Как и множество других подобных фактов, эта беспардонная суета с Рублевской Троицей наглядно демонстрируeт, что в РПЦ МП пропoведуется и исповедуется идолопоклонство, а не христианство. Ибо они не Святой Троице, символично изображаемой на любой иконе Троицы, желают поклониться, а именно этой конкретной доске с Рублевской живописью, которая является несомненно великолепным произведением искусства и русским шедевром, но не является тем, чему достоит кланятись христианину. Не конкретной иконе следует поклоняться, а Тому, Кто на ней изображается.
Они творят очередного идола в душах православных и удостоверяют это этим актом. Место произведения искусства, которое стало достоянием нации, и которое раскрыли Гуряьнов в 1904 и Игорь Грабарь в 1918 посредством снятия всех четырех предыдущих записей (тоже священных образов Троицы, между прочим), чтобы добраться до оргигинальной живописи, - в музее. В храмах же достаточно много других изображений Троицы, которые следует также достойно почитать. И в Троицком Соборе Лавры в иконостасе с 1948 года (75 лет)находится замечательная копия Рублевской Троицы работы Николая Баранова.
И главное, эта икона Троицы никакого отношения ко Дню Пятидесятницы не имеет. Она вообще не подходит ни к одному христианскому празднику, ибо это просто символическое изображение одного из имен Бога (как София, например). Единственный праздник, отмечающий одновременное откровение всех трех божественных Лиц - Богоявление (Крещение Господне), когда все Три ипостаси одновременно были явлены людям. С определенной степенью допущения можно только Преображение считать демонстрацией всех трех Лиц Бога, если домыслить, что облако - это символ Духа Святаго. Но в отличие от Крещения, где есть евангельское указание на «Духа в виде голубя», то в Преображении этого указания нет.
Но на Пятидесятницу были явлены очевидно лишь символы Духа Святого в виде огненных языков и говорении апостолов на многих языках.
Что это за праздник «Троица»? Такого нет в богослужебном Типиконе (ни у католиков, ни у православных). Есть святая Пятидесятница (Пентикостария и Пентикостия) и иногда дополняется «Сошествие Святаго Духа на апостолов».
А «День Святой Троицы», дописывается только в русских календарях. Ни в каких иных православных богослужебных книгах такого «праздника» нет. Ибо любой богослужебный праздник, это воспоминание евангельского события, кроме четырёх, взятых из Предания (Рождество Богородицы, Введения ее во Храм, ее Успения, и Воздвижение Креста). А что за «событие Троица», которое надо воспоминать? Это чисто русский церковный казус (чтобы не сказать, богохульство)- « День Святой Троицы».
Икона же Рублева «Живоначальная Троица» вообще ни малейшего отношения ко Дню Пятидесятницы. Она имеет касательство в ветхозаветному событию и это иконографический тип именуется «Гостеприимство Авраама», которое тот оказал Господу, пришедшему к нему в образе трех странников (трех ангелов или Господа с двумя ангелами).
Рублев ничего не придумал в этой иконе. "Гостеприимство Авраама" (таково каноническое название этой иконы) уже за несколько столетий до него иногда изображали без Авраама, Сары и отрока, закалывающего тельца, то есть только трех странников (Господа в виде ангела с двумя ангелами по бокам, или Господа в виде всех трех ангелов, как единое целое). И вписанность в круг всeй троицы фигур, тоже не Андреево новшество. Просто, он это сделал очень изящно и прозрачно, почти «акварельно». Но тогда так писали, и во Флоренции, и в Венеции.
Рублев, это русский Боттичелли. И композиция получилась очень красива и гармонична. Настоящий "Pенесанс на Руси".
И «возвращение» Рублевской Троицы в Иконостас Троицкого собора - это в определенном смысле фальшь. Эта икона (образ) письма Андрея Рублева была записана ("поновлена") более 4-х раз и в XVI в. закована в железные латы (полностью закрыта окладом в котором оставлены лишь почерневшие лики, кисти рук и ступни ног). После чего еще трижды записывалась (в 1777, в 1834 и даже в 1850-е лики записаны палешанами масляной краской) и снова заковывалась в оклад. Так, что собственно живописного образа Рублева никто и не видел, даже уже и не рублевского, а и предыдущего мастера. И впервые рублевская живопись была открыта Гурьяновым в 1904 г. сфотографирована и вновь им записана в своей манере. Только в 1918 рублевское письмо было открыто окончательно и закреплено Грабарем уже в качестве музейного экспоната сначала для музея в Загорске, а затем в 1929 помещена в экспозицию Третьяковки. Собственно Рублевская Троица открылась миру лишь в 1929. Полностью живопись Рублева очищена от Гурьяновских остатков Чириковым в 1926. А в иконостас Загорского музея поставлена прекрасная копия Рублевской троицы Николая Баранова, созданная им в 1926 и которая была перенесена в иконостас Троицкого собора, когда тот был возвращен церкви в 1948 г. С тех пор она там и находится. И что делать с этой великолепной иконой Троицы Баранова?
