Перед глазами русских князей эпохи распада Русской государственности стоял пример успешной политики галицких князей. Владимирко, достойный наследник своего отца Володаря и дяди Василька, верно понял главную угрозу, которая состояла в дроблении государственной территории между все увеличивающимся потомством Ярослава Мудрого. Он изгнал последнего из живых его родственников, восстановил древний центр племенного Хорватского княжества Галич и перенес туда свой престол. В короткое время он по сути создал новое русское государство, вставшее во внешние отношения к Киеву и подчиненные ему земли также, как некогда стоял к ним Полоцк эпохи единодержавных Брячислава и Всеслава Чародея. Выстояв в борьбе с прочей Русью, Владимирко сумел передать своему наследнику Ярославу Осьмомыслу могучее и процветающее государство, вызывавшее удивление и зависть прочих русских князей. Чего стоит только восторженный панегирик Ярославу в «Слове о полку Игореве».
Не менее яркий пример подавала Суздальская земля, процветавшая под единоличной властью Юрия Долгорукого, а в годы его детства под властью воспитателя его Георгия Шимоновича. Однако, Юрий был одержим киевским престолом и своим стремлением овладеть родовым гнездом - Русской землей. Он был еще истинным русином, ощущавшим себя наместником, а не государем. Однако, новые тенденции все более получали свое развитие. Идеи эти можно разделить на общерусскую и локальную. Локальную идею, вдохновившись наверняка галицким примером пытались осуществить несколько рязанских князей, главными носителями общерусской идеи были два выдающихся деятеля эпохи - Андрей Боголюбский и Роман Мстиславич Волынский. В одних случаях (Рязань) они превращались в жизнь в чудовищных кровавых формах, в других несли в себе залог оздоровления Руси, если бы удалось превратить их в жизнь. Носителем этих идей был сын Юрия Суздальского Андрей, прозванный Боголюбским, но нужно уточнить, что обстоятельства его биографии способствовали тому, что идея эта приняла характер не восстановления Русского государства, а скорее создания на месте его новой державы Андрея.
В отличие от своего отца, Андрей по всей видимости вовсе не чувствовал той мистической связи с Киевом, которая объединяла княжеский Русский род и которую так остро чувствовал его отец, покинувший Русь еще ребенком. Андрей родился и вырос в Суздальской земле, был свидетелем и участником ее становления, видел, как она процветает под единодержавной властью Юрия. Наверняка далекая метрополия воспринималась им как чуждая и даже враждебная страна, которой его могучий отец по какой-то непонятной для юного витязя причине добровольно и исправно отправлял дань. Когда Юрий бросился с головой в войну за обладание отцовским престолом против своих племянников, Андрей столкнулся уже в бою с теми, о ком и прежде должен был думать, как о потенциальном враге. Очевидно, он проникся презрением к высокомерным южанам, разбалованным заискивающими перед ними князьями и предающими тех, кому вчера только приносили присягу. Неприязнь Андрея к непостоянному югу достигла такой степени, что после одержанной уже победы Юрия, после того как он утвердился в заветном Киеве и рассадил своих старших сыновей вокруг себя в окрестных поднепровских городах, Андрей самовольно покинул назначенный ему Вышгород, забрав с собой местные святыни - икону Владимирской Божье матери и меч св. Бориса. Вернувшись против воли отца в родную Суздальскую землю, он после смерти Юрия изгнал оттуда своих младших братьев, которым их отец назначил в наследство свой прежний домен и основал вполне независимое государство, аналогичное Галиции Владимирка. Как и тот, Андрей перенес свой престол в новый город Владимир, чтобы упрочить свое положение относительно прежних центров Ростов и Суздаль, и руководящей ими знати. Дальнейшая его война против Юга принимает уже новый характер, нежели прежние усобицы времен его отца. Это война не между князьями за обладание Киевом и верховной властью, значение которой для окраин падает все больше, но война нового Владимиро-Суздальского государства, против Русской земли. И победу Андрей одерживает, как иноземный государь: он отдает своим войскам Киев на разграбление, сам возвращается в свой Владимир, а в Киеве оставляет брата в качестве наместника над покоренной страной. Прочие князья признают его власть, но как старшего в роде. Они не понимают до конца всей произошедшей перемены. Однако и Андрей переоценил свою власть над ними. Когда он начинает вести себя как завоеватель, когда он приказывает родичам, оскорбленные смоленские князья восстают против него, как против тирана и узурпатора. Андрею не удалось создать вместо Киевского государства Владимира и Ярослава Владимирское государство, а после его убийства из основанного им государства были изгнан и его наследник. Власть перешла к тем младшим братьям, которым некогда Юрий Долгорукий завещал Суздальскую землю - Михаилу и Всеволоду. После смерти Михаила Всеволод, прозванный Большое Гнездо, оказался единоличным правителем теперь уже государства, основанного братом. Суздальской земле повезло, снова она оказалась в руках единого государя, в то время как соседние земли, страдая от половецких вторжений, междоусобий и дробления, теряли свое прежнее значение. Всеволод, хотя и признанный старшим в роду, на тех правах, на которых прежде готовы были подчиняться Андрею прочие князья, вовсе не желал отстаивать общерусскую государственность. Его вполне устраивала роль первого и наиболее могущественного из многих региональных государств. Если провести аналогию между этой эпохой и эпохой борьбы диадохов за наследство Александра Великого, то Всеволоду соответствовал более всего Птолемей, отстаивавший принцип разделения сатрапий.
