому что каждую почти минуту в богослужении слышу те самые чистые и высокие понятия об истинах христианской жизни, которые пленили меня в богословии святоотеческом. Прочитайте вы службу на Рождество и Благовещение, - и вы найдете о деле спасения те же мысли, что во втором веке высказывал св. Ириней Лионский, в четвертом - Афанасий, Василий и оба Григория, в седьмом - преп. Максим Исповедник, в восьмом - преп. Иоанн Дамаскин, в одиннадцатом - преп. Симеон, Новый Богослов, или, лучше сказать, все и во всех веках на священном Востоке! В самой литургии, приступая к совершению величайшего таинства, мы, священники, говорим в алтаре пред престолом о спасении совсем не то, чему учит нас школьная догматика. В литургии св. Иоанна Златоуста мы исповедуем:
“Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшая восставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и царство Твое даровал еси будущее”.
.............
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=505
Reply
Но меня интересует конкретный вопрос: утверждено ли соборно пособие Помазанского?
Reply
Св.Троицкой ДА есть и Макарий Булгаков с таким же учением:
http://www.holytrinitymission.org/index.php
А Макарий был утвержден еще св. Синодом в 19 веке
Reply
А что известно тебе?
Reply
Церковно-Славянский:
Христос вочеловечился, плоти приобщившись ми, и вся, елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе и образ предпоказуя своего снизхождения.
Перевод русский:
Христос вочеловечился, соединившись моему человеческому естеству, всё, что свойственно естеству, добровольно испытал кроме греха, уподобляя тебе душа и показывая образ своего снизхождения.
Да и впрямь в службах есть польза. Имеющий уши да услышит.
Reply
Это правда, что вся чистота веры православной сохранилась лишь в богослужебных текстах.
И хотя Вы обращаетесь не ко мне, думаю Вам может оказаться небесполезным ответ на этот Ваш комментарий в сегодняшней публикации в моем журнале.
Спаси Вас Христос.
Reply
Leave a comment