Интервью на Антипасху

May 06, 2011 21:46


Пасха и Антипасха, первомайские шабаши ведьм и демонстрации, наше доверие к гадалкам и недоверие к Богу. Об этом и о другом - разговор нашего корреспондента с настоятелем донецкого Свято-Николаевского храма протоиереем Евгением Пейковым.
- Через неделю после Пасхи - Антипасха. Само название пугает. Вспоминается антихрист. Что это за день - Антипасха; что обозначает само это слово?
- Греческая приставка «анти» обозначает не только «против», а и «вместо». Антипасха - это уже не Пасха, но по своей радости, торжественности этот праздник для христиан продолжает заменяет Пасху. А вообще для христиан всякое воскресенье - Малая Пасха, когда мы празднуем Воскресение Христово. Важно понимать: Пасха - это не кулич и не просто праздник. Наша Пасха - это Христос, Который даровал нам Себя для нашего спасения. И каждое воскресение православные собираются в храме, чтобы причащаться Тела и Крови Христовых и таким образом воссоединяться с Богом. Когда мы причащаемся, совершается бескровная жертва, мы участвуем в Тайной Вечери, - это и есть наша Пасха.
- Ночь на 1 мая известна как вальпургиева ночь с шабашем ведьм. Как Православная Церковь относится к этому факту и к привязанному к этой дате Дню международной солидарности трудящихся?
- Власть сатаны Христом повержена. Поэтому сегодня все эти шабаши и маскарады, которые устраивают служители сатаны, - это внешние эффекты, которые направлены на умы людей, но не имеют реального воздействия. Дьявол сам реальной силы не имеет. Но есть один способ, которым дьявол может возыметь власть над человеком. Это - тот случай, когда человек сам себя посвятит сатане, сам себя сделает рабом злых сил.
- А как Православная Церковь относится к гадалкам, ворожеям и другим современным ведьмам, многие из которых называют себя православными?
- В сети сатаны окружающих улавливают люди, которые ранее сами попали в эти сети, в том числе экстрасенсы, гадалки. Некоторые из них действуют в открытую от лица дьявола, признаваясь, что продали душу сатане и занимаются черной магией. А другие действуют под интересными прикрытиями, объявляя себя белыми магами или православными гадалками, уверяют, что имеют какое-то благословение на свою деятельность. Но все это - ложь. Все это делается с целью привлечь доверчивых людей, которые, не зная ни церковных канонов, ни Священного Писания, попадаются на эту удочку. Священное Писание нам четко говорит, что ни гадалки, ни вызыватели мертвых, то есть спириты, ни занимающиеся гаданием по звездам, то есть астрологи, не наследуют Царствия Божия. По Ветхому Завету все они подвергались тяжелейшим наказаниям. Новый Завет их отлучает от Церкви. По церковным канонам человек, обращающийся к гадалкам, лишается права на причастие, на церковное отпевание, то есть он приравнивается к самоубийце. Гадания, занятие магией, спиритизмом, астрологией - это духовное самоубийство: человек посвящает сам себя дьяволу. Представьте себе: Христос разрушил власть сатаны, а человек эту власть восстанавливает и сам себя в нее отдает.
- Но ведь некоторые ворожеи сами ходят в храмы, рекомендуют многим своим клиентам причащаться и крестить своих детей…
- Если человек некрещеный обратится к дьяволу, а потом покрестится, то при Крещении все бесовские силы от него отойдут. Но Крещение совершается один раз в жизни. И если человек сначала крестился, а потом обратился к дьяволу, - возможности получить столь быстрое очищение у него уже не будет. И власть сатаны над его душой будет очень сильная. Тогда дьявол изгоняется только постом и молитвою. Это - процесс очень длительный и трудный. Если ребенка покрестили в детстве по настоянию бабки-гадалки, а потом к ней же и понесли, нечистый поначалу будет просто сидеть в ребенке до определенного возраста, а потом этот ребенок становится одержимым. Грех усугубляется еще и тем, что при Крещении мы отрекаемся от дьявола и плюем на него; если крестится младенец, то за него это делают крестные родители. И вот, отрекшись на словах от сатаны, человек тут же к нему прибегает, отрекаясь на деле от Христа и посвящая самого себя или своего ребенка темным силам. А если человек причащается не ради единения с Богом, то и это ему пойдет лишь во вред. Поэтому стоит соблюдать осторожность и не доверять недобросовестной рекламе, когда гадалки показывают иконы, кресты, Библию, уверяют, что имеют благословение. Все это - обман: Церковь никогда не даст благословения такого рода личностям.
