Jun 14, 2012 17:09
Договор 944 года открывает перед нами 25 князей из Русского рода, правящих Русской землей. Они достаточно могущественны и влиятельны. Они совместно собирают и делят между собой дань с подчиненных славянских племен. Они отправляют своих купцов и послов в соседние государства. По крайней мере некоторые из них сидят в своих городах - Ольга в Вышгороде, Святослав в "Немогарде", какой-то князь сидел в Чернигове еще в 969 году. Надо полагать, что был князь в Переяславле и Смоленске, может быть в Любече. Возможно, что город Фастов получил свое имя от князя Фаста из договора 944 года. Византиец Константин Багрянородный всех этих аристократов называет скопом "архонтами" - князьями, но собственно русский источник - договор 944 года - более точен. Собственно титулами там награждены лишь Игорь - "Великий князь" и его супруга Ольга - "княгиня". Остальные - "всякое княжье", "бояре". Из этих слов следует, что еще в 10 веке "боярами" обозначали мелких русских князей, подвластных Великому князю. Сам Великий князь, как следует из договоров Олега Вещего в русской иерархии стоял ниже Светлого князя, который соответствовал очевидно "кагану русов". Игорь, власть которого не распространялась к 944 году во всяком случае на прочих Великих князей, которые были под рукой Олега Вещего, в договорах с греками не претендовал на более высокий титул кагана, но то, что он требовал признания за собой этого титула нам известно со слов все того же Константина. Это признание вероятно и было поводом для войны 941-944 гг.
Боярами также называлась аристократия Болгарии и Византии, где видимо "боярам" соответствовали патрикии Империи. Характерно, что тоже значение термин "бояре" приобрел уже в Московскую эпоху, где снова был лишь один Великий князь, а прочие князья были при нем боярами, приравненными к боярам удельной эпохи. В 11-13 вв. боярами называли старшую дружину князя и земскую знать.
Древнее княжеское значение термина "бояре" сохранил эпос - здесь старшая дружина неизменно именуется БОГАТЫРЯМИ, а вот высшая русская аристократия - "князья-бояре".
В связи с этим следует более внимательно относится ко всем ранним упоминаниям о боярах в летописях, так как это могут быть упоминания русских князей-вассалов. Особенно любопытен и важен договор Святослава Храброго с Иоанном Цимисхием. Довольно часто можно встретить рассуждения, что Святослав, в отличие от Игоря и Ольги заключал договор только от своего имени, а значит, что он оказался изгоем-неудачником, которого больше не поддерживал клан русских князей, но в договоре Святослав заключает договор от имени своего и бояр:
"Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира". Тут мы видим ту же формулу, что и в договоре 944 года - князь\Великий князь, бояре, остальные русы. Без сомнения БОЯРЕ договора 971 года идентичны КНЯЖЬЮ-БОЯРАМ 944 года и АРХОНТАМ 957го, а значит, что несмотря на поражение Святослав Храбрый оставался неоспоримым государем Русской земли, который на Руси мог титуловаться каганом, хотя соседние державы и не признавали скорее всего этого титула.
Иерархия "Великий князь\Каган - бояре\князья" подтверждает и мое предположение, что для этнических русов престол передовался от отца к сыну, несмотря на то, что княжеский род был весьма многочисленным уже в середине 10 века. Лишь Ярослав Владимирович нарушил этот порядок, введя традиционное для славян лествичное право.
Игорь,
генеалогия,
Святослав Храбрый,
титулы,
летописание,
Русский род