Протоиерей Евгений Пейков из Донецка - священник известный далеко за пределами своего прихода. Он - один из активных членов действующего в Донецкой епархии общества трезвения, помогающего избавиться от алкогольной и других зависимостей разным людям, вне зависимости от их вероисповедания. Еще больше известности он обрел как богослов, несущий Слово Божье через издаваемые Донецкой епархией и признанные лучшими в Украинской Православной Церкви журналы, а также через областные и всеукраинские светские газеты, радио- и телеканалы, через Интернет. Но на этот раз мы решили поговорить с этим человеком не столько о Боге, сколько о нем самом и о его видении проблем, стоящих перед всеми нами.
Досье. Пейков Евгений Николаевич. Протоиерей Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Настоятель донецкого Свято-Николаевского храма, прихожанами которого являются жители Донецка и Макеевки. Родился 8 марта 1979 г. в Макеевке. Окончил Одесскую духовную семинарию (заочно).
- Простите за нескромный и очень личный вопрос. Как вы сами пришли к Богу?
- Мне кажется, я к Нему только начинаю приходить по-настоящему.
- А как вы стали священником?
- По призванию. Господь призвал меня. В четырнадцать лет я крестился, начал ходить в церковь. И с тех пор почувствовал желание и стремление стать священником.
- Если приехать на Западную Украину, можно увидеть католических священников, их паству. Сравнение с ними нас, православных с Донбасса, оказывается не очень приятным. Православные священники, в отличие от католических, довольно далеки от паствы. Они больше похожи не на пастырей, а на церковных чиновников. Чем вы это объясните?
- Это неправда. Конечно, у нас есть категория людей, которые приходят в храм просто свечки ставить. Но большинство людей у нас приходит к вере в результате каких-то жизненных кризисов, жизненного опыта. И наши священники встречают таких людей и дают им Слово Божие - истинное. Конечно, есть разные священники. Но каждый человек должен выбирать себе духовного наставника. И не стоит нагнетать межрегиональную, межнациональную и межконфессиональную рознь. Этого у нас и так хватает.
- Как вы считаете: могут ли в принципе Украинская Православная Церковь Московского Патриархата и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата мирно ужиться на территории нашей страны? Что этому мешает?
- На сегодня мы уже научились уживаться довольно мирно. Потому что те люди, которые, действительно, искали истину и хотели через Церковь прийти к Богу, - они уже, наверное, разобрались, какая Церковь идет от апостолов, а которая самочинно создана. Сейчас уже достаточно литературы. Это - не то, что в 1993-м году. Теперь есть Интернет, где можно найти очень много информации совершенно различного характера, противоречивой. Из этого моря информации умный человек при желании всегда сможет сделать какие-то выводы. А в раскольнические группировки люди ходить все равно будут. Потому что для некоторых вера - это всего лишь какая-то национальная идея. Для кого-то вера в Бога - это только часть какой-то традиции, культуры, а о духовной составляющей они не думают: им - все равно, какая конфессия; лишь бы она была как-то связана с определенными культурными, этническими признаками.
- Более тысячи лет назад, при святом равноапостольном князе Владимире, была крещена Киевская Русь. Позднее митрополичья кафедра была перенесена из опустошенного монголо-татарским нашествием Киева в город Владимир, а потом оттуда - в Москву, где впоследствии был установлен и патриарший престол. Каково ваше мнение по поводу возможности и целесообразности учреждения теперь патриархии в Киеве?
- Если бы паства Украинской Православной Церкви хотела бы канонической автокефалии, - можно было бы этого добиться законным путем. Но дело в том, что на сегодня на Украине абсолютное большинство христиан православных желает быть в канонической территории Московского патриархата. Православная Церковь довольно демократична, в отличие от разных сект. Она управляется соборами, на которых епископы представляют свою паству. И собор Украинской Православной Церкви принял решение не создавать автокефалию, а оставаться в Московском патриархате. По крайней мере - на нынешний исторический момент. Мнение собора для каждого православного христианина является авторитетным. А если один-два митрополита создали сами себе церковь и призвали к себе некоторых священников, многие из которых по тем или иным причинам до этого были отправлены под запрет, - в таком случае мы не можем говорить о какой-то законной Церкви.