- Вы сказали, что по церковным канонам от Церкви отлучаются и такого рода личности, и те, кто доверился им. То есть Церковь на всех этих людях ставит крест?
- Отлучение от Церкви - это не проклятие, а констатация того факта, что человек не является частью Церкви как Тела Христова, человек не доверяет Богу, не верит, что Бог может ему помочь, а обращается к дьяволу и его служителям, полагая, что они смогут помочь лучше, чем Господь. Хотя обычно обманутыми оказываются люди духовно неграмотные - по незнанию своему; им их ошибка может быть простительна. Но такие люди, прочитав эти слова, уже будут знать, что делают, и будут за это отвечать. Если человек по незнанию обращался к экстресенсам, гадалкам и тому подобным, то такой человек может восстановить единство с Богом, если обратится к таинству покаяния и начнет жить христианской жизнью, надеясь на Бога и прибегая к Богу во всех трудных ситуациях. Покаявшегося человека Бог прощает. Бог всех нас любит и никого не карает. Но если человек отдает себя в руки сатаны, - карает его не Бог, а именно сатана; человек и сам себя карает; это может привести к тяжелым психическим заболеваниям и даже к самоубийству.
- У меня - такое чувство, что многие, ходившие раньше на первомайские демонстрации, теперь примерно так же ходят на Пасху святить куличи. Что посоветуете делать с этим чувством?
- Во-первых, никакие чувства не надо отрицать и пытаться избавиться от них путем подавления. Нужно попытаться понять, в чем коренится это чувство и откуда происходит само событие. Многие свои атрибуты советская власть украла именно у Церкви. Демонстрации со знаменами, с портретами вождей - это пародия на крестные ходы с хоругвями и иконами. У человека есть потребность в Боге, в религии, в атрибутах веры. И советская власть очень грамотно поступала, не отнимая полностью духовные атрибуты, а заменяя их на какие-то свои, безбожные. Поэтому неудивительно, что многие люди шли на советские демонстрации с какими-то возвышенными, восторженными чувствами, в чем-то подобными чувству христианского благоговения. Люди верили в идею светлого будущего. Поэтому можно порадоваться, что и в то время было много хорошего, люди от многого получали радость. Для многих людей Первомай был хорошим поводом собраться, выпить, сходить на природу. И сегодня некоторые ждут Пасху ради этого, а не ради Бога. Но ругать, осуждать их за это не стоит. Это - их право.
- Первое воскресенье после Пасхи - праздник апостола Фомы. За что ему, неверующему, - такая честь?
- Фома прославляется наравне с остальными апостолами. И ничем его честь не отличается от чести других апостолов. Но само событие, которое его прославило и которое вспоминается в первое воскресенье после Пасхи, очень интересно, примечательно и характерно для духовной жизни каждого человека. Нормальное развитие человека предполагает его отказ легко принимать на веру что бы то ни было, безо всякого рассуждения. Есть люди разные по своему складу ума. Одни люди быстрее приходят к вере - по своим чувствам. А Фома был такой человек, которому нужно было увидеть и пощупать. И Господь ему дал такую возможность. Есть многие выдающиеся ученые - математики, физики, - которые пришли к вере путем научного познания этого мира. Лично я пришел к Богу по другому. Но, очевидно, для кого-то возможно и принятие Бога через науку. Фома нам показывает, что можно сомневаться, можно искать какие-то доказательства, можно стремиться прикоснуться к Богу и осязательно, а не только на духовном уровне. И Господь идет навстречу. Поэтому, если вдруг вы себя считаете неверующим или сомневающимся, - ничего страшного. Ищите, будьте открыты для нового опыта, и Господь Сам явится и покажет Себя - таким способом, который Одному Ему известен.
