О имени Северо-Восточной Руси...

Jan 21, 2013 21:40


   Пожалуй нет важнее для истории современного русского (великоросского) народа вопроса, чем сложение того ядра, из которого выросло Российское гос-во и процесса вхождения его в государство «Киевской Руси» (термин Карамзина) или «Русской земли». Характерной особенностью этой обширной области на северо-востоке Древнерусского гос-ва является то, что в летописях не имелось для нее собственного постоянного имени, как это было естественно для прочих земель-княжений (волостей): Смоленской (по городу Смоленску), Рязанской, Полоцкой, Новгородской, Черниговской, Волынской или Владимирской (по городу Владимир-Волынский) и т.д. Северо-восточная окраина постоянно меняла свое имя в зависимости от того, какой именно город в тот или  иной момент возглавлял край: Ростовская, Суздальская, Владимирская, Московская (после объединения замель распавшегося Владимирского Великого кн-ва московскими князьями). В науке закрепились сложносоставные названия, отражающие периоды возвышения тех или иных центров: «Ростово-Суздальская», «Владимиро-Суздальская»Кроме того, в новгородских землях этот край именовали «Низовской землей», «Низом» (откуда «Нижний Новгород», противопоставленный «Великому Новгороду», находившемуся на «Верху»). Прояснить появление этого географического термина  помогает сравнение с другими древнерусскими регионами. В Галицком княжестве также существовала своя «Низовская земля» или «Понизье» - Среднее и Нижнее течение Днестра (современная Молдавия), находившиеся ниже по течению собственно галицких земель. Аналогично Изяслав Мстиславич в Киеве, призывая на помощь своего брата Ростислава Смоленского называет владения последнего «Верхней землей», то есть расположенной выше по течению относительно собственно Киева. Т.о. становится понятно, что новгородское название Ростово-Суздальской земли проистекает из его географического положения на реке Волге, связывавшей край с Новгородской землей Волго-Балтийским торговым путем.

Существовало еще одно любопытное название, происходящее надо думать из Киева. Носит оно, как и новгородское «Низовская земля» географическое название - «Залесье», «Залесская земля» (сравните «Трансильвания»). Дело в том, что Волго-Окское междуречье долгое время было отделено от Среднего Поднепровья территориями вятичей, представлявших по сути огромный лесной массив, прямого пути через который долгое время (до побед Владимира Мономаха над вятичскими вождями в конце 11 века) не существовало. В частности хрестоматийный пример:  история князя Глеба, будущего святого Глеба, спешащего в Киев из своего Муромского удела, к умирающему отцу. Глеб поехал не прямым путем, а по Волге и Верхнему Днепру, через Ростов и Смоленск! В этом лесном краю и позднее не смогли найти друг друга полки враждебных черниговских и суздальских князей! Другой крупный лесной массив - «Оковский лес», из которого согласно летописи брали начало Днепр, Волга и Западная Двина - отделял Залесье от Верхнего Поднепровья и Смоленска.

nbsp;  Возникает закономерный вопрос, а как же называли свою землю сами жители Ростова, Суздаля, Владимира-Залесского, Москвы? Есть основания полагать, что «Залесье» - термин не киевского, а местного происхождения. Во-первых, упоминавшиеся выше летописные названия по меняющимся административным центрам Северо-востока - Ростова, Суздаля, Владимира - мы находим именно в киевских летописях. Аналогично киевляне именовали и жителей этого края. В период усобиц 12-13 вв. закрепилось наименование жителей далекого Залесья «суздальцами». Сын Владимира Мономаха Юрий Долгоркий, заложивший основы залесской самостоятельности и будущего ее могущества, перенес центр волости из более древнего Ростова (именно в Ростов отправлял сыновей своих Ярослава, а потом Бориса Владимир Креститель, именно Ростов вставил в текст договора Олега Вещего с греками от 907 года летописец) в Суздаль, ближе к Южной Руси. Соответственно дружина Юрия и его наследников Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо (правивших уже во Владимире-Залесском) была в первую очередь суздальской.  Однако, топонимика отражает представления самих «суздальцев» о названии своей земли. Новый центр, потеснивший Ростов и Суздаль носит название Владимир-ЗАЛЕССКИЙ, построенный Юрием Долгоруким Переяславль - ЗАЛЕССКИЙ. «Залесской ордой» называется складывающееся Московское государство в «Задонщине»!