- По Конституции как на Украине, так и в Российской Федерации церковь отделена от государства. При этом в РФ священники избираются в советы различных уровней, а патриарх активно участвует в политике, в том числе на Украине. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
- Церковь у нас, действительно, отделена от государства. Государство не может влиять на внутрицерковные проблемы и указывать Церкви, как ей жить. Церковь тоже не может говорить в приказном порядке, как государству принимать свои законы и как их выполнять. Хотя священники - граждане своего государства; у них - такие же гражданские права, как и у остальных. Но есть совершенно другая область деятельности Церкви, которая отражается на государстве. Это - нравственное воспитание граждан того государства, на территории которого находится Церковь. Именно поэтому Церковь имеет право и должна напрямую обращаться как к представителям государственной власти, так и к каждому гражданину данного государства с призывами, которые несут в себе морально-этические истины. Нравственное воспитание всего народа, в том числе и власть имущих, - эту ношу Церковь на себе несла всегда. Даже во времена гонений на Церковь, когда она была запрещена, она эту свою миссию все равно выполняла, - и в Древнем Риме, и в Советском Союзе. Есть свидетельства того, как священники, находившиеся в советских лагерях, своим примером, своим словом помогали принять веру и другим заключенным, и сотрудникам, которые, тайно принимая веру, спасали заключенных, вверенных им безбожной властью, облегчали их страдания; многие из-за этого и сами становились мучениками. Так и теперь Церковь обращается ко всем ветвям и уровням государственной власти, ко всем политическим силам с призывами не сеять розни, вражды, конфликтов, а жить в мире со всеми, быть выше всех политических разделений. Именно к этому призывает и патриарх. Совсем по-другому было в дореволюционной, царской России: тогда Церковь была частью государственной машины, выполняла государственные директивы, но и, соответственно, Священный Синод был обличен и определенной государственной властью; и это порой приносило отрицательный результат. Некоторые православные и сейчас хотят объединения Церкви и государства, как это в нынешней Греции, надеясь на получение от государства каких-то благ - материальных, идеологических. Другие больше ценят свою свободу.
- Вы говорите о демократичности церкви, о свободе православных. Но ведь в действительности церковь ограничивает свободу человека?..
- Так может показаться. Отчасти это так и есть. Но, когда человек вступает в брак, он очень сильно ограничивает свою свободу. Тем не менее, люди все равно женятся и после этого многие чувствуют себя счастливыми. Так и в Церкви. Став христианином, я себя в чем-то ограничиваю, принимаю заповеди Божьи. Но жизнь без ограничений, свобода творить все, что угодно, - действительно ли это та свобода, которая нужна человеку? Хотя если для человека стиль жизни - обман, зло и нечестное использование других людей, - да, его свободу Церковь будет ограничивать.
- Президент Украины, будучи главой светского государства, раньше с Пасхой и с Рождеством Христовым поздравлял верховных иерархов крупнейших среди действующих на Украине христианских церквей, а в их лице - всех живущих на Украине христиан. Так поступали и Леонид Кучма, и Виктор Ющенко. Почему же Виктор Янукович поздравляет лишь митрополита Владимира как главу УПЦ МП, как вы считаете?
- Я считаю, об этом лучше спросить у него самого. Мы не можем знать, почему так или иначе поступает кто-то другой. Это одному Богу известно.
- Почему Церковь, бичуя пороки общества, в частности, сребролюбие, ничего не делает бесплатно, даже для неимущих? Откуда берутся тарифы на требы?
