Духовная опасность псевдомонашеской аскетики

Dec 13, 2018 09:38

Я копирую себе в Журнал статью palaman, очень хорошо вписывающуюся в мою тему: Манихейская ересь и её влияние на русское Православие, в которой автор цитирует свою переписку с русской монахиней, игуменьей (то есть, главой монастыря).

Цитирую:

Это вопрос повлиявший на многое и многое исказивший. Не безобидно в общем... наши русские традиции понимания секса как скотства по понятным причинам добавили когда-то скотства в жизнь и повседневную культуру... И далее - богомильство (вышедшее из манихейских идей) из Болгарии проникает на Русь.

Влияние некоторых духовных идей (пусть и под именем Православия) нельзя недооценивать. В итоге - возникает когнитивный диссонанс от дуализма, который вынес мозг очень многим и до сего дня.

http://www.pravenc.ru/text/149507.html

В основе религиозно-философского учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Но в отличие от павликиан они были умеренными дуалистами, т. к. считали, что добро победит зло (Сатана будет уничтожен). Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданием диавола.

Нравственное учение богомилов отличалось сурово-аскетическим характером. Так как весь видимый мир и самое тело человека произошли, по их воззрению, от диавола, то они учили избегать мира и его благ, побеждать плоть духом посредством подвигов самоотвержения. Отсюда - посты, продолжительные моления, воздержания от мяса и вина, монашеская одежда и образ жизни. Заповедуя своим последователям все вообще христианские добродетели, богомилы особенно проповедовали нестяжательность и добровольную нищету, - не заботились о завтрашнем дне, питались милостынею и т. п. Признавая учреждение брака делом диавола, богомилы были безбрачны и питали величайшее отвращение к детям, даже родившимся от законного брака, а иные проповедовали и осуществляли в своей жизни учение скопчества. Вообще, по взгляду богомилов, и в человеческом микрокосме происходит настоящая борьба двух противоположных начал - духа и материи, и душа неустанно стремится превозмочь связующие ее телесные узы, чтобы соединиться со своим божественным началом. (источник)

На Западе то же примерно - катары, альбигойцы и тд. И увы мне, когда и некоторые отцы подобно Августину отрицают обожение и гнушаются телом, женщиной и Богом данной нам природой, считая ее дьявольским искушением и даже дьявольским порождением. А такие идеи нередки...

Если посмотреть к чему это ведет - то мужчины никогда не могли отказаться от своей сексуальности, но объявив ее злой похотью и вообще злом, оказались в жесткой вилке - и начали бороться с женщинами, на Западе сжигать, у нас - много было своих форм извращений. Ласка, милость - под запретом... если уж без секса нельзя, а секс постыден - то задернуть шторочками иконы и по-быстрому сотворить что-нибудь. Женщинам не оставалось ничего, как терпеть и рожать, но лишенные любви и ласки они и сами превращались в старых ведьм. А это отражалось на детях - неудовлетворенные матери и отцы отрывались на потомстве. Были и нормальные люди с нормальными отношениями, но господствующий у нас культ монашества многое исказил.

И хочу кое-что прояснить. Понятно, что Вы правы в том, что именно безбрачие было разделительной границей между монашеским и мирским состоянием, остальное все и для тех, и для других - идентично. Ну в монашестве как бы больше аскезы. Но сам акцент на аскезу во-первых сомнителен для получения духовных плодов, во-вторых, монахом в общем-то не делает. Вокруг полно и аскетичных мирян. Вопрос, стало быть, в том, зачем некоторые выбирают путь безбрачия.

Дело здесь не в отрицательном отношении к сексу - сам секс препятствием не является, просто для секса должен быть и брак. А брак связан с житейскими заботами о семье и многопопечительностью - и именно это, а не секс, отцы считали основной трудностью в посвящении жизни Богу без остатка... так что дело было не в самом браке и конечно не в самом по себе брачном сексе.

Проще говоря, в древности выбор между путями монаха и мирянина - это был просто выбор между мирской многозаботливостью и ответственностью за многое и соответственно зашоренностью ума, или попечением только о внутреннем и ответственностью только за себя и освобождением ума от многих внешних забот. Это была попытка таким образом облегчить путь - освободить голову и душу для делания, которое древние монахи выбрали основным.

Позже - смысл меняется.
Монастыри становятся богаты и многопопечительны, но хоть отдельные монахи могли заниматься дух деланием.
Сейчас же - даже не знаю что и сказать... кроме безбрачия и строгих внешних уставов - все то же самое. Для игумена монастырь это вообще беспрестанная забота, в том числе о бесконечных поборах в епарх. казну, для монаха - труды и бесконечные внешние труды. У меня было для сестер устроено все несколько иначе, с возможностью духовного делания. :)
Проблема монашества сейчас в том и есть, что возможность духовного делания стала редким исключением, в основном это - та же житейская многозаботливость. Отсюда и Кикоть, которую за 7 лет научили только доить коров. Мои сестры и читать не хотели - их не интересовало и только время терять... но те, кто не поленился и заглянул, изумились полной бессмысленности подобной жизни.

Я скажу немного о подлинной цели монашества. Это - обрести счастье, стать счастливым, полностью водвориться в "крове Бога Небесного"... наше мимолетное земное счастье не делает нас полностью счастливыми, так как растворено горечью или подвержено утрате, это счастье - легкий мотылек-однодневка. Но подлинное счастье не зависит от внешнего... мученики не замечали мук, отшельники - темной кельи или пещеры, голода или недостатка.
То есть - нет, не аскеза, не страдание ради Христа (это католическая дух, дисциплина), не следование или подражание Христу (это Фома Кемпийский) было целью восточных монахов. Но - достижение рая, Царства Небесного, которое не где-то после смерти (тоже католическое), но - "внутрь вас есть".

Previous post Next post
Up