Введение
здесь.
Следует отметить, что основную часть текста книги составляют выдержки из святоотеческих творений. Но как только автор вставляет свои комментарии к ним, начинается нечто, подобное этому:
«Изначально зло существовало как возможность для человеческой воли. Это было необходимо для того, чтобы воля стала действительно совершенной: если бы человек не имел возможности совершить грех, он не был бы полностью свободен. Тем не менее условием свободы была лишь простая возможность греха, а не актуализация этой возможности, не фактическое совершение зла. Напротив, оно, как мы покажем далее, могло лишь заставить ее утратить ее изначальное совершенство».
Ну, что такое «возможность для человеческой воли» и, тем более, возможность называемая злом, надо спрашивать у автора.
Другое дело - «полная свобода». Видимо, автор понимает данную человеку Богом свободу не традиционно (как возможность выбора между добром и злом), а как возможность съесть или не съесть яблоко с дерева познания добра и зла. Поэтому под полной свободой подразумевает возможность съесть яблоко целиком, а под неполной - возможность съесть его только частично.
Новой является и мысль автора о том, что свобода дана человеку при условии «простой возможности греха, а не актуализации этой возможности».
Со столь же нетрадиционной позиции автор подходит и к вопросу о совершенстве/несовершенстве человеческой воли, полагая, по-видимому, во второй фразе процитированного отрывка волю наполовину несовершенной, а в последней фразе - наполовину совершенной.
В целом отрывок отлично демонстрирует органичную связь его содержания с заголовками: всей главы - «Патология падшего человека», ее пункта 1 - «Патология познания», и особенно подпункта а) - «Извращение и деградация познания и его органов».
Продолжение
здесь.