- Прежний патриарх Алексий Второй буквально каждый год на собраниях для священнослужителей напоминал, что человек от Церкви должен получать помощь, независимо от возможности пожертвовать. Об этом неоднократно поднимался вопрос и у нас на епархиальном собрании, на котором правящий архиерей, Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, указывал священникам, чтобы не отказывали людям в помощи и не требовали платы за проведение обрядов с тех людей, которые не могут эту плату внести. Поэтому, если человек хочет креститься, или обвенчаться, или похоронить кого-то, а у него нет денег, - не надо стесняться, а надо обращаться в Церковь. Но не к бабушке, которая стоит на свечах, а лично к священнику. А если вдруг священник откажет, - об этом надо докладывать в епархиальное управление. И те священники, которые злоупотребляют своей церковной властью, отказывают в духовной помощи, соответствующим образом будут наказаны за это. С другой стороны, взимать пожертвования за церковные обряды Церковь вынуждена. Это - плата за ее свободу: она никакой поддержки от государства не получает, а существует на частные пожертвования, которые бывают не везде, не во всех храмах. Поэтому Церкви приходится брать оплату за обряды церковные. В древности, в Ветхом Завтете была церковная десятина. Теперь обязательной для всех десятины нет.
- В период Великого поста ощутимо падает спрос на скоромные продукты, а растет - на крупы, на квашеную капусту, на овощи в целом. А уже в Пасху люди бросаются грешить с новыми силами. Так для чего ж поститься?..
- Вкушение мяса грехом не является. И в пост мы воздерживаемся от мяса не потому что оно греховно, а потому что оно разжигает плоть человека, его телесные страсти. Другое дело - никогда не нужно заниматься чревоугодием, в том числе - в праздники. Так это можно и в пост объесться - съесть кастрюлю каши или набить живот постными пирожками. И это будет грехом. А если болящий и в пост съест кусочек мяса или выпьет стакан кефира, - это грехом не будет. И если человек, действительно, держал пост, - он будет свои труды ценить. Он не будет терять обретенную благодать ради того, чтобы обожраться или упиться.
- А все ли, посещая храм, обретают эту самую благодать?
- Нет, не все. Да и не все туда ходят ради этого. Некоторые ходят в храм, не задумываясь о церковных догматах, о сущности христианской веры. Сейчас престижно ходить в церковь, детей туда водить. Некоторые туда ходят по традиции, или потому, что там красиво, хорошо хор поет, можно встретить знакомых, родственников. После церкви можно в гости сходить. Это - хорошая традиция. Быть в церкви - хорошее времяпрепровождение, культурное, приветствуемое в обществе. Если я хожу в церковь, значит, я - добропорядочный человек, достойный член общества.
- Сейчас, в отличие от советских атеистических времен, почти все крещеные, но при этом стало больше жадности, лжи, жестокости, насилия; меньше стало любви. Как вы объясните это противоречие?
- Названные вами пороки современного общества как раз и являются следствием прежнего безбожного времени. Человек сорвался с цепи тоталитарной власти. Его опьянила свобода - свобода не духовная, а греховная. Народ потерял внутренние нравственные устои, забыл о Боге и о духовной жизни. И предался лжи, сребролюбию, разврату. Но меня удивляет, когда это пытаются поставить в укор Церкви: мол, Церковь виновата в пороках нашего общества, виновата в том, что она эти пороки не сдерживает. А как раз наоборот - из-за того, что Церковь была выброшена из жизни государства и общества, - духовные ценности были заменены на материалистические; плоды этого мы сегодня и пожинаем.
- Но некоторые православные из года в год ходят в храм, постятся, молятся, причащаются, но при этом остаются злыми, недовольными всем светом. Как вы объясните это?
- Живя в тоталитарном обществе, мы привыкли обманывать государство. Коммунисты, зная, что могут быть наказаны за то, что крестят своих детей, уезжали в другой город или в какое-нибудь село, где их не знали, и крестили детей там. Теперь некоторые пытаются подобные взаимоотношения установить и с Богом. Человек может годами, десятилетиями выполнять определенные обряды, но сам он и его жизнь при этом не меняются; человек из-за этого может разочароваться в церковной жизни, обозлиться.
