Как же все таки основатель Киевской династии попал в "матерь городов русских" и стал русским каганом?
Источники дают нам две версии:
1. Игоря, младенца - Рюриковича, принес в Киев его опекун Олег Вещий, захвативший город хитростью и убивший его владетелей Аскольда и Дира - классическая версия ПВЛ:
2. Игорь - могучий и славный князь, сын Рюрика Новгородского, сам захватил Киев и убил его не менее славных правителей - эту версию озвучивают НПЛ младшего извода и Ян Длугош.
Я.Длугош:
"Затем, после смерти Кия, Щека и Корева, их сыновья и потомки, наследуя по прямой линии, княжили у русских много лет, пока такого рода наследование не привело к двум родным братьям - Оскальду и Диру. В то время как они княжили в Киеве, некоторые русские народы, которые по причине чрезвычайного умножения расселились по новым местам, тяготясь их княжением, приняли трёх князей от варягов, поскольку из своих они не пожелали выбрать никого из-за [их] равенства [с собой]. Первый звался Рурек, который осел в Новгороде, второй, Синеус, - на Byalyeyeszyoro (Белом озере. - Ред.), то есть у Albus lacus, третий, Трубор, - в Сборске. Им и каждому из них русские и подчинённые их власти народы от каждой головы платили в качестве дани по одной белой белке. После того как двое князей, а именно Синеус и Трубор, со временем умерли, не оставив потомства, их княжества наследовал Рурко. Умирая, он оставил сына по имени Игорь, который, достигнув совершеннолетия, коварно убил киевских князей Оскальда и Дира, не ждавших от него никакого зла, и завладел их княжениями и землями. Но убийство киевских князей Оскальда и Дира недолго оставалось безнаказанным для князя Игоря. Когда он, кичась силой, заставил народ, который [звался] древлянами [и] имел собственного князя Нискину из русского рода, платить дань и, не довольствуясь одной выплатой, о которой они ранее договорились, стал собирать в том же году вторую, то был позорно убит древлянами, не потерпевшими несправедливости". Особенно интересно, что убийство Игоря древлянами, расценивается как воздаяние за убийство потомков Кия, также и Игоревых походов на Царьград польский историк не знает, а Олега Длугош вовсе не счел упомянуть, очевидно в его источнике Олег либо вовсе не упоминался, либо играл незначительную роль воеводы, как и в НПЛ:
"В лето 6362. Начало земли Русской. Жили каждый со своим родом по своим местам и странам, владея каждый родом своим. И было три брата: одному имя Кий, второму же имя Щек, третьему же имя Хорив, а сестра их Лыбедь. И сидел Кий на горе, где ныне въезд Боричев, и жил с родом своим, а брат его Щек на другой горе, прозвавшейся от него Щековицей, а третий - Хорив, от которого прозвалась Хоривица. И построили городок во имя старейшего брата, и назвали его Киев. И был около них лес и бор великий, и ловища зверей. И были мужи мудрые и смышленые, называемые полянами, и до сего дня от них киевляне. Были же они язычниками, приносили жертвы озерам, колодцам и растениям, как и другие язычники.
В эти же времена был в Греческой земле цесарь именем Михаил и мать его Ирина, которая провозглашала поклонение иконам в первую неделю поста. При нем Русь пришла на Царьград в кораблях, бесчисленное количество кораблей, а двести их вошло в Суд, причинив грекам много зла и убийства христианам. Цесарь же с патриархом Фотием совершили молитву в церкви святой Богородицы Влахернской на всю ночь. Вынесли также ризу святой Богородицы, омочив в море ее полу. Стояла в то время тишина, и тотчас поднялась буря, и топила корабли русские, и выбрасывала их на берег, и те возвратились восвояси.
После этих лет братья погибли. И обижали полян древляне и другие соседи…
…Но мы вернемся к нашему изложению. После этого, после тех братьев, пришли два варяга и назвались князьями; одному было имя Аскольд, а другому - Дир. И княжили в Киеве и владели полянами, и воевали с древлянами и уличами.
