«В прошлом люди думали, что тело подобно сосуду, в котором пребывает некая автономная сущность, именуемая душой; тело обеспечивает некие физические условия существования души в мире, но тело живет по своим законам, а душа по своим. И задача души - обуздывать, ограничивать тело человека.
Но сегодня люди многому научились. И даже достижения науки и медицины помогают нам понять, что отношения души и тела гораздо сложнее. Они составляют некое единство, не слитное, но и нераздельное. Тело с душой не сливается, и одна природа не поглощает другую, но одновременно нераздельно существуют душа и тело. А разделяются они только тогда, когда тело перестает существовать, потому что душа бессмертна, а тело временно и ограниченно.
Узнаём мы также и о том, что некие проявления вроде бы человеческого духа являются производными человеческого тела. И гнев, и раздражительность, и память, и многие другие качества порождаются процессами, осуществляемыми в теле. Это физиологические и даже биохимические процессы, как говорят ученые. <…> тело сослужит душе и выполняет определенные функции, которые являются уже составной частью духовной жизни человека. И какая бы за этими функциями физиология и биохимия не стояла, по замыслу Божию плод этих процессов есть часть духовной жизни человека, это уже жизнь души.»
Из
проповеди Кирилла Гундяева Троице-Сергиева лавра
27 февраля 2015 года
Неповинен, получается, человек в своих грехах. Тело во всем виновато: физиологические процессы таковы.
Однако апостол Павел утверждает совершенно иное:
«Глаголю же: духомъ ходите, и похоти плотскiя не совершайте: плоть бо похотствуетъ на духа, духъ же на плоть: сия же другъ другу противятся, да не яже хощете, сiя творите» (Гал 5: 16-17).
Вот что говорят об этих словах апостола святые отцы (подчеркивание мое - Д.П.).
Ефрем Сирин:
«16-26. Но говорю: духом, делами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа, - а дух желает того, что служит к обузданию плоти. Поелику же две эти стороны человеческого существа друг другу противоположны (противятся), то не только не творите (всего) того, что ни пожелаете, но делайте то, чего желает дух, живущий в вас. Если же духом водитесь, то вы (есте) не под законом. Известны дела плоти, когда господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния, нечистоты и прочие, - о коих я говорил, пока находился у вас, - и теперь в отсутствии пишу вам, что таковыя (дела) совершающие царства Божия не наследуют. Плод же духа есть любовь и мир и прочее. На таковыя (дела) нет закона, так как не написано в законе - совершать их, но по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это. Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми похотями плоти, мною указанными. Станем жить по духу и последуем ему чрез добрые дела наши» (Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам, глава 5).
Иоанн Златоуст:
«"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Глаголю же, духом ходите, и похоти плотския не совершайте) (ст. 16). Вот показывает и другой способ, облегчающий добродетель и содействующий исполнению выше сказанного - способ, рождающий любовь и поддерживаемый любовью. Действительно, ничто так не делает нас любвеобильными, как жизнь по духу, и ничто так не убеждает духа обитать в нас, как сила любви. Поэтому он и говорит: "поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (духом ходите, и похоти плотския не совершайте). Так как он ранее назвал причину болезни, то теперь указывает на лекарство, приносящее здоровье. Какое же это лекарство и какая это сила, от которой зависят сказанные выше блага, как не жизнь по духу? Поэтому и говорит: "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (духом ходите, и похоти плотския не совершайте. Плоть бо похотствует на дух, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите) (ст. 16, 17). Здесь некоторые нападают (на нас), говоря: "Вот и апостол разделяет человека на два, представляя его как бы составленным из противоположных природ, раз приписывает борьбу против души телу". Но это совершенно несправедливо, так как плотию он называет здесь не тело; а если разумеет здесь тело, то какой смысл будут иметь следующие далее слова? "Желает, - говорит, - противного духу" (похотствует