- Значит, виной всему - прежний советский строй?
- Мне не нравится слово «вина». Думаю, никого и ничто не стоит винить, осуждать. «Не суди, да не судим будешь.» На отношение человека к Отцу Небесному влияет многое. Например, отношение этого человека к своему отцу земному. Если его отец был очень строгим и человек, будучи ребенком, его боялся, он может начать бояться и Бога. Но не страхом Божьим, который по сути - благоговейный трепет, - а страхом животным. Такой человек даже может не ходить в храм из боязни что-то там сделать не так, думая, что за это его Бог покарает. Или же - другой вариант - человек будет уклоняться от причастия - ради того, чтобы оно не оказалось в осуждение.
- Раньше в священнический сан рукополагали в 30 лет. А вы в каком возрасте стали священником? И как вы считаете с высоты ваших 32-х лет: каковы «плюсы» и «минусы» у новой традиции молодого священства?
- Я был рукоположен в восемнадцать лет. По действующему уставу Русской Православной Церкви человек может быть священнослужителем с 18-и лет, то есть будучи совершеннолетним. Я, когда стал священником, не знал о прежней традиции. Господь меня призвал на служение Себе, наделил духовными дарованиями, чтобы я мог нести это служение. К тому же я получил благословение священноначалия. Поэтому я бы считал предательством, пренебрежением отказ от своего призвания. Будучи молодым священником, я пять лет прослужил в Свято-Николаевском кафедральном соборе: я был помощником при более старших и опытных священниках, они мною руководили, были моими духовными наставниками. И, наверное, хорошо, что теперь нет жестких возрастных ограничений для рукоположения в сан священника: священноначалие решает, кому можно доверить, кому - нет. И очень хорошо, по себе скажу, когда молодой священник не получает сразу свой приход, а находится несколько лет под руководством старших. Тогда удается избежать многих ошибок. Хотя ошибки молодости все равно случаются: и горячность, и ревность не по разуму, и стремление всех вокруг себя воспитать и привести к вере. Этих ошибок и я не избежал. Но, слава Богу, они ни к чему плохому не привели.
- В чем проявляется любовь Православной Церкви к атеистам и приверженцам других религий?
- Господь заповедал нам любить всех, в том числе и врагов. Тем более, - мы не считаем атеистов и приверженцев других религий врагами, даже если они выступают против Церкви. Очень многие люди находятся в плену у атеизма или каких-то сект - просто по причине духовной неграмотности. Ведь Церковь много лет не могла проповедовать, не было духовного просвещения. Теперь ситуация постепенно налаживается: сейчас при желании человек может многое узнать о христианстве из Интернет-сайтов, из церковной прессы. Раньше этого не было, и поэтому, когда в 1990-е к нам хлынули секты, - многие ушли в них по незнанию, стали жертвами заблуждений. Церковь молится не только о своих членах, но - обо всех людях. Есть молитва о соединении всех. Каждое утро христиане молятся о спасении тех людей, которые находятся в безбожии, или в сектах, или в каких-то еще заблуждениях. Мы молимся и стараемся своим терпением давать понять этим людям, что мы не злобные, не враждебные им, не желаем зла никому. Мы не устраиваем публичных судов, разбирательств, гонений. Секта может и убить человека, который пошел против нее. У Православной Церкви к нападкам на нее - спокойное, терпимое отношение.
- Почему Церковь, не смотря на секуляризацию общества, свободные от Церкви развитие науки и распространение информации, продолжает навязывать пастве антинаучные знания?