Очевидно, что никакого евангельского события (праздника) икона Троицы Рублева не описывает, а описывает одно из имен Бога - Троица (как София или Премудрость).
А теперь несколько слов о «богослужении Троицы». Отдельного воспоминания (дня) Гостеприимству Авраама не установлено, хотя в святоотеческом богословии (и греческом, и латинском) это событие многообразно обсуждено: Иустин Философ, Ириней Лионский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Сирмийский собор (352), Афанасий Великий, Епифаний Кипрский; Тертуллиан, Новациан, Иларий Пиктавийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Киррский, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Амвросий Медиоланский...
В греческой литургической традиции есть лишь иконография этого явления, а гимнография только разрозненная (по разным службам).
У Дамаскина только один тропарь в одной песни канона на "Собор Арxистратига Михаила и Бесплотных сил" (8 ноября),
у Андрея Критского в Великом каноне тоже один тропарь одной песни (на Среду Первой седмицы),
у Климента Студита один тропарь одной песни канона на "Неделю Отцов" (Неделя до Рождества),
у Иосифа Песнопевца в каноне на "Неделю Праотцев" тоже один тропарь одной песни и
в канонах Воскресной Полунощницы (Митрофана Смирнского) 1, 3, 4, 5 и 8-го гласов Октоиха есть по одному тропарю в одной песни.
Больше в гимнографии Гостеприимству Авраама ничего не посвящено.
Троице же посвящены все догматики (на Слава) всех песен всех канонов всех богослужений без исключения на каждый день года.
Прообразована ли Пятидесятница в Ветхом завете явлением Троицы Аврааму? Вовсе нет. Ветхозаветные события, пророчествующие День Новозаветной Пятидесятницы, указанны: 1. в Деяниях Апостолов в речи ап.Петра, припомнившего на этот случай пророчество Иоиля (2.28-32), в котором явно исполнились лишь первые два стиха пророчества, но не исполнились последние два, а 3-й стих исполнился лишь частично; 2. в паремиях на Пятидесятницу о повелении Господа Моисею отделить 70 мужей, на которых Господь изольет Дух (Числ. 11.16-17, 24-29), уже указанное пророчество Иоиля, и из пророчества Иезекииля (Иез.36.28-29) об обещании Господа своему Народу о собрании его из Вавилонского плена из всех стран и изменении их сердец "с каменных" на "плотские" и о внедрении в их сердца Духа Божия.
Как видите, библейский прием Трех странников Авраамом тут неуместен и никак не помянут. И ни в одном из упомянутых ветхозаветных текстов нет и намека на "Троицу". Это чисто русское доморощенное "богословие". Никаким образом взиранием на трех отдельных человек с крыльями за одним столом с одним блюдом - отрубленной головой тельца нельзя "преодолеть ненавистную рознь мира" («взиранием на Святую Троицу» можно «преодолевать ненавистную рознь мира сего»).
Ненавистная рознь мира сегодня преодолевается простыми действиями: немедленным прекращением огня в Украине, выводом всех российских войск с территории государства Украина в ее общепризнанных мировым сообществом границах, выдача всех военных преступников и выплатой репараций за разрушения. Никаким «взиранием на Троицу» Рублёва даже сутками напролет, никакую неприязнь, даже в семье, преодолеть нельзя.
Праздник в богослужении определяется в текстах изменяемых молитв, начиная с 9-го часа, затем Вечерней (Малой и Великой), или Повечерия, Полунощнице, Утрени. 1-м, 3-м, 6-м часах и Литургии: тропарь и кондак праздника, стихиры (На Господи Воззвах, На стиховне, На литии), прокимнах и чтениях дня (паримиях, Апостола и Евангелии), в отпустительном тропаре, в седальнах, степеннах, величании, стихирах песней утреннего канона, в Синаксарии, в Ексапостиларии, в стихирах На хвалитех и в отпустительном тропаре. Если Вы пройдете по всем текстам дня Пятидесятницы, то четко увидите, что Праздник Пятидесятницы всецело посвящен событию Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Имя Троица в течение всех текстов встречается в несколько раз реже, чем в обычных воскресных, субботних и рядовых (обыденной пятидневки) канонах (на Слава).
И главное: ни в тропаре, ни в кондаке Дня Пятидесятницы нет ни слова о Святой Троице.