Во времена же Кия, Щека и Хорива новгородские люди, называемые словенами, и кривичи, и меря имели волости: словени свою, кривичи свою, меря свою. Каждый своим родом владел, и чудь своим родом, и давали дань варягам от мужа по зимней белке, а которые жили среди них, совершали насилия над словенами, кривичами, мерей и чудью. И восстали словене, кривичи, меря и чудь против варягов и изгнали их за море. И начали сами собой владеть и ставить города. И поднялись воевать сами с собой, и были между ними большие сражения и усобицы, и встал город на город, и не было у них правды. И сказали сами себе: «Поищем князя, который владел бы нами и судил по справедливости». Пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а наряда у нас нет; пойдите к нам княжить и владеть нами». И вызвались три брата со своими родами и взяли с собой дружину многочисленную и предивную, и пришли к Новгороду. И сел старейший в Новгороде, имя ему было Рюрик, а другой сел на Белом-озере - Синеус, а третий в Изборске, имя ему - Трувор. И от тех варягов, пришельцев тех, прозвалась Русь, и от тех слывет Русская земля. И новгородские люди есть до нынешнего дня от рода варяжского.
Спустя два лета умерли Синеус и брат его Трувор, и принял власть один Рюрик над волостями братьев и начал владеть один. И родился у него сын, которого он назвал Игорь. И вырос Игорь, и стал мудрым и храбрым. И был у него воевода, именем Олег, муж мудрый и храбрый. И начали воевать, и вышли на Днепр реку и город Смоленск. И оттуда пошли по Днепру, и пришли к горам киевским, и увидели город Киев, и спросили, кто в нем княжит. И сказали: «Два брата, Аскольд и Дир». Игорь же и Олег, притворившись проходящими мимо, спрятались в ладьях и с малой дружиной вылезли на берег, прикинувшись подугорскими купцами, и позвали Аскольда и Дира. Когда те спустились, выскочили из ладей прочие воины Игоревы на берег. И сказал Игорь Аскольду: «Вы не князья, не княжеского рода, но я князь и мне надлежит княжить». И убили Аскольда и Дира, и тотчас понесли на гору и погребли их: Аскольда на горе, называемой ныне Угорской, где двор Олмин - на той могиле поставил Олма церковь святого Николы, а Дирова могила за святой Ириной. И сел Игорь, княжа в Киеве, и были у него варяги мужи словене, и с тех пор и прочие прозвались Русью. Игорь же начал ставить города и уставил давать дань словенам и варягам, и кривичам, и мери давать дань варягам, а от Новгорода 300 гривен на лето ради сохранения мира, которые теперь не дают. И затем привел себе жену именем Ольгу, и была она мудрой и смышленой. От нее же родился сын Святослав". Как мы видим, новгородский вариант относит Кия к числу русских князей и именно ему приписывает первый поход на греков 860 года!
Параллели между известиями Длугоша и НПЛ настолько значительны, что мы в праве предполагать общее их происхождение. Исследования показали, что НПЛ младшего извода сохранила известия более древнего летописного свода, нежели ПВЛ. В тоже время, составитель НПЛ наверняка сильно сократил свой источник и внес в него корректировки в духе новгородских представлений о истории киян, в результате чего Кий превратился в современника Рюрика и зверолова-перевозчика (автор ПВЛ как мы помним яростно спорил с этим утверждением), а Аскольд и Дир из потомков Кия превратились в находников-варягов.
В целом ту же традицию продолжают и известия Никоновской летописи, подробно расписывающие деяния Аскольда и Дира: они, как и в НПЛ и у Длугоша, правят в Киеве ранее призвания Рюрика и независимо от него. Никоновские известия служат недостающим звеном между известиями Длугоша и началом правления Игоря. Еще Рыбаков предположил, что в Никоновскую летопись описание правления Аскольда попало из начальной редакции ПВЛ или ее предшественницы.
Длугош пользовался явно не самой Начальной летописью, а каким-то ее сокращением, подобным НПЛ младшего извода. Скорее всего, это был какой-то волынский вариант (у Длугоша в перечне прародителей славянских племен упоминается Дулеб - предок дулебов\волынян\лучан). Однако, сравнение летописи Длугоша, НПЛ мл. извода, Никоновской летописи и ПВЛ разных редакций, позволяет сделать некоторые выводы о том, как могла выглядеть первая киевская летопись изначально, а следовательно и сделать определенные выводы о начале Игоревой династии в Киеве.
