Венеды в античных источниках I-II вв. н.э.

Apr 21, 2024 21:40

Едва ли скажу что-то новое, тем не менее, решил еще раз обратиться к этой теме, вдохновившись книгой А.В. Богачева "Венеды. Индоевропейский контекст", которую сейчас читаю. Для начала вспомним, что нам пишут древние.
Плиний Старший в «Естественной истории» (до 77 г. н.э.), описывая некую область Энингию: «Некоторые передают, что она населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами, скирами и хиррами, что залив называется Килипен и остров в его устье Латрис, затем другой залив, Ланг, пограничный кимбрам».
Тацит, «О происхождении и местоположении германцев» (конец I в. н.э.): «Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».
Клавдий Птолемей, «Руководство по географии» (около 150 г. н.э.): «Европейская Сарматия окружена с севера Сарматским океаном вдоль Венедского залива... И иными горами опоясана Сарматия, из которых называют... и Венедские горы... А занимают Сарматию очень большие народы - венеды вдоль всего Венедского залива... И меньшие народы населяют Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов гитоны, затем финны, затем сулоны; ниже них фругудионы, затем аварины у истока реки Вистулы; ниже этих омбрионы, затем анартофракты, затем бургионы, затем арсиэты, затем сабоки, затем пиенгиты и биессы возле горы Карпата. Восточнее названных, снова ниже венедов, суть галинды и судины и ставаны вплоть до аланов... И снова побережье Океана вдоль венедского залива последовательно занимают вельты, выше них осии, затем еще севернее карбоны, восточнее которых кареоты и салы, за ними и гелоны, и гиппоподы, и маланхлены; за ними агафирсы, затем аорсы и пагириты; за ними савары и боруски вплоть до Рипейских гор».
Это классическая триада, сообщающая самые ранние сведения о венедах. Из них однозначно следует, что венеды проживают в Восточной Европе, где-то восточнее реки Вислы. В остальном источники противоречат друг другу, хотя и в мелочах. Плиний не сообщает ничего определенного, у Тацита венеды «рыщут ради грабежа» на огромных пространствах между певкинами (Прикарпатье) и феннами (живущими где-то в ареале балтских культур, как я считаю), у Птолемея венеды локализованы на побережье Балтийского моря, в районе Восточной Пруссии и Литвы. Его данные о расселении готов в общем согласуются с данными археологов о миграциях готов во II в. н.э. Поэтому, о размещении венедов, как нам представляется, следует относиться с доверием (хотя Птолемей компилировал данные разного времени).
Поскольку носители этнонима «венеды» (винды) в Прибалтике зафиксированы даже в эпоху Крестовых походов, а топонимы, связанные с ними, существуют и по сей день, уместно предположить, что Птолемей зафиксировал расселение «венедов в узком смысле», которым соответствует ареал западнобалтских культур. В тоже время, сочетание данных Тацита и Плиния с более поздними источниками (Певтингерова таблица, Иордан, средневековые франкские источники) позволяют уверенно говорить о том, что существовало также широкое понимание этнонима «венеды». «Венеды в широком смысле» включали в себя славяноязычное население Восточной Европы, предков славян и антов VI в. н.э. Именно как определение славянских племен, слово «виниды / венды» использовалось германцами и скандинавами, а также прибалтийскими финнами. То есть, уместно предположить, что «венеды» Тацита (а возможно, Плиния) скрывают от нас тот обширный перечень племен между Карпатами, Вислой, Балтийским морем и причерноморскими степями, который мы видим у Клавдия Птолемея. Археологически этим племенам соответствуют пшеворская (восточнее Вислы) и зарубинецкая культуры III в. до н.э. - I в. н.э.


Зарубинецкая культура погибла приблизительно в середине I в. н.э., вероятно в результате сарматского нашествия. Археологи отмечают прекращение жизни на поселениях, прекращают использоваться могильники. Миграции позднезарубинецких групп населения охватывают огромные пространства от Волыни (зубрицкая группа) до Средней Волги (именьковская культура). Родственные группы населения уходят также на север. Едва ли мы сильно ошибемся, если предположим, что в результате коллапса зарубинецкой культуры, отдельные группы зарубинецкого населения были вынуждены выживать, грабя соседей. Эту ситуацию лучше всего иллюстрирует описание венедов Тацита.
Таким образом, мы можем с определенной долей уверенности говорить о том, что Тацит описывает ситуацию в Восточной Европе, последовавшую за распадом зарубинецкой культурной общности.

пшеворцы, античное, Рим и варвары, зарубинцы, историческая география, готы, венеды, сарматы

Previous post Next post
Up