Об отношении фарисейском и отношении православном

Nov 14, 2008 16:37



Словом "молитва" обозначается сам текст молитвословия, а словом "моление" - расположение, эмоциональное состояние души, приемлемое и пригодное при обращении к молитве.

Фарисейская молитва - без сознания грехов, за которые человек просит помилования - может возвеличивать человека в его собственных глазах (Лк 18: 10-14) и даже вводить в прелесть.

Read more... )

молитва

Leave a comment

dmitri_kapustin November 14 2008, 14:36:51 UTC
Осознание своих грехов - это и есть необходимое условие исправления, восприимчивость к благодати.

Можно, конечно, осознать свои грехи, но не надеяться их исправить - но это не покаяние, такое осознание САМО ПО СЕБЕ бесплодно и бесполезно. Например, пьяницы понимают, что поступают плохо, но если не исправляются, не пытаются бросить пить, то такое осознание бесплодно.

--Фарисейская молитва - без сознания грехов, за которые человек просит помилования - может возвеличивать человека в его собственных глазах (Лк 18: 10-14) и даже вводить в прелесть.

Сознавать грехи, конечно, нужно.

--Православная молитва совершается с настроением, сравнимым с настроением должника, обращающегося к заимодавцу с просьбой о новом займе; но не для возврата долга, поскольку неизвестно, где найти (и возможно ли?) средства для его погашения.

А для чего тогда приходил Мессия? Если мы по-прежнему неплатежеспособны, в чём же наше спасение? Мы неплатежеспособны не потому, что это невозможно, а потому, что не стремимся к "бездифицитному балансу" с Богом должным образом.

--О займе, неизмеримо превышающем стоимость трудов всей жизни.

Важны не сами труды, а результат их, который невозможен без божественной благодати.

--О займе, на который считает себя не имеющим никакого права и просит лишь потому, что заимодавец обещал дать в долг.

Заимодавец даёт в долг, но Он даёт и средство не делать новых долгов. Надо только его взять и использовать, а не лениться и "плыть по течению".

--О займе, единственным средством оплаты которого, обусловленным заимодавцем, является само прошение о прощении долга.

Нет, нужно стремиться погасить долг.

Reply

ortorus November 14 2008, 16:25:06 UTC
Да, Димитрий.
Осознание своих грехов - необходимое условие выправления недолжного отношения и расположения души.
Поэтому оно не может быть "бесплодно и бесполезно".
А когда речь идет о пьяницах (очень люблю их ввиду возможности наглядного представления на их примере действия греха), то они обычно раскаиваются в последствиях греха (тошнит, головка бо-бо), но не в самом грехе. И это действительно бесполезно для души.

Я не говорил о покаянии: это отдельная тема.

Спаситель вочеловечился не для того, чтобы выдать нам "платежное средство", но для того, чтобы, исполнив за нас закон, дать нам средство для спасения в виде покаяния, которое, впрочем, является не "платежным средством", а средством, сохраняющим человека на Пути к Царству Небесному, дающим надежду на милость Божию; ибо только Его милостью спасение и совершается.

Я ничего не говорил о результате трудов человека, не касался вопроса об использовании полученных средств, а говорил о настроении, присущем православному человеку в отличие от фарисеев.

Стремление погасить долг, который погасить невозможно, тоже свидетельствует о неправославном отношении.
Православное отношение требует безусловного признания возможности спасения лишь по милости Божией, а не "за" труд.

Reply

dmitri_kapustin November 17 2008, 08:32:39 UTC
--Православное отношение требует безусловного признания возможности спасения лишь по милости Божией, а не "за" труд.

С этим я согласен.

--Стремление погасить долг, который погасить невозможно, тоже свидетельствует о неправославном отношении.

А вот это непонятно. Ведь "старые" долги Бог прощает по вере принимающего крещение, а не делать новых долгов - вполне естественое желание христианина. То есть, нужно не только просить милости за соделанные грехи, но и стараться не делать новых. "В идеале" человек просто перестаёт грешить. А если не перестаёт - это его реальное упущение, которое нужно стараться исправлять. Посмотрите 6-ю главу послания к Римлянам. Мы призваны к тому, чтобы грех не господствовал над нами. А если этого не происходит, то это наша реальная вина, которую нужно исправить.

Reply

ortorus November 17 2008, 15:21:00 UTC
Вы все верно говорите, Димитрий.
Конечно, хотелось бы "не делать новых долгов". К сожалению, даже это, как правило, не получается.
Я возразил лишь против стремления погасить долг. Это и вправду невозможно. Долг есть, и прощен может быть только по милости.

Reply

dmitri_kapustin November 17 2008, 14:00:37 UTC
Правильно ли я Вас понимаю? Вы хотите сказать, что в Христианстве грех - это не какие-то нарушения заповедей, а прекращение признавания себя грешным в надежде на милость Бога?

Но если это так, то в чём же наш долг перед Богом? В чём мы виновны? В том, что ранее не признавали себя виновными и не надеялись на милость Бога?

Gризнавание себя грешным и прошение о милости - это тоже дело. Получается, что и в Вашем пониманиии человек спасается делами?

Reply

ortorus November 17 2008, 15:30:20 UTC
Димитрий, грех - это не нарушение заповедей и не прекращение признания себя грешным.
Грех - это желание не следовать заповеданному.
Спасается же человек не делами, а по милости Божией.
Но, как сказал св. Иоанн Лествичник: "Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия".

Reply

dmitri_kapustin November 18 2008, 08:09:40 UTC
--Грех - это желание не следовать заповеданному.