К каким же выводам можем мы придти? Во-первых, приходится согласиться, что Игорь все же пришел из Новгорода и был потомком (сыном? внуком?) Рюрика, варяжского князя, приглашенного словенами из земли Ободритов, как нам подсказывают Мекленбургские сказания. Во-вторых, на юге в это время уже существует и активно действует государство русов, которым правят Аскольд и Дир, потомки легендарного Кия. После убийства последних (или последнего?) представителей рода Киевичей власть над русами и полянами перешла к потомкам Рюрика.
Связующим звеном между Киевичами и Рюриковичами\Игоревичами был Олег Вещий и м.б. его сын Олег Олегович. В русских ранних летописях на лицо стремление убрать эту фигуру из русской истории. Версии НПЛ млад. извода и Летописи Длугоша либо превращают Олега в простого воеводу при Игоре, либо вовсе его не упоминают и лишь ПВЛ знает Олега как князя, предшественника Игоря и могущественного правителя - победителя древлян, Хазарии и даже Византии! Более того, именно с Олега ПВЛ открывает счет РУССКИХ КНЯЗЕЙ! В распоряжении киевского летописца были и доказательства княжеского достоинства Олега - его договоры с греками! Но с другой стороны, может быть дело в другом? Что если перед нами три ступени привязывания Олега к Игорю, которые изначально не имели ничего общего друг с другом?! Смотрите сами:
1. Летопись Длугоша вовсе не знает Олега, Аскольд и Дир - потомки Кия и правители Руси;
2. НПЛ млад. извода - появляется Олег в качестве воеводы Игоря и предшественника Свенгельда, Аскольд и Дир - варяжские находники, появившиеся до Рюрика и сменившие Кия, они лишаются летописцем княжеского достоинства;
3. ПВЛ - Олег уже родич Рюрика, опекун Игоря, ставшего теперь младенцем, все слова, действия и поступки, которые в НПЛ приписаны Игорю, теперь относятся к его опекуну!
Перед нами три этапа формирования Варяжской легенды! Но если так, то кто же такой был Олег?
Любопытно, что в договорах Олега с греками Киев не выступает в качестве какого-то особого центра русов, но упомянут в списке вассальных Олегу городов вместе с Черниговом, Переяславлем, Полоцком, Ростовом и Любечем! Кроме того, многие детали договоров Олега и Игоря позволяют сделать вывод, что эти правители правили в разных государствах (подробнее эта тема изложена в книге С.Э.Цветкова "Русская земля между язычеством и христианством"):
1. Разные даже названия этих государств - в олеговом договоре - Русь, в игоревом - Русская земля.
2. Разные титулатура и иерархия - Олег Светлый князь, под его рукой другие светлые и великие князья (один из которых Киевский!), а Игорь - Великий князь, под рукой которого только бояре.
3. Условия договоров позволяют сделать вывод, что Олегова Русь находилась в северо-западном углу Черного моря, на Дунае, а Игорь правит приднепровской Русской землей и крымскими владениями!
Таким образом, мы видим, что образ Олега Вещего искусственно был привязан к "сыну Рюрика" Игорю. Но кто же убил Аскольда и Дира - Олег или Игорь? Тут стоит упомянуть, что существует гипотеза о том, что Аскольда и Дира разделяют несколько десятилетий - Аскольд, князь 9 века, был якобы убит Олегом Вещим, после Олега сменяет наследник Аскольда Дир, которого в свою очередь в 920х убивают Игорь и Олег Олегович. Эту остроумная гипотеза, основанная на том, что "царя славян" Дира в 920х упоминает аль-Масуди и на хронологии НПЛ попала даже в Википедию! Однако, я не стал бы идти по этому пути. Скорее все же убийство Аскольда и Дира или одного только Аскольда было результатом внутренних разборок Русского каганата, вызванных принятием христианства и языческой реакцией на него. ПВЛ накрепко увязывает появление Игоря в Киеве с именем Олега. Вполне вероятно, что Игорь получил это город после убийства Аскольда, как вассал русского каганата и он или его отец ( я высказывал ранее предположение о том, что Игорь был не сыном, а внуком Рюрика, связующим звеном в этой странной генеалогии был некий Ярополк, которого знают богемские хроники, как отца Игоря!) принимали участие в убийстве. Само же убийство могло произойти и не в Киеве, а на Дунае.
