Македоняне эпохи эллинизма и пруссаки Нового Времени - впечатления автора 19 века

Jan 17, 2024 22:21

Слышали про то, что немцы уничтожили балтийских славян? Немцы так в 19 веке не считали.
"Демосфен называл Филиппа и его македонян варварами, подобно тому как народ Фридриха Великого в мелких немецких государствах не призна­ется немецкой нацией, оттого что большая часть его племен не­сколько веков тому назад променяла вендские нравы и язык на немецкие и сделалась с тех пор наиболее ревностным их побор­ником. Подобно тому как раздробленная Германия находилась между Францией и Россией, точно так же при Антигоне и раздробленная Греция была между Египтом и Римом; и Антигон чаял, что Греции грозит та же опасность, от которой отчизна немцев не избавится, до тех пор пока не перейдет от «интерна­ционального» лишь единства к действительно национальному".
Чрезвычайно обильные плоды, какими благодаря этой раз­дробленности пользовалась интеллектуальная жизнь как в Греции, так и в Германии, могут служить, конечно, некоторым вознаграж­дением за политические невзгоды; немцы, правда, утешаются еще надеждою, что творческие создания ума послужат несокрушимою опорою против сказанных невзгод, как бы убежищем для общих идеальных достояний немецкой нации; у Греции тоже было подобное убежище, изобиловавшее сокровищами искусств и наук; оно соблюдалось со справедливою гордостью, развивалось с ра­зумным трудолюбием; но и оно не спасло Греции! И точно, что
сталось с нею впоследствии? Рим поглотил уже греческую Ита­лию и Сицилию, эти как бы прибалтийские области Греции; вско­ре затем он раздавил также старую военную славу Македонии и немощную разрозненную свободу греков; перевез в грубых тор­жественных процессиях награбленные сокровища из эллинских городов к берегам Тибра, украсился колоннами их храмов, стату­ями их богов; усвоил себе лоск их образования, этого благород­нейшего достояния благороднейшего народа, и с этих пор лучшим из его людей суждено было завидное призвание служить вольно­отпущенниками, наставниками, библиотекарями, компаньонами в домах гордых оптиматов, с тем чтобы эстетическими и литературными беседами услаждать их пресыщенный досуг от государственных дел или снабжать старцев и юношей кой-какими годными для светской болтовни популярными знаниями.
(Дройзен И.Г. История эллинизма. Том III. С. 324-325).

чужое, античное, эллинизм, Пруссия, славяне, македоняне, германцы

Previous post Next post
Up