на духа). Но ведь тело принадлежит к числу вещей не движущих, а движимых, не действующих, а которыми действуют, - как же, в таком случае, оно желает? Желание, без сомнения, принадлежит душе, а не телу. Да и в других местах Писания говорится: "желает душа моя" (Пс. 83: 3); также: "чего желает душа твоя, я сделаю для тебя" (1 Цар. 20: 4); и еще: "не следуй влечению души твоей" (Иис. с. Сир. 5: 2); и опять: "так желает душа моя" (сице желает душа моя) (Пс. 41: 2). Как же Павел говорит: "плоть желает противного духу" (плоть похотствует на духа)? Плотию он обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю, напр., когда говорит: "вы не по плоти живете, а по духу" (вы несте во плоти, но в дусе) (Рим. 8: 9); и еще: "живущие по плоти Богу угодить не могут" (сущии же во плоти, Богу угодити не могут) (Рим. 8: 8). Итак, что же? Должно убивать плоть? Но сам сказавший это разве не был облечен плотию? Такие внушения дело не плоти, а диавола, так как "он был человекоубийца от начала" (он человекоубийца бе искони) (Иоан. 8: 44). О чем же, в таком случае, говорит (апостол)? Плотию он называет здесь помысл земной, легкомысленный и нерадивый, а в последнем виновато не тело, но беспечная душа. Ведь тело есть только орудие, от орудия же никто не отвращается, ни ненавидит, а отвращаются от того, кто употребляет это орудие во зло. Мы ненавидим и наказываем не меч, а человекоубийцу. "Но, - скажет кто-нибудь, - называть грехи души именем плоти именно и значит обвинять тело". Я же признаю, что хотя плоть и ниже души, но и она прекрасна. В самом деле, то, что ниже хорошего, и само хорошо, тогда как худое не ниже хорошего, но совершенно противоположно ему. Если ты действительно можешь указать зло, происходящее от тела, то обвиняй плоть; но если ты на основании одного только названия хочешь порицать плоть, то смотри, чтобы тебе не пришлось обвинять и душу, потому что и лишенный истины человек называется душевным человеком (1 Кор. 2: 14), и полчища демонов называются духами злобы (Ефес. 6: 12). С другой стороны, именем плоти Писание называет обыкновенно и таинства, равно и всю Церковь, называя ее телом Христовым (Колос. 1: 18). Если же ты хочешь, чтобы я указал тебе благодеяния, получаемые нами чрез тело, то представь, что все чувства у него уничтожены, и ты увидишь тогда душу лишенною всякого познания, и не имеющею никакого понятия о том, что он знает теперь. В самом деле, если сила Божия от создания мира видима чрез рассматривание творений (Рим. 1: 20), то как мы могли бы познать ее без глаз? Если также и вера от слуха (Рим. 10: 17), то как услышим о ней без ушей? А проповедовать и обходить землю можно только посредством языка и ног. Как, в самом деле, проповедовать, если не будут посланы (Рим. 10: 15)? Да и письмо возможно благодаря рукам. Видишь ли, какое множество благ приносит нам служение плоти? Если же (апостол) говорит: "плоть желает противного духу" (плоть похотствует на духа), то говорит о двух противоположных видах помыслов, - о добродетели и пороке, так как именно они противятся друг другу, а не душа и тело. Если бы эти последние находились во взаимной вражде, то они истребили бы друг друга, так же, как вода истребляет огонь, как тьма - свет; если же душа заботится о теле и проявляет по отношению к нему великое попечение, весьма многое претерпевает, чтобы только не расстаться с ним, и сопротивляется, когда ее хотят разлучить с ним, если, в свою очередь, и тело служит ей, много доставляет ей познаний и само приспособлено к ее деятельности, - то как они могут быть противными и враждебными друг другу? И действительно, из самых действий их я вижу, что они не только не противны, но и весьма между собою согласны и взаимно друг друга поддерживают. Таким образом, не о теле и душе говорит (апостол) в словах "противятся друг другу", а указывает на борьбу злых и добрых помыслов. Желать и не желать - есть, конечно, дело души. Поэтому он и говорит: "Они противятся, чтобы ты не дозволял душе предаваться злым ее пожеланиям". Он так сказал это, как наставник и учитель, возбуждая страх» (Толкование на послание к Галатам, глава 5: 5).
Что же скажем? - Г-н Гундяев «честно» отрабатывает свой хлеб, предуготовляя неукрепленные в вере души к вечной смерти.