Скандинавский Один и фракийское наследие

Dec 12, 2024 21:16

Одним из исследований, которым я сейчас занят, является вопрос влияния фракийской религии на соседние народы. Вполне определенно можно говорить о влиянии на Боспорское царство (об этом неоднократно писали кажется все, кто исследовал курганы боспорской аристократии и писал об истории Боспора). Однако, на мой взгляд, есть основания говорить о фракийском влиянии также на германские и славянские верования. В последнем случае основания очень зыбкие, хотя и более материальные. В случае с германцами все несколько сложнее. И, конечно, у моих исследований есть предыстория.
Давным - давно, 12 лет назад, когда я был моложе и смелее в своих гипотезах, я создал этот ЖЖ. И буквально в течении первой недели его существования я выложил серию статей, посвященных моим размышлениям о скандинавской религии, мифологии и, конечно, традиции «Эдды» ( 1, 2, 3, 4, 5, 6). Если кратко, то все сводилось к тому, что «Эдда» - это не совсем скандинавская мифология. Что, эта традиция была принесена в Скандинавию переселенцами с Юга. Это переселение отразилось в эвгемерических преданиях о переселении асов из Асии/Азии/Асгарда и… Фракии. Перенесли эту эддическую традицию на Север переселенцы с Дуная - герулы. Разумеется, традиция эта была объявлена фракийской, а герулы - фракийцами. Сейчас я уже не столь категоричен в суждениях, но внезапно прихожу к той же идее, но с другой стороны, так сказать.
Наверное, главным доводом, который навел меня на те давнишние рассуждения, стала информация о том, что реальный культ скандинавов, отразившийся в сакральной топонимике, отличается от мифов «Эдды». Топонимы, образованные от имен богов, как правило сосредоточены в определенных областях. Причем, любопытно, что в реальной жизни отдельные скандинавские племена почитали в большей степени совсем не тех богов, которые играют важную роль в мифах, а некоторые яркие персонажи вообще в сакральной географии не нашли отражения. Так, Тюра в большей степени почитали в Дании.


Улля, который в «Эдде» лишь пару раз мельком упоминается, особенно почитали в области Ослофьерда и в Юго-Восточной Швеции (сразу вспоминаются родовые предания норвежских конунгов Дома Инглингов/Хорфагеров о том, что их предки пришли в Вестфольд из Уппсалы).


Ньерда почитали главным образом в Юго-западной Норвегии. В целом повсеместно почитались Тор и Фрейр/Фрейя (топонимы, образованные от их имени, не поддаются различию).




Один был, безусловно, важным божеством. Но, вовсе не везде его имя было популярным, если судить по топонимике.


Вот данные по Норвегии, взятые из книги Гвина Джонса: «Магнус Ольсен приводит следующие данные по Норвегии эпохи викингов. Названия, в состав которых входят имена Фрейра и Фрейи, встречаются 48 раз; Улля - 33; Тора - 27; Ньёрда - 26; Одина - 12». В Уппсале центральное место принадлежало Тору, а не Одину.
Все это позволяет предполагать, что эддическая традиция не связана с теми регионами, где особой популярностью пользовались такие боги, как Ньерд, Улль и Тюр. То есть, Норвегия и Дания мало подходят на эту роль. Уппсала, повторюсь, выдвигала на первый план Тора, а в «Эдде» нашло отражение соперничество этих богов, причем Тор выставлен явно в комичном и невыгодном свете.
Без сомнения, «эддическая традиция» - это традиция Одина. Один - божество весьма специфическое. С одной стороны, его корни уходят в далекую индоевропейскую древность. С другой стороны, он мало похож на греческих, кельтских, италийских, индийских богов. (С последними, конечно, его роднят некоторые черты. Так, проводят параллели между Одином и Варуной, Одином и Рудрой, Одином и Шивой).
Сосредоточение топонимов, образованных от имени Одина, в Скандинавии сосредоточены, помимо шведского Уппланда с его древними центрами Уппсалы, Сигтуны и Бирки, на севере Ютландии и в шведских областях Вестеръётланда и Эстеръётланда. Тут, во-первых, бросается в глаза сходство этнонимов ютов и ётов, а во-вторых, согласно Прокопию Кесарийскому, на рубеже V - VI вв. именно сюда мигрировали из Подунавья герулы, разгромленные лангобардами.


