Введение
здесь.
Автор пишет: «Добродетели… присущи самой природе человека: Бог дал их ему с самого начала, творя его по Своему подобию. Это состояние, которое человек утратил после грехопадения, было восстановлено Христом, и всякий принимающий Крещение обретает его вновь. Если, однако, он вновь уступает греху и отдает себя во власть страстей, то добродетели не перестают быть свойственными его исконной природе, а страсти, приходящие извне, остаются для него посторонними».
Присущее - относящееся к сущности - совокупности свойств, неотделимых от объекта.
Человеку присущи свойства
образа Божия, по которому он сотворен: простота, троичность, свобода, воля,
ум, разум, бессмертие, созидательность.
Добродетели и грехи - не общие для всех людей свойства
естества (сущности), а личные качества человека, ему не присущие, но приобретаемые и утрачиваемые.
Адам был сотворен безгрешным и, следовательно, обладал всеми добродетелями - личными положительными качествами, а не свойствами его природы, то есть не свойственными ей.
Вследствие первородного греха природное естество человека было повреждено. Одной из бед человека как обладателя поврежденного естества стала
удобопреклонность ко греху, выразившаяся в ослаблении воли, а значит и ослаблении способности противостоять недолжному помыслу, принятие которого есть не что иное как отрицание добродетели, произвольный отказ от нее.
Покаяние же есть добровольный отказ от недолжных помыслов - прекращение отрицания добродетелей.
И страсти не остаются для человека посторонними. Напротив, грехи,
хранящиеся в сердце человека вместе с добродетелями, становятся своими настолько, что изменяют
дух человека, определяющий его посмертную участь.
А для Ларше все едино: что свойства, что качества. Причем одни качества (как свойства!) присущи человеку, а другие живут вообще где-то в стороне.
Продолжение
здесь.