- Было такое время, когда нам говорили, что религия и наука антагонистичны. При том, что многие выдающиеся ученые - верующие люди. Другое дело - то, что, например, Паскаль, хоть и написал множество богословских трудов, в своих трудах по физике Бога не упоминает. Потому что вера и наука - совершенно разные области человеческого знания. Хотя сегодня Церковь и наука совместно трудятся над разоблачением лженаучных и лжехристианских заблуждений. Например, недавно был снят фильм «Вода»; ученые в нем рассказывают о загадочных свойствах воды, но при этом апеллируют не к выводам, полученным научными методами, а к информации, якобы полученной от каких-то инопланетных цивилизаций… Сейчас в Русской Православной Церкви есть специальная комиссия, которая при помощи науки изучает разные чудеса. И чудом признается только то явление, которому нельзя дать научного объяснения.
- Как известно, христиане переняли праздники у язычников, наполнив их новым смыслом. Но ведь языческие праздники изначально были связаны с природными явлениями, с матушкой-природой. Чем же они плохи?
- Это - неправда, что христиане переняли праздники у язычников. Некоторые даты христианских праздников были установлены в дни прежних языческих праздников. В этом нет ничего плохого, - как и в том, что с природой, с земледельческими работами были связаны отдельные ветхозаветные праздники, а теперь связаны наши, новозаветные, христианские праздники. Человек сеет. А то, вырастет ли урожай, зависит от Бога. Поэтому люди, когда сеяли, молились и просили Бога об урожае. А когда урожай был собран, - они молились и благодарили Бога. А язычники молились не Богу, а природе, природным явлениям; Бога они не знали, и это плохо.
- Ваш День рождения приходится на 8 марта - праздник пособниц дьявола, превращенный немецкими коммунистками в Международный женский день. Как вы проведете этот день?
- В основании праздника 8 Марта лежит иудейский праздник Пурим, посвященный тому, как жена персидского царя, еврейка Эстер, спасла от истребления свой ветхозаветный народ. Да, в Новом Завете Пурим не отмечается. Но называть его бесовским, - значит, осквернять всю историю Ветхого Завета, которая была до Боговоплощения. И Христос, и Богородица праздновали Пурим. У нас, православных, есть свой женский день: это - праздник святых жен-мироносиц, который приходится на второе воскресенье после Пасхи; с этим праздником я поздравляю своих жену и дочерей. Я могу их поздравить и с 8 Марта - в насмешку над суевериями. А вообще 8 марта приходится на Великий пост. Мы проводим этот день в богослужении в церкви, в молитвах, в повседневных трудах и духовных делах. Для меня как для священника 8 Марта - повод больше пообщаться со своей паствой, провести какие-то духовные мероприятия, потому что это - нерабочий день. Когда на невоскресный день приходится какой-то государственный светский праздник, для верующих это всегда - радость. Поскольку появляется возможность провести какие-то свои церковные мероприятия - дополнительные, кроме обычных воскресных и праздничных церковных богослужений. В этом году 8 Марта выпало на второй день Великого поста, поэтому многие верующие, пользуясь выходным, устремятся в храмы, чтобы услышать особый покаянный великий канон Андрея Критского, который читается в первые четыре дня Великого поста по вечерам.
- О чем вы мечтали в детстве; о чем мечтаете теперь в земной жизни?
- Мечтал стать ученым-химиком, открывать новые элементы, создавать новые вещества. Но это - в раннем детстве. Мечтал стать агрономом и выращивать кукурузу и другие растения. Потом мечтал стать пчеловодом. Детские мечты у меня были связаны, в основном, с сельским хозяйством. А с тринадцати лет мои мечты стали связаны с тем, что я поверил в Бога, начал посещать церковь. Я мечтал стать священником, достичь гармонии с Богом и с людьми, обрести спасение. Теперь с мечтами довольно сложно, потому что я - человек довольно рациональный. Сейчас у меня - не мечты, а цели, планы, которые я стараюсь реализовывать. Одна моя цель - построить храм - начала воплощаться в жизнь. Наш Свято-Николаевский храм был очень старый, стоял без фундамента и уже начинал разрушаться. Мы расширили храм, сделали новый фундамент, нарастили стены, поменяли крышу, теперь начали внутренние работы. Главная цель - мое личностное развитие, духовное совершенствование. Другие цели - продолжить работу с телевидением, радио, Интернет-сайтами; продолжить работу в обществе трезвения, помогая людям, имеющим зависимости. Есть желание открыть православный реабилитационный центр у нас, на территории Донецкой области, в котором люди получали бы помощь и стационарно.
