Что такое «Автобаза-М»?

Sep 11, 2015 03:33

Оригинал взят у vladimir_krm в Что такое «Автобаза-М»?


Источник: "Военное обозрение"

Наконец-то опубликовали данные:

Комплекс пассивной локации «Автобаза-М» предназначен для обнаружения, классификации и последующего траекторного сопровождения воздушных и морских целей по излучению установленных на них радиоэлектронных средств (процесс пассивной радиолокации). Наземный комплекс радиотехнической разведки «Автобаза-М» позволяет осуществлять мониторинг координат и других основных параметров целей и в автоматическом режиме осуществлять их передачу на командные пункты подразделений противовоздушной обороны. Наземный комплекс радиотехнической разведки «Автобаза-М» включает в свой состав 4 станции обнаружения и пеленгации (СОП) и станцию обработки информации (СОИ).

Разработчиком комплекса пассивной локации является акционерное общество «Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы» (АО «НТЦ РЭБ»). Это довольно молодое, но активно развивающееся предприятие российского оборонно-промышленного комплекса. Предприятие является эффективным разработчиком современных образцов техники РЭБ и одним из участников создания системы РЭБ Российской Федерации. При этом компания была основана всего 10 лет назад в 2005 году. В 2010 году был открыт филиал компании в Воронеже (Центр системных исследований и разработок), в котором сегодня трудится более 60 специалистов. Начиная с 2010 года, «НТЦ РЭБ» находится в Сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса РФ.




Не имеющая аналогов пассивная система радиолокации «Автобаза-М» была создана в «НТЦ РЭБ» под руководством Александра Саркисьяна. Впервые комплекс был продемонстрирован в рамках авиасалона МАКС-2013 на стенде холдинга «Оборонительные системы». Впервые информация о данной системе появилась на МВСВ-2008 (Международный салон вооружений и военной техники), в сборнике посвященном новинкам салона отмечалось: «Классические активные радиолокационные средства, которые применялись ранее, в наши дни себя изживают. Любое включение таких средств сразу же выявляется разведкой противника, что позволяет практически мгновенно их уничтожить. В то же время пассивный комплекс радиотехнической разведки (КРТР) «Автобаза-М» представляется в этом плане большим шагом вперед. Комплекс в состоянии фиксировать до 150 видов излучающих сигналов, выдавая их пеленги. Работа КРТР «Автобаза-М» в комплексе с двумя другими подобными станциями позволяет обеспечить получение точных координат воздушной цели. Полученную информацию можно использовать в больших системах противовоздушной обороны как целеуказание. В зависимости от мощности сигнала дальность действия комплекса составляет от 350 до 400 километров. Помимо этого, информация от «Автобазы-М» может использоваться в качестве целеуказания для командных пунктов управления электронными системами подавления и для командных пунктов ПВО. На данный момент времени модернизированный КРТР «Автобаза-М» представляет собой практически новую систему, которая превосходит все имеющиеся аналоги, созданные на базе КРТР «Автобаза», в том числе разработки Чехии - «Тамара» и «Вера».

Комплекс «Автобаза-М», как отмечалось выше, состоит из четырех принимающих постов системы обнаружения и пеленгации (СОП) и станции обработки информации (СОИ). Любой современный летательный аппарат что-то излучает - это физическое явление, против которого не пойдешь. Чувствительные датчики СОП в состоянии улавливать это излучение, отправляя информацию на центральный пост - СОИ, где данные обрабатываются и выводятся на экран монитора, формируя картину воздушной обстановки. В радиусе действия комплекса становится понятно, кто и куда летит.



Пассивный комплекс радиотехнической разведки «Автобаза-М» обеспечивает разведку импульсных и непрерывных сигналов РЛС объектов как воздушного, так и морского базирования, а также сигналов систем опознавания «свой-чужой» (IFF) и ТАС AN, определение типов РЛС и параметров сигналов, траекторное сопровождение обнаруженных воздушных и морских объектов по излучению находящихся на их борту радиоэлектронных средств и передачу полученной разведывательной информации на вышестоящие автоматизированные КП и КП управления ПВО. Комплекс пассивной локации «Автобаза-М» может использоваться в системах ПВО, системах предупреждения воздушной угрозы и радиоэлектронной борьбы. Как отмечают сами разработчики, пассивный режим работы комплекса повышает живучесть группировок ПВО и РЭБ на 30-40% за счет существенного повышения скрытного характера работы активных систем (РЛС и станций помех).