Идею общерусской государственности сохранял в это время лишь один князь - Роман Мстиславич Волынский. Чтобы быть справедливыми, то следует отметить, что в своем стремлении он был продолжателем идей своей семьи. Несомненно, что уже Владимир Мономах осознавал опасность дальнейшего дробления государства, защите которого он посвятил свою жизнь. Хотя, сам он был вынужден когда-то положить начало этому распаду, став создателем системы отчин, но в дальнейшем стремился всячески препятствовать распаду государства. Вопреки установленному некогда совместно с прочими князьями правилу лествичного наследования престола, Владимир завещал золотой стол своему сыну и соправителю Мстиславу Великому, который достиг еще больших успехов, сокрушив независимость Полоцка. Мстислав попытался продолжить дело отца, обеспечив престол своему сыну Изяславу. Он взял слово со своего брата и наследника Ярополка, что тот передаст после себя престол именно Мстиславичу, но будучи доблестным воином, Ярополк оказался мало пригоден к управлению государством и его короткое правление стало началом агонии Русского каганата… Изяслав Мстиславич и сын Мстислав ревностно защищали принцип наследования от отца к сыну, традиционный по всей видимости для древней руси, бывшую залогом сохранения единства и государственности. Однако, они были вынуждены отступить перед силой обстоятельств - народ поддерживал славянское право наследования, преимущество дядей перед племянниками. В итоге, Изяслав проиграл Юрию Долгорукому, Мстислав - сыну Юрия Андрею. Во владении старшей ветви Мономашичей осталась только Волынь, которая все более удалялась в результате от центра, вслед за Галицией, Суздальской землей, Рязанью и Черниговщиной.
Роман Волынский был достойным наследником Владимира Мономаха и Мстислава Великого. Его энергия, полководческий и государственный таланты могли бы дать новую жизнь Русской державе. Начал Роман с того, что создал для себя базу, не уступающую той, которой обладал его главный соперник Всеволод Большое Гнездо. После пресечения династии галицких Ростиславичей эта цветущая страна стала ареной междоусобиц и восстаний. Воспользовавшись смутой, Роман захватил ее и объединил Галицию и Волынь. Став сразу одним из самых могущественных государей Руси, Роман, если верить Татищеву, попытался мирным путем восстановить русскую государственность. Он взял за основу систему, которая существовала в Священной Римской империи. Согласно этому плану, верховного государя должны были выбирать шесть наиболее могущественных старших князей - Полоцкий, Смоленский, Владимирский, Рязанский, Черниговский и Галицкий. Престол этого государя должен был быть в Киеве. Сам Роман не претендовал пока на престол и готов был ради успеха дела уступить его Всеволоду, но противодействие со стороны последнего разрушила эту последнюю надежду на восстановление Русского государства. Это в большей степени, чем что либо, характеризует характер Всеволода. Ранняя гибель Романа не позволила ему довести начатое дело до конца, но в рамках Галицко-Волынского княжения его дело довершили сыновья Романа Даниил Галицкий и Василько, созадвшие на его основе «королевство Малая Русь».