С герулами некоторые исследователи связывают возникновение самого легендарного королевства Инглингов в Уппсале (если что, исторические конунги Уппсалы, вопреки таким «исследователям генеалогии скандинавских конунгов», как Е. Пчелов, являются, согласно традиции, потомками Рагнара Лодброка и Бьерна Железнобокого, а вовсе не Инглингами, которых из Уппсалы изгнал прадед Рагнара Ивар Широкие Объятия). Но, в историческое время в Швеции большей популярностью явно пользовались Тор и Фрейр. Хотя Один также входил в уппсальскую триаду, этот «бог ярости» был лишь одним из трех, и явно не самым главным. Учитывая сакральную географию и данные о положении Одина в позднее время, на мой взгляд уместно предположить, что именно герулы выдвигали Одина на первый план.
Теперь о фракийском влиянии. Конечно, считать герулов фракийским племенем оснований фактически никаких. Письменная традиция скорее позволяет связывать их происхождение с «интернациональным» сбродом, основой которого являлись сармато-меотские племена Северного Приазовья. Тут мы видим почти все основные мотивы, связанные с «переселением Одина»: Дон (Танаквисль/Ванаквисль), где асы соседствуют с ванами, Фракия (герулы в V веке боролись за господство в Среднем Подунавье, а после поражения часть их обосновалась на Балканах). Собственно, выпадает лишь Асия/Троя, но этот мотив легко объясняется созвучием богов - асов и провинции Азия, в которой располагалась Троя, а также подражанием римской легенды о троянском происхождении (ей также подражали франки).
Причем же здесь Один и фракийцы? На мой взгляд, ключевая функция Одина - это владение раем для избранных - скандинавской воинской знати, Вальхаллой, а характерной чертой этого божества является его шаманская природа. Недавно на это указал Олег Кутарев. Он высказал интересную мысль, что в Раннем Средневековье в Северной Европе стал особенно востребован образ такого «бога - шамана» (помимо Одина, он относит, как и я, к такому типу славянского Велеса / Волоса). В Подунавье герулы, как и готы, не могли не взаимодействовать с остатками фракийских племен Карпато-Дунайского региона. Именно у фракийцев была впервые зафиксирована письменными источниками религия, основанная на вере в то, что есть некое аристократическое божество, дарующее бессмертие избранным. Гето-даки звали это божество «Замолксисом». У гето-даков этот культ был более демократичным, так сказать. У южных фракийцев доступ к бессмертию имели только представители царского рода. Интересно, что, рассказывая об аналогичном культе южнофракийской аристократии, Геродот за 1000 лет до переселения герулов назвал это божество «Гермесом». Одина часто отождествляют с «Меркурием», названным среди германских богов Тацитом. Наконец, с фракийским культом бессмертия напрямую связан образ «Фракийского Всадника», иконография которого напоминает образ Одина, единственного северного бога - всадника.






В контексте моих исследований данного вопроса особенно важно, что сильнейшее влияние фракийской религии выявляется даже в Боспорском царстве. Очевидно, местная греко-варварская аристократия, нуждавшаяся в идеологической подпорке своего социального положения (греки все же по природе своей были склонны к демократии, как известно). Формирующаяся готская, герульская и вообще германская знать не могла не попасть под обаяние древней фракийской традиции, выделявшей аристократов, как божественных избранников, обладавших особой харизмой.

Боги, герулы, античное, язычество, мифы, скандинавы, геты, религия, фракийцы, асы и ваны

Previous post Next post
Up