- Многие поминают усопших в первое воскресенье после Пасхи. Хотя Радонница - на девятый день, во вторник. Так все-таки: когда, где и как надо поминать усопших? И зачем? И почему день поминовения усопших так странно называется - Радонница, - как будто мы радуемся их кончине?
- Мы знаем, что когда у человека умирает его тело, остается живой душа. Это уже признали даже ученые, собравшие множество доказательств и документальных свидетельств тому. Есть разные мнения о том, что происходит с душой на том свете. Но существует общепринятое учение Церкви о том, что душа после смерти пребывает на том свете в некоем временном состоянии до Второго Пришествия Христова. Ее состояние зависит от того, как человек прожил свою жизнь на этом свете. Это состояние можно изменить к лучшему, если молиться за этого человека. Поэтому мы молимся. Есть специальные поминальные дни. Один из таких дней - Радонница - от слова «радость». Это - самый радостный в году день поминовения усопших, которое связано с особой радостью - с радостью пасхальной. Мы помним, что, сойдя во ад, Христос взломал его врата. На Радонницу впервые после Пасхи служится заупокойное Богослужение - Панихида. Хотя на Божественной Литургии и в пасхальный период поминаются и усопшие, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Но отдельное поминальное Богослужение впервые совершается во вторник, на девятый день после Пасхи. Это никак не связано с девятью днями поминания усопшего. Но, учитывая, что во вторник - рабочий день, Церковь поминает усопших и в ближайшее воскресенье. Верующие люди, которые хотят помянуть усопших, в этот день стараются не просто поставить в храме свечку, но принять участие в Богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн, соединиться с Богом, соединиться с Церковью, в которой пребывают не только живущие на земле, но и те люди, которые отошли на тот свет в вере и покаянии. Церковью, в церковных молитвах, поминаются только крещеные - члены Церкви. Но поминать можно и нужно и некрещеных. Поминовение всех усопших - и крещеных, и некрещеных, - заключается в домашних молитвах, в милостыне, в добрых делах, творимых в память об усопших. Большая ошибка - поминовение алкоголем. Очень важно, поминая, сохранять трезвый ум, трезвое рассуждение; и не омрачать поминальных трапез употреблением спиртных напитков. Трезвенное поминовение принесет отраду и утешение усопшим и улучшит состояние живущих на этом свете.
- Как долго после Пасхи уместно приветствие «Христос Воскрес!», «Воистину Воскрес!»?
- Православные люди приветствуют друг друга пасхальным приветствием в течение сорока дней - до Вознесения Господня. Некоторые из усердия так друг друга приветствуют каждое воскресение - помня, что каждое воскресение - Малая Пасха. Серафим Саровский, будучи по сути инвалидом, жил в непрестанной радости, потому что и на этом свете был с Богом. И для него Пасха была всегда. И он круглый год и каждый день приветствовал всякого человека словами: «Христос Воскресе, радость моя!»
- Но он - великий святой. А для нас, грешных людей, когда уместна радость, а когда - неуместна? Не грешно и не глупо ли для обычного человека постоянно радоваться?
- На самом деле радость - это естественное, здоровое, нормальное состояние христианина. Как раз отсутствие радости является показателем нездоровой духовной жизни. Поэтому, если человек вечно мрачный, то это говорит о больших проблемах в его духовной жизни: либо он находится на очень ранней стадии своего духовного развития, либо он пошел по неправильному пути. То, что омрачает нашу радость, называется грехом. Но, когда человек обращается к Богу, Господь человека постепенно освобождает от греха. Поэтому истинный христианин всегда радуется. Мы акафисты читаем, в них очень часто повторяется призыв: «Радуйся!» К этому нас призывал и Сам Господь Иисус Христос. И Его заповеди блаженства заканчиваются словами: «Радуйтесь и веселитесь!»

ИНТЕРВЬЮ

Previous post Next post
Up