Сообщается, что входящие в состав комплекса пассивной локации «Автобаза-М» станции можно использовать автономно в качестве станций радиотехнической разведки, они могут обеспечивать сбор, накопление и последующую обработку информации об излучающих воздушных целях. Прекрасным дополнением к данному комплексу может стать пространственно-распределительная система помех «Поле-21», которая также создана специалистами «НТЦ РЭБ». Положенное в основу данной станции помех сочетание сетецентрического и иерархического способов управления позволяет обеспечить высокую устойчивость системы к попыткам нарушить ее работоспособность, а малые габариты и вес аппаратуры помех (по причине реализации на твердотельной электронно-компонентной базе) позволяют располагать «Поле-21» на разнообразных подвижных или стационарных объектах. На МАКС-2013 сообщалось, что обе системы успешно прошли испытания. При этом обе они доступны в экспортных вариантах. Интерес к подобным системам довольно большой. Еще бы, устанавливай «Поле-21Э» и никакой «Томагавк» не сможет тебя достать. А в случае наличия собственной системы ПВО и комплекса «Автобаза-М», ты сам сможешь попытаться уничтожить любой летательный аппарат противника раньше, чем тот поймет, что уже обнаружен и находится в прицеле.

По словам генерального директора АО «НТЦ РЭБ» Александра Саркисьяна, комплекс пассивной локации «Автобаза-М» в состоянии обнаружить и сопровождать на расстоянии более 200 километров до 150 воздушных целей. При этом точность сопровождения воздушных объектов будет сопоставима с возможностями активных локаторов, отмечал он в интервью изданию «Военно-промышленный курьер» в августе 2015 года. По его словам, в КРТР «Автобаза-М» был реализован математический аппарат, который позволяет при наличии соответствующей информационной базы с высокой вероятностью идентифицировать не только классы, но и типы воздушных целей. При этом вся полученная комплексом информация о воздушной обстановке передается по каналам связи на вышестоящие командные пункты.



Применение пассивных систем локации в современных условиях становится все более обоснованным. Специалистам давно известно, что применяемые активные радиолокационные средства (особенно дежурного режима работы), обладающие высокой мощностью излучения, становятся первоочередными целями для средств радиоэлектронной разведки противника и уничтожения при помощи современных образцов самонаводящегося оружия. Невысокая мобильность и продолжительное время выхода в эфир делают активные радиолокационные системы особенно уязвимыми перед современным управляемым оружием. Подтверждением этому служат многочисленные примеры из реальных боевых действий, которые велись отдельными странами или их коалициями в разных уголках планеты: во Вьетнаме, в Югославии, в Ираке, а также в Ливии, в которых активные радиолокационные станции местных систем ПВО становились первоочередными целями для нанесения по ним ударов при помощи противорадиолокационных ракет.

В то же время принцип пассивной локации основывается на приеме несколькими пространственно-разнесенными пеленгаторно-измерительными постами сигналов радиоизлучающих воздушных целей и последующей совместной обработке принятых от воздушных целей сигналов по определенным математическим процедурам. В результате такого подхода без излучения зондирующих сигналов в эфир реализуется обнаружение и траекторное сопровождение целей, а также возможность их идентификации. Такие возможности пассивной локации обусловливают высокую заинтересованность российской армии в усилении группировок ПВО подобными средствами. Помимо этого, велика потребность в подобных системах и на мировом рынке вооружений, отмечает Александр Саркисьян. Вместе с тем не следует считать, что средства пассивной локации станут альтернативой традиционным средствам активной локации. Их следует рассматривать, как возможность расширения боевых возможностей группировок ПВО и уменьшения их уязвимости при использовании противником современного высокоточного оружия.

Тактико-технические характеристики КРТР «Автобаза-М»:

Рабочий диапазон частот - от 0,2 до 18 ГГц (он позволяет в том числе классифицировать и сопровождать системы «АВАКС» и «Хокай»).
Метод обзора пространства - электронный круговой обзор по азимуту и 30 градусов по углу места.
Метод определения координат - разностно-дальномерный метод.
Диапазон мгновенного обзора:
- в диапазоне частот 2-18 ГГц: 16 ГГц;
- в диапазоне частот 0,2-2 ГГц: 30 МГц.
Дальность обнаружения целей - до 400 км.
Среднеквадратичная ошибка определения координат (СКО) - не более 2% от дальности.
Количество одновременно сопровождаемых целей - до 150.
Время обновления информации об ИРИ на станции - не более 2,5 с.
Объем библиотеки - до 2000 образов и режимов работы целей.
Время наработки на отказ - не менее 600 часов.
Время локализации неисправности - не более 30 минут.
Время развертывания в боевое положение/свертывания - 45 минут.
Время приведения комплекса в боевую готовность - 3-5 минут.









Источники информации:
http://vpk-news.ru/articles/26718
http://nevskii-bastion.ru/avtobaza-m
http://www.arms-expo.ru/photo/fotoreportazh/kompleks-passivnoy-lokatsii (фото)
http://www.ntc-reb.ru

Автор Юферев Сергей

РЭБ, оружие, Россия, "АВТОБАЗА", ПВО

Previous post Next post
Up