nbsp;  Прямо из вопроса о самоназвании северо-восточной окраины Древнерусского государства проистекает вопрос о самоназвании его жителей. Из летописей известно, что аборигенами Ростовской земли был некий народ МЕРЯ. Они фигурируют в сказании о призвании на княжение варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Однако характерно, что в отличие от своих компаньонов: словен (Рюрик в Ладоге или Новгороде), веси (Синеус в Белоозере) и кривичей (Трувор в Изборске), ростовская меря, как и чудь (эстонцы), не получают особого правителя. Лишь после смерти, братьев Рюрик, сажая своих посадников - «мужей» в опустевшие центры, отправяляет посадников в далекие Ростов, Муром и Полоцк. Насколько реально такое развитие событий трудно судить, однако археологически присутствие варягов в Полоцке и  Муроме не выявлено, равно как и существование Мурома до второй половины 10 века (Ростову 9 века очевидно соответствовало т.н. Сарское городище, расположенное вблизи нового Ростова 10 века). Также меря упоминается в рассказе о деятельности Вещего Олега.  Этническая природа мери, как и муромы, не ясна. Большинство исследователей придерживаются финно-угорской концепции, однако есть существенные факты, говорящие о их балтском происхождении. В. Седов предложил концепцию, согласно которой летописные меря и мурома были славянскими племенами, ассимилировавшими местное финно-угорское по его мнению население и принявшими названия тех. Действительно, выдающийся археолог выделил особую славянскую народность, неизвестную летописям, но оставившую т.н. браслетообразные височные кольца в окрестностях Ростова. Очевидно, что именно она положила начало славянизации Ростовской и Муромской земель и именно она стоит у истоков современной русской нации. Однако, у меня вызывает сомнение тот факт, что славяне могли заимствовать имя у аборигенов. Во всяком случае, другие подобные примеры мне не известны. Как известно, славянские этнонимы как правило делятся на три большие группы:

- географические (по месту жительства), использующие как правило окончание на «-ане\-яне»: древляне, бужане, висляне;

- патронимические (по имени прародителя или легендарного вождя), оканчивающие на «-ичи»: кривичи, радимичи, вятичи;

- наиболее архаичные, восходящие к рубежу тысячелетий этнонимы, такие как «северъ», анты, дулебы, хорваты, сербы, велеты, м.б. русь. Существует гипотеза, что эти этнонимы принадлежали сармато-аланским в большинстве своем (северы, анты, хорваты, сербы) племенам, возглавивших какие-то славянские группы (анты) и ославянившимся к 6-7 вв. Должно отметить, что ославяненые племена, сохранившие свой древний этноним, это не то же самое, что славяне, принявшие самоназвание ассимилированных ими и покоренных племен.

nbsp; Есть этнонимы, чье толкование спорно. К примеру дреговичи по распространенной этимологии названы так, поскольку сидели в припятских болотах - дрягве, однако, характерное для патронимических названий окончание «-ичи» указывает скорее на некоего легендарного вождя-прародителя Драговита (имя известно уже в 8 веке). Другие этнонимы (к примеру дедошане\дедошичи в Силезии) могут варьировать свое название в источниках. Наконец, неясно происхождение такого этнонима, как «поляне». Летописец трактовал его, как «сидящие в поле», хотя мало того, что поляне проживали не в степи («Поле»), а в лесостепи, но сам летописец подчеркивал гористый характер их края. Более того, поляне известны также на Висле (отсюда Польша) и в Дунайской Болгарии, где природа их мест проживания также мало соответствует степи. В связи с этим интерес вызывают толкования этнонима полян, связывающие его с названиями великанов (исПОЛИН), славянским названием воительниц - амазонок (ПОЛЯНицы), древним приднепровским народом спаллов, изгнанных готами, и боланами, упоминаемыми римским географом Птолемеем в Поднепровье.

nbsp;  Определенный интерес вызывает гипотеза о том, что «мерей» славян Ростовской земли называли соседи, как жителей старой Мерьской земли, то есть название было экзонимом. Но это толкование не снимает проблемы самоназвания этих славян. Существование же местного названия Ростово-Суздальской земли - ЗАЛЕСЬЕ - позволяет предположить, что сами ранние ростовцы и суздальцы именовали себя «залесцами», «залешанами», что соотвествует и принятым в Славянском мире формам образования географических этнонимов. Название Залесской земли и гипотетических залешан указывает на специфический характер природы этого края, получившего также еще одно название - Владимирского или Юрьевского Ополья (отсюда Юрьев - Польский, первоначально Опольский). Именно этот уникальный регион, очень удобный для развития сельского хозяйства и был собственно главным объектом славянской колонизации, обеспечил экономическое процветание Владимирского вел. кн-ва и стал ядром складывания великоросской народности. Именно здесь, в Ополье расположены такие города, как Владимир, Переяславль - Залесский и Суздаль. Можно представить, как первые славяне - переселенцы («славяне браслетообразных височных колец) пробившись сквозь чащобы Оковского леса открыли для себя пригодное для земледелия Ополье и конечно для них этот край стал «Землей за Лесом».

Низовская земля, Ростов, Русь, Суздаль, Муром, Залесье

Previous post Next post
Up