А в чём же тогда долг? В том, что раньше желали не следовать заповеданному? Но разве в крещении это не прощается? А чем плохо после крещения не создавать нового долга желанием не следовать заповеданному? Разве это невозможно? А если возможно, то и долга не будет? Разве не так?

Reply

ortorus November 18 2008, 10:12:40 UTC
Долг возник вследствие воплощения греха в делах.
Эти дела уже сделаны и не могут стать не бывшими, а потому возврат долга даже предполагать невозможно - он может быть только прощен.
Следование заповеданному - обязанность человека, которая в идеале должна стать его потребностью (но никак не может быть желанием).
Но следовать заповеданному во всем человеку невозможно: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин 8: 7).

Reply

dmitri_kapustin November 18 2008, 10:22:38 UTC
--Эти дела уже сделаны и не могут стать не бывшими, а потому возврат долга даже предполагать невозможно - он может быть только прощен.

Вы имеете в виду дела до крещения или после? Если до крещения, разве они не прощены?

--Следование заповеданному - обязанность человека, которая в идеале должна стать его потребностью (но никак не может быть желанием).

А почему не может быть желанием? Разве желать следовать заповеданному не единственный путь избежать греха, по Вашей терминологии?

--Но следовать заповеданному во всем человеку невозможно: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин 8: 7).

Это было сказано не христианам. Значит, получается, что пришествие Христа не избавило людей от рабства греху, и они не могут перестать грешить?

Reply

ortorus November 18 2008, 11:39:06 UTC
Димитрий, я не могу подразделять долги на возникшие до и после крещения с точки зрения возможности их возврата: вернуть невозможно ни те, ни другие, независимо от того, прощены они или нет.

Само слово "потребность" указывает на нечто необходимое человеку - то, без чего он не может жить.
Для поддержания жизни тела человеку потребны минимальные количества пищи, воды, воздуха, одежды; для поддержания жизни души - следование заповедям.
Стремление же к получению чего-либо сверх необходимого (сверх потребного) для существования есть желание, которое суть греховно.
Избежать греха, как раз, и возможно, отвергая свои непотребные желания.

Это было сказано всем присутствовавшим, а было там достаточно много народу.
Могу добавить не вызывающее сомнений: "Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1 Ин 1: 8).
Вочеловечение Спасителя и его крестная смерть освободили нас от власти закона, исполнить который человеку невозможно и который исполнил за нас Христос.
Но, созданный по Образу Божию, человек сохранил свободу, дающую ему возможность выбора между рабством Богу и рабством греху.

Reply

dmitri_kapustin November 18 2008, 11:58:11 UTC
--Следование заповеданному - обязанность человека, которая в идеале должна стать его потребностью (но никак не может быть желанием).

--Для поддержания жизни тела человеку потребны минимальные количества пищи, воды, воздуха, одежды; для поддержания жизни души - следование заповедям.
--Стремление же к получению чего-либо сверх необходимого (сверх потребного) для существования есть желание, которое суть греховно.

А почему Вы под желанием понимаете только стремление к тому, что сверх необходимого? Разве желание пищи (необходимого количества) нельзя назвать желанием?

Reply

ortorus November 18 2008, 13:58:57 UTC
Потому что в русском языке потребным называется необходимое, а желанием - то, что сверх потребного.
В можете хотеть есть, но это хотение - отражение или Вашей потребности в необходимом, или желания непотребного пресыщения.
Само слово "непотребство" - противопоставление потребности.

Reply

dmitri_kapustin November 18 2008, 14:12:45 UTC
--Вы можете хотеть есть, но это хотение - отражение или Вашей потребности в необходимом, или желания непотребного пресыщения.

Желать и хотеть - это синонимы. См. напр. http://www.krotov.info/slovari/ZH/E/wrd_7854.htm
========
ЖЕЛАТЬ чего, жадать, хотеть, стремиться к чему или призывать что; волить, вожделеть.
========

Reply

ortorus November 18 2008, 14:35:52 UTC
Димитрий, "желать" и "хотеть" - отнюдь, не синонимы.
К сожалению, уважаемый мною Владимир Даль (о современных словарях и упоминать стыдно) плохо различает (а иногда вообще не различает) нравственные понятия.
К примеру, он обозначает как синонимы добродетельные храбрость, отважность, мужество (не говорю уже о том, что и эти слова имеют далеко не одинаковый, не различаемый им, смысл) с греховной смелостью.
Христос никогда ничего не желал, но хотел.

Reply

dmitri_kapustin November 18 2008, 14:45:45 UTC
--Христос никогда ничего не желал, но хотел.

Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 14
========
О (двух) волях и свободных действованиях Господа нашего Иисуса Христа.

Так как во Христе - два естества, то утверждаем, что в Нем - и две естественные воли и два естественных действования. А так как ипостась двух естеств Его - одна, то утверждаем, что Один и Тот же хочет и действует естественно - по обоим естествам, из коих, в коих и кои - Христос Бог наш; но желает и действует не раздельно, но соединенно, ибо желает и действует в каждом из обоих естеств, с участием другого из них. Ибо у кого сущность одна и та же, у того и желание, и действование - одни и те же; у кого же различна сущность, у того различны и воля, и действование. И наоборот: у кого желание и действование - одни и те же, у того и сущность - одна и та же; у кого же различны желание и действование, у того и сущность различна...
========

Reply

ortorus November 18 2008, 14:55:01 UTC
Димитрий, это я отношу только к погрешности перевода.
Проблема перевода вообще - огромная, реально существующая проблема.

Reply


Leave a comment

Up