Нѣкоторые изъ постящихся христіанъ, особенно готовящіеся къ исповѣди и св. причастію, изъявляютъ иногда желаніе знать, какъ именно имъ надобно вести себя въ дни приготовленія къ исповѣди и св. причастію. Это можно знать изъ устава св. Церкви, въ которомъ все сказано.
Но если вы, по уставу св. Церкви, не въ силахъ въ нѣкоторые дни пробыть вовсе безъ пищи и питія, то употребляйте какъ можно меньше той пищи и питія, какія позволены въ постъ св. Церковію. Ты привыкъ употреблять извѣстнаго питія по три чаши въ день, а теперь употребляй полчаши, или, по крайней мѣрѣ, одну; ты привыкъ ѣсть три кушанья, теперь ѣшь одно и при томъ не досыта. И пей не досыта, и ѣшь не досыта, и при томъ только то, что позволено, что не запрещено Церковію. Самая настоящая пища св. Поста - есть хлѣбъ съ солью, самое настоящее питіе постное есть вода или квасъ. Нѣкоторые говорятъ: постъ состоитъ не въ родѣ пищи и питія, а въ умѣренномъ употребленіи. Нѣтъ, неправда; противъ св. Церкви они говорятъ: Церковь назначаетъ, что именно есть и пить въ св. постъ. Ты согрѣшишь противъ св. поста, если будешь пить и ѣсть Церковію позволенное, но будешь напиваться и наѣдаться досыта; согрѣшишь и тогда, когда будешь ѣсть и пить не досыта, но такую пищу и питіе, которыя Церковію запрещены строго. Если хочешь быть послушнымъ сыномъ св. Церкви, то ѣшь и пей въ постъ и незапрещенное ею, и ѣшь и пей какъ можно меньше.
Воздерживаясь отъ пищи и питія, воздерживайся и отъ всего худаго грѣховнаго порочнаго. И говори въ постъ какъ можно меньше, даже о нужномъ много не распространяйся, потому что отъ нужнаго тогчасъ можешь дойти до бездѣльнаго. Особенно ничего не говори о другихъ, потому что мы не умѣемъ говорить о ближнемъ безъ того, чтобы его не осудить, а себя самого не восхвалить. Итакъ, всего лучше, всего безопаснѣе - молчать.
Впрочемъ, и молчать надобно съ осторожностію. Иной молчитъ, и въ то же время грѣшитъ. Молчи, но не сердись, не злись: иначе ты своимъ постомъ привлечешь къ себѣ не Ангела мира, а духа злобы. Ни въ комъ такъ не увеличивается злость какъ въ томъ, кто злится молча. Кто молчитъ и злится, тотъ держитъ въ себѣ нѣмаго духа злобы. Молчи, не говори о веселомъ, о пріятномъ; но и не услаждайся мыслями о чувственномъ. Есть грѣховныя мысли, которыя грѣшны не менѣе самаго грѣха. Скупой грѣшитъ и тогда, когда съ наслажденіемъ говоритъ о своихъ деньгахъ; грѣшитъ, когда молча обдумываетъ, какъ бы ему накопить больше денегъ. Любящій наряды грѣшитъ и тогда, когда разговариваетъ только о нарядахъ, грѣшитъ и тогда, когда думаетъ только про наряды. Плотоугодникъ плоти угождаетъ, когда говоритъ о плотскомъ; плоти угождаетъ, когда и думаетъ о плотскомъ.
Что же дѣлать, чѣмъ же заниматься въ постъ? Ходите въ церковь на всякую службу, а послѣ перкви занимайтесь дѣлами вашего званія; впрочемъ, готовящимся къ исповѣди и св. причастію, хотя на недѣлю, надобно воздержаться и отъ самыхъ дѣлъ званія, особенно, когда занятія этими дѣлами можетъ быть соединено со грѣхомъ. Да, оставь хотя на одну недѣлю то занятіе твое, которымъ ты не можешь такъ заняться, чтобы въ чемъ либо не согрѣшить.
Ты хочешь покаяніемъ очистить себя отъ грѣховъ, въ которые ты впадалъ в продолженіи всего года, и которые могутъ твою душу на вѣки низвергнуть въ адъ; смотри же за ними во всѣ глаза, осмотри ихъ со всѣхъ сторонъ, чтобы и тѣни ихъ не оставалось въ душѣ твоей послѣ исповѣди. Смотри за грѣхами своими, какъ за злѣйшими своими врагами; смотри, чтобы они не оставались въ душѣ твоей. Да, грѣхъ, остающійся въ душѣ, все живетъ, увеличивается, возрастаетъ; а грѣхъ, исповѣданный, всказанный на исповѣди, тотчасъ умираетъ, исчезаетъ, погибаетъ.
Правда, иные грѣхи и послѣ исповѣди появляются въ душѣ возрастаютъ снова, особенно тѣ, которые мы не со всѣмъ корнемъ вырвали; впрочемъ, если мы чаще будемъ открывать, чаще будемъ вырывать ихъ отростки, - то они скоро погибнуть, подсохнуть. Главное, не надобно давать воли рости въ душѣ грѣхамъ, а для этого надобно чаще исповѣдываться.
Итакъ, готовящійся къ исповѣди, есть чѣмъ тебѣ заняться въ эту недѣлю; занимайся разсмотрѣніемъ и припоминаніемъ твоихъ грѣховъ; вѣдь душа твоя въ годъ, вѣроятно, довольно заросла грѣхами; есть за чѣмъ посмотрѣть. И потому, оставь, по возможности, заботу и о дѣлахъ твоего званія. Вѣдь ты хочешь причаститься Тѣла и Крови Христовой, вѣроятно, первый разъ въ нынѣшній годъ. Итакъ, въ годъ одной недѣли всей ты не можешь посвятить на приготовленіе себя къ св. причастію, къ принятію Тѣла и Крови Христовой? Дѣла званія твоего преимущественно нужны для настоящей, временной жизни, а причастіе Тѣла и Крови Христовой тебѣ необходимо для жизни будущей, вѣчной. Если ты на недѣлю и вовсе оставишь дѣла званія твоего, то все останешься живъ, и у тебя будетъ, чѣмъ жить; а если оставишь св. Причастіе или причастишься безъ приготовленія, недостойно, то ты не будешь имѣть въ себѣ живота вѣчнаго, тебѣ нечѣмъ будетъ жить въ будущей, вѣчной жизни, или же за недостойное причащеніе подчинишь себя осужденію вѣчному-примешь на свою душу грѣхъ вѣчный.
Итакъ, готовящійся къ св. причастію, есть къ чему тебѣ приготовиться въ эту недѣлю; есть, о чемъ подумать въ эти дни, кромѣ дѣла твоего званія.
Такъ поститесь, такъ воздерживайтесь отъ пищи, отъ питія, отъ разговора, отъ мыслей грѣховныхъ, отъ всего худаго, грѣховнаго, порочнаго, - и Господь поможетъ вамъ приготовиться къ исповѣди и ко св. причастію Тѣла и Крови Христовой. Аминь.