Загадку представляет хронология событий. В НПЛ к примеру появление Игоря в Киеве относится к 920м, но и поход на греков также неверно датирован 920ми! Между тем, мы точно знаем, что верная дата первого похода - 941 год (ПВЛ), что подтверждается иностранными источниками. Но привязка Игоря к Олегу Вещему сильно удлиняет сроки жизни и правления этого князя. Логично, зная, что Олег и Игорь были искусственно присоединены летописцем друг к другу, согласиться все же с тем, что Игорь появился в Киеве в 920х и в 941 году напал на Византию! Это в свою очередь создает лакуну в несколько десятилетий в русской истории. Решению этой загадки отчасти помогают богемские хроники, которые знают о конфликте Игоря - Jori, "сына Ярополка", с Олегом, сыном Олега Вещего. Олег Олегович был изгнан и в итоге оказался в Моравии, где даже сумел стать королем и долго сражался с венграми! События эти относятся уже к 930м гг., то есть Олег, посадивший Игоря в Киеве - Олег Олегович (С.Цветков отождествляет этого Олега с "царем русов" ибн-Фадлана и Хлгу "Кембриджского документа")! Общая картина выходит следующая:
1. Русским каганатом правят Аскольд и Дир;
2. их убивает Олег Вещий;
3. Олегу наследует Олег Олегович;
4. Олег Олегович сажает в Киеве Игоря;
5. Игорь изгоняет Олега Олеговича и основывает новую династию.
Но как объяснить стойкое представление киян о том, что Игорь силой занял Киев, провинциальный городок Русского каганата? Быть может слияние двух Олегов, превращение этого "Олега" в воеводу или дядьку Игоря и перенос места действия в Киев сделали свое дело? Какая-то сложная конструкция вырисовывается... Длугош не знает Олега, Длугош не знает и Варяжской легенды. У него именно Игорь убивает Аскольда и Дира... Итого, у нас четыре абсолютно разные версии и ни одного ответа!
Еще больше вопросов возникнет, если мы обратимся к хронологической сетке ПВЛ. Изложение русско-полянской истории автор летописи начинает с привязки ее к византийской истории:
"В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил , стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет". При подсчете лет исследователи обнаружили ошибку в... 46 лет! (
http://sudar-mb.narod.ru/page/book1/page2.htm ). На это указывает и настойчивое утверждение летописи, что царь Михаил, при котором русь впервые напала на Византию был сыном императрицы Ирины (подробный разбор этого вопроса здесь -
http://vasily-kuzmich.livejournal.com/1039.html), но как известно, Ирина была матерью Михаила Первого, а не Михаила Третьего, который правил в 860м! Именно на его правление указывает и датировка ПВЛ! Но раз к Михаилу Первому привязана хронологическая сетка, то выходит, что Олег, первый русский князь правил в первой половине 9 века?!!! Более того, к его правлению в этом случае относится и знаменитое посольство кагана Русов в Византию и Германию 839 года! У меня начинает кружиться голова...
С другой стороны, этому противоречит указание договоров Олега, который заключает их с императорами 10 века - Леоном, Александром и Константином. Но, что если договоры заключал Олег Олегович? Что если Олегов вообще в русской истории было много - три как минимум? Считать Олега Моравского сыном пока гипотетического Олега - кагана 839 года у нас нет возможности - их разделяет почти столетие! Но у нас есть еще одно доказательство существования Первого Олега! В знаменитом Бушском святилище на стене имеется надпись с именем Олега, датируемая началом 9 века! Тут уместно вспомнить и легенду о "волшебнике Русе", которую приводит к примеру Симеон Логофет. Ранее я был склонен отождествлять этого Руса с Диром, но в связи с с новыми фактами уместнее связывать его с Олегом Первым! Вероятно, этот Олег был приемником Бравлина и предшественником Дира и Аскольда. Олег Вещий и Олег Олегович Моравский были его потомками.
Возвращаясь к проблеме Игоря логично задать вопрос, как вообще новая династия утвердилась в Русском каганате и какие Игорь имел права на престол? Тут важнейшую роль сыграл очевидно его брак с Ольгой, что объясняет ее высокое положение иерархии Руссой земли. Ольга была связующим звеном между династией Олега и Игорем. Брак с ней обеспечил право варягу Игорю на русский престол.