- Что для вас тяжелее всего в священническом служении; а что, напротив, больше всего дает сил и радости?
- Больше всего радости и сил дает, конечно, причастие. Причастие - это самое главное церковное таинство, соединение с Богом. И то, что я стараюсь чаще причащаться, меня очень сильно поддерживает. Благодаря тому, что я священник, у меня есть возможность причащаться чаще, чем прихожане. Я могу больше молиться. Я совмещаю свое служение и личную духовную пользу для себя. Помогает мне и поддержка друзей и прихожан. Священнику очень важно, когда люди прислушиваются к нему - не просто как безмолвная паства, а когда они участвуют в совместной работе. Всегда меня очень поддерживает критика, когда мои прихожане меня критикуют, указывают на ошибки в моей работе. А их много, потому что не ошибается только тот, кто ничего не делает. И я очень благодарен тем, кто за меня молится. Многие проблемы у меня решаются сами собой, потому что люди за меня молятся, я это прекрасно понимаю: Божья помощь идет по молитвам людей. А самое трудное, наверное, - сдерживать себя, чтобы не пытаться помочь всем, спасти всех и обратить к вере всех.
- Что самое главное, осознанное вами за минувший период вашей жизни и службы?
- Наверное, - осознание того, что процесс духовного развития бесконечен. Раньше я думал, что, если человек пришел к вере, ему уже ничего не надо менять. Сейчас я понимаю, что процесс прихода к вере - это процесс всей жизни. Нельзя сказать: «Я пришел к вере! И все! Я такой верующий! Слушайте все меня!» Я сам духовно развиваюсь, постигаю истину. Для меня истина - не какое-то абстрактное понятие. Истина - это Сам Иисус Христос. Через духовную жизнь, через причастие я Его познаю, постигаю. Есть люди, которые идут рядом со мной по этому пути, которые перенимают что-то, усвоенное мной, себе. Я понял, что главное - не учить окружающих, а прежде всего налаживать свою духовную жизнь, учиться в своей жизни быть духовным, быть христианином; и тогда люди, которые видят меня, большему от меня научатся. Как говорил Серафим Саровский: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи.» Эта мысль, которую я раньше знал на словах, стала моим личным осознанием.
- И последнее. На что вы чаще всего жалуетесь Богу; за что Его больше всего благодарите?
- Благодарю Бога за все, что есть. У меня не разделяется - жаловаться и благодарить. У меня это идет едино. Когда я молюсь Богу, я и жалуюсь, и благодарю одновременно. Я и жалуюсь, если мне что-то не нравится, если мне страшно, обидно, и за это же и благодарю. Потому что прекрасно понимаю, что все то, что со мной происходит, на самом деле идет мне на пользу. И если что-то происходит не как я запланировал, - я прекрасно понимаю, что это - проявление любви и благодати Божьей, а не какая-то кара или случайное стечение неблагоприятных обстоятельств. Я очень рад и благодарен Богу за то, что занимаюсь делом, которое, действительно, люблю, и которое у меня получается. Оно приносит мне радость, удовлетворение, самореализацию. Я благодарен Богу за то, что Он меня создал способным к этой службе. Хотя я осознаю, что не достоин этого по своим грехам человеческим. Но Господь меня призвал и поставил на это. Благодарю Бога и за то, что я Его зов услышал.
Беседу вел Владимир ОВЧАРОВ.