Линкоры, люди, огонь и море....Британская империя

Feb 20, 2014 18:07

  Бритишам обе войны был свойственен особый суховатый стиль, единый в одном. Посмотрите на фотографии тех времен, какие типажи! Как и у немцев (и даже больше чем у немцев, потому что немцы старались копировать многое специфическо-британское во флоте) лучшие из породистых аристократов и просто отличных профессионалов составляли, действительно морскую касту. Как говориться "..и телеграф принес ответ, приказ исполнен - спасенных нет, гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей".
  Да, в том то и дело, что бритиши очень хорошо знали тактику и стратегию немцев, а те, в свою очередь, британскую. Вот они и не заблуждались. Бритты на своем печальном опыте знали умение немцев влепить снаряд-другой прямо в крюйт-камеру еще на пристрелке, а немцы знали, что бритты замечательно умеют держать удар и, вынося потери, клыками сотни миль держать уходящего врага, потому что кордитные снаряды будут не только корежить корпус, но и отравлять команду противника и, эффект от британских попаданий медленно (с учетом великолепных германских кораблей) но, будет только нарастать...
  И, это совместное печальное знание было итогом и быстро пущенных на дно лин. крейсеров при Ютланде и Майти Худа и других... Но, давайте не забывать, как сильно уступающие крейсера затравили Графа Шпее, как эсминцы сумели отбивать тяжелых редеровских ребят и ценой своей жизни защищали конвои. Да и два снаряда в котельные отсеки Хиппера тоже легкие крейсера закатили.
  Проблема в том, что англичане могли позволить себе потерять пару крупных единиц. И, теряли, да еще как... Для немцев это была катастрофа и конец мечты о Флоте. Вот и боялись лишнего шестидюймового привета в борт. Конечно, немцы строили, наверное, лучшие корабли на свете. Воевать и умирать они умели великолепно. Но, это и понятно, и деды и прадеды наши хорошо знали какое это трудное удовольствие драться " с немцем".
  А англичане, были в 14-18 годах абсолютной Империей, и флот был такой опорой, таким символом этих, все еше не расплывшихся в теле, жестких, спортивных, жадных и очень хорошо обученных, очень упорных...совершеннейших патриотов "старой-доброй" - реальных примеров существования легендарного Белого Человека - полубога и властителя полумира.
  Да и в 30-х, 40-х - это были моряки и солдаты, как писал Роальд Даль "Очень даже еще Империи". Была, конечно, идеализация и мифы. Была реальная жизнь, в которой подводники Деница расстреливали британских моряков из пулемета, а эсминцы ЕВ добивали и наматывали на винты тонущих и беспомощных противников...все было. Но, в целом, если немецкие военные кого-то хоть немного уважали, это были, первую очередь британские офицеры, и в первую очередь моряки. Некоторая даже арийская робость, поначалу, присутствовала перед родоначальниками жанра. Потом, понятно, война взяла свое.
  Исходя из этого, думаю, что на мостиках британских крейсеров царила гордость за себя и за свой флот. Невзирая кстати, на типичный британский барадак во многих делах, не шибко высокое содержание и болезненные оплеухи "оружию Его Величества" на суше и на море. Плюс - вера в себя и своих людей, в свою выучку и, во многих случаях, традиционная британская добродетель - непрошибаемый здравый смысл и склонность к иронии и юмору, вместо политинформаций, пафоса и пышных славословий о своей преданности и любви к Отечеству.
  В таких условиях, яростное нападение на сильного врага, с полным пониманием того, что враг упрям, очень профессионален, точен и тоже обладает стальными нервами, преррогатива личного понимания боевого долга тех самых сухопарых персонажей на мостиках бритнских крейсеров и эсминцев. Достопочтенные Лорды, среди всего своего политиканства, дрязг, взаимных интриг и арахаических порядков, сумели, тем не менее, создать такую систему отношений, что проявлений трусости, оставления подконвойных торговцев, необоснованного уклонения от боя не простили бы начальству сами офицеры, да и команды кораблей. И горячечного мифотворчества, как у нас бывало, (с десятками потопленных крейсеров и торпедированных линкоров) тоже не простили бы. Из простого самоуважения.
  На кораблях Флота ЕВ существовало мощное общественное мнение. Идти против него было опасно для личного реноме и карьеры. Да, командир мог послать подчиненного на смерть. Но он не мог, и не стал бы запрещать иметь свое мнение о происходящем любому члену команды. И это общественное мнение весьма учитывалось даже аналитиками Морского Штаба. Недаром, трагическое решение о самоубийстве конвоя PQ 17 вызвало шквал возмущения на британских кораблях. Даже адмирал Тови, успокаивая команду, ругал "идиотов из Лондона", прекрасно понимая, что за карьеру теперь можно не волноваться...
  Жаль, что все это, и правда, славное, военно-морское прошлое, завершилось парой  пылающих "картонно-алюминиевых"  фрегатов у Фольклендов. Славная победа, да....
Previous post Next post
Up