Вот, начиная с Малой или Великой Вечерни пройдем по всем изменяемым частям (сугубо праздничным), в которых Троица должна быть в каждом стихе, если это праздник Троицы:
На Малой Вечерни
1. На Господи воззвах 4 стиха плюс Слава и Ныне (ни разу слова Троица, даже на Славе, что во всех иных праздниках -непременно).
2.На стиховне самолгасны два стиха - ни в одном имя Троица не упомянуто. Она есть лишь в неизменяемом (на каждом богослужении) предварительном пении "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть." И есть на Слава (но это всегда и везде и к празднику дня не относится):Троицу единосущную песнословим, Отца и Сына, со Святым Духом: тако бо проповедаша вси пророцы, и апостоли с мученики.
На Великой Вечерни.
3. На Господи воззвах 10 стихов. И только в одном (опять же регулярном и не относящимся к данному Дню): Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.
И опять же, Троица в том же завершительном стихе, что и на Малой вечерни и На Слава в регулярном изводе (к данному Дню не относящаяся). Все остальные 9 стихов говорят исключительно о Схождении Св. Духа и о языках.
4. Прокимен дня и чтения паремий (три паремии). Ни слова, ни пророчества о Троице ни в одной из трех, только о Пятидесятнице и о Духе.
5. Стихиры на литии: 3 стихиры плюс Слава и Ныне - ни одного слова о Святой Троице, даже На Слава (что во всех других днях обязательно с употреблением Троицы).
6. Стихиры на стиховне самогласны: 6 стихов плюс Слава и Ныне - ни одного слова Троица (даже На Слава).
7. Отпустительный тропарь (посвящается Празднику) - нет слова Троица.
На Утрени.
1. На Бог Господь тропарь праздника и седальны по стихословиям (после 1-й и 2-й кафизм) - нет Троицы нигде.
2. Седален по полиелее и степенна с прокимном - нет Троицы
3.Чтение Евангелия от Иоанна (65 зачало) - нет Троицы.
4.Стихира - нет Троицы.
5. Утрений Канон (их два, один кир Косьмы монаха, другой кир Иоанна Арклийского):
а) Песнь 1-я. Космы: ирмос и 2 стиха - нет Троицы; Иоанна: ирмос и 2 стиха - нет Троицы;
б) Песнь 3-я. Космы: ирмос и стих - есть Троица в стихе. Иоанна: иромос и 2 стиха - нет Троицы;
в) Седален - нет Троицы.
г) Песнь 4-я. Космы: ирмос и 2 стиха - нет Троицы; Иоанна: иромос и 3 стиха - нет Троицы;
д) Песнь 5-я. Космы: иромос и стих - нет Троицы; Иоанна: ирмос и три стиха - нет Троицы;
е) Песнь 6-я. Косма: ирмос и стих - нет Троицы; Иоанна: ирмос и 2 стиха - нет Троицы;
ж) Кондак и икос - нет Троицы;
з) Песнь 7-я. Косма: ирмос и 2 стиха - есть Троица в одном стихе; Иоанн: иромос и 3 стиха - нет Троицы;
и) Песнь 8-я. Косма: ирмос и 2 стиха - нет Троицы; Иоанн: ирмос и 3 стиха - нет Троицы;
к) Песнь 9-я. Косма: ирмос и 2 стиха - есть Троица в 2-х стихах, Иоанн: ирмос и 2 стиха - нет Троицы.
5. Ексапостиларий - нет Троицы;
6. Слава и ныне другий подобен - есть Троица;
7. Стихиры На хвалитех: 3 стихиры плюс Слава и ныне - есть Троица в 2-х стихирах (на Слава - нет).
8. Слава и ныне (главная стихира праздника - Царю Небесный) - нет Троицы.
9. Отпустительный тропарь Праздника - нет Троицы.
Литургия.
1. Антифон 1-й: 4 стиха плюс Слава - нет Троицы;
2. Антифон 2-й: 4 стиха на Слава Единородный сыне - нет Троицы.
3. Антифон 3-й; 4 стиха. - нет Троицы.
4. Входное и Тропарь с Кондаком - нет Троицы;
5. Прокимен и стих - нет Троицы;
6. Чтение (Апостола и Евангелия) - нет Троицы;
7. 2 стиха к Аллилуиа - нет Троицы;
8. Задостойник - нет Троицы;
9. Причастный стих - нет Троицы.
А теперь рассудите, может ли называться праздник Пятидесятницы или Сошествия Святаго Духа на апостолов Троицей, если из 123-х стихосложений Празднику, на которых праздник должен именоваться на этих четырех службах, Троица указана лишь в 8-ми.
Очевидная нелепость - Русский казус в наименовании праздника Пятидесятницы Троицей!