На днях мне прислали ссылку на пост в
ВК-сообществе "Злой московит". Вообще, очень рекомендую. Много интересного материала там попадается. Статья посвящена очередной попытке выявить корни Древнерусского государства. На самом деле, она является как бы пересказом статьи Пшемыслава Урбаньчика "Происхождение династии Пястов", дополненной рассуждениями
(
Read more... )
Также они (ещё с составителем Хронографа по великому изложению, но исключая источник Длугоша) имели дело с преданием о походе Олега, которое составитель ХВИ упомянул после выдержек из Амартола, где последней была статья о правлении Романа с начальной датой 919/920 год и последующим рассказом о нападении руси. В НПЛ только это относится к Олегу и больше ничего (ни женитьба Игоря на Ольге, ни покорение древлян с уличами), и так же как в Хронографе этот рассказ помещён после похода Игоря, датированного тем же 920 годом. Составитель НПЛ лишь добавил пояснение, что Олег, действующий как будто во время правления Игоря (точнее после его похода, а потом уже правила Ольга, не воевавшая, а дружившая с греками), был его воеводой, а Игорь на этот раз остался дома. О других деяниях Олега он не знал за исключением того, что «Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре».
Составитель ПВЛ помимо предания о походе Олега знал ещё договор(ы) Олега 6415/907 (912 по болгарской эре?) и 6420/912 года (точнее сентября 911), и это он связал с преданием о походе, хотя лучше оно увязывается с походом 860 года, нежели с предполагаемым участием в событиях 904 года (по П. Кузенкову), хотя договор действительно мог быть связан именно с ними, однако предание рисует большой успех, которому не очень соответствуют довольно скромные условия договора. Можно допустить, что в 904-907 годах тот же полководец решил тряхнуть стариной, но в любом случае договор не связан с Игорем, как и предание о походе Олега, явно искусственно вставленное в рассказ НПЛ об Игоре (из «Сказания») по следам дописки в Хронографе.
Reply
Договоры вообще не нужно связывать с какими-то военными успехами (тем более, что сами договоры о таковых не говорят). Это именно следствие дипломатических усилий со стороны Византии. Ей нужны были союзники для борьбы с Симеоном Болгарским. И уже в 920-х Николай Мистик в письме угрожает болгарскому царю именно союзом в венграми, русами, хазарами и т.д.
Добавлю про Х-л-гу. Сейчас параллельно беседую с подписчицей, которая меня и навела на крайние три поста, и пришла в голову мысль, которая вполне может объяснить феномен "изгнанника". Мне уже как-то приходилось писать по этому поводу. Поход хазар на крымские владения Руси косвенно подтверждается археологическими данными. Только этот поход "достопочтимого Песаха" имел место не до 941 года, а гораздо позднее. Где-то после заключения договора с греками. Мы можем его датировать еще точнее. В 944 году заключается договор, который фиксирует русскую базу в Крыму. По договору русы должны прикрывать от черных болгар Херсон. Около 948-952 гг. Константин Порфирородный пишет учебник по геополитике. Он ни словом не обмолвился о возможности нападения русов на хазар, о их базе в Крыму и о возможности конфликта черных болгар с Русью. Таким образом, мы можем датировать "поход Песаха" между 944-948/952 гг. Учитывая, что Игорь был убит в этот же промежуток времени, логично предположить, что Песах геройствовал, пользуясь моментом нестабильности на Руси. Археологи датируют слои разрушения в Крыму около 950 года, если не ошибаюсь. С Бердаа это не связать, но источники Кембриджского Анонима и его методы работы вполне ярко иллюстрируют.
Reply
Leave a comment