Очень сложная ситуация с агафирсами. Без сомнений можно утверждать лишь, что они были западными соседями скифов. Археологам так и не удалось выявить культуру, которую можно было отождествить с ними. Агафирсам мы когда-то уделяли внимание в
специально посвященном им посте и
в цикле о гето-даках, но, как и специалисты, не смогли предложить какого-то дельного решения. Поэтому стоит еще раз обратиться к теме. Что нам о них сообщает Геродот? Во-первых, он отмечает родство агафирсов со скифами и гелонами. Во-вторых, сообщает, что из страны агафирсов течет река Марис, приток Истра (видимо, современный Муреш). В-третьих, единственное известное нам имя агафирса (их царь Спаргапиф) носит скифское имя. В-четвертых, агафирсы являются первыми соседями скифов, если двигаться от Истра. Тут фраза не очень понятная: «Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами…» - видимо тут какие-то трудности перевода. В-пятых, агафирсы - «самое изнеженное племя. Они обычно носят золотые украшения и сообща сходятся с женщинами, чтобы всем быть братьями и как родные не завидовать и не враждовать между собой. В остальном их обычаи схожи с фракийскими». Вообще, надо отметить, что у Геродота как бы соединяются два взгляда на агафирсов: с одной стороны, «изнеженные» агафирсы, погрязшие в роскоши и «разврате», а с другой - могущественный народ, соперничающий со скифами во время персидского вторжения и позднее.
Агафирсов пытались отождествлять с гетской культурой лесостепной Молдовы, культурой Фериджеле в Валахии, скифоидной культурой Чиумбруд в Трансильвании (мне эта версия очень понравилась). Но, первая не очень подходит, так как явно была создана гетскими переселенцами на рубеже VI-V вв. до н.э., а две другие не подходят по хронологическим причинам. Чиумбрудцы исчезают довольно рано, влившись в ряды сигиннов Среднего Подунавья, а фериджелийцы исчезают примерно к концу VI в. до н.э., хотя агафирсы являются весьма влиятельными и позднее. И едва ли фериджелийцы могут сравниться с богатыми и могущественными агафирсами.
Из-за привязки к реке Марис их пытались втиснуть в Трансильванию, но это вовсе не обязательно. Геродот говорит, что река берет начало в их землях, а не о том, что она течет по стране агафирсов. Собственно, отождествление ее с Мурешем основано лишь на созвучии. Геродот утверждает, что эта река впадает в Истр. Мы, конечно, можем предположить, что Марис - это Муреш + Тиса, ниже впадения в нее Муреша. Тогда в словах Геродота появляется смысл. До Мариса он называет 5 рек, текущих через Скифию и также впадающих в Истр. Это Пирет/Пората (тут прям напрашивается Прут), Тиарант (текущий западнее и чуть менее полноводный, чем Пората), а между ними - Арар, Напарис и Ордесс. Тиарант Рыбаков отождествлял с Сиретом, но в таком случае не мог найти аналоги трем рекам между ними, поскольку речь идет о более-менее значительных водных артериях, раз их знают греки. Если исходить из этого, то двигаясь с востока на запад в Дунай впадают следующие крупные реки, сравнимые с Прутом: Прут, Сирет, Яломица, Арджеж и Олт. Дальше на запад идти смысла нет, так как нам требуется 5 крупных рек. В таком случае, Тиаранту будет соответствовать Олт. Арджеж скорее всего - Ордесс, а Арару и Напарису будут соответствовать Сирет и Яломица. В таком случае, получается, что западная граница Скифии во времена Геродота уходила далеко вглубь Нижнедунайской низменности, охватывая румынскую Мунтению. Это вполне соответствует современным данным о распространении скифских памятников в Подунавье. Насколько можно судить из статей и бесед с молдавскими археологами, сегодня можно говорить о том, что вплоть до IV в. до н.э. именно скифы или «скифы» составляли основное население придунайских областей Румынии. Кстати, есть мнение, что поход Дария был направлен именно в эту «придунайскую Скифию», а не в Сев. Причерноморье.
С учетом того, что западной границей Скифии выступает внезапно Олт, фраза о том, что агафирсы являются первыми соседями скифов «внутрь материка, вверх по Истру» начинает играть новыми красками. Но, тут есть один маленький нюанс. Продолжение этой фразы вступает в противоречие со всем, что рассказывает о Скифии и ее народах Геродот. Далее он пишет, что вслед за агафирсами соседями на северных границах выступают невры, андрофаги и… меланхлены. Тут удивления не вызывают только невры. Андрофаги, как мы помним, упоминались где-то на краю света, а меланхлены - это вообще загадка. К загадке этой мы еще вернемся. А пока, стоит вспомнить, что свой «Скифский логос» Геродот лепил из того, что было: трудов предшественников (скорее всего Гекатея), рассказов ольвиополитов и бывалых людей, собственных впечатлений. И эти разные традиции у него удивительным образом переплетаются (вспомним два образа агафирсов). Приведенный выше список, где андрофаги и меланхлены оказываются на месте гелонов и будинов приводится в предании о скифо-персидской войне. Там тавры, агафирсы, невры, меланхлены и андрофаги отказываются помогать скифам в войне (в отличие от гелонов, будинов и савроматов), после чего скифы с союзниками заманивают персов в земли предателей, разоряя их. Тавры отсиделись у себя в горах, агафирсы дали отпор (Рыбаков считал, что это именно агафирсское сказание), а прочие убежали в труднодоступные районы. Это могло бы объяснить, почему андрофаги из соседей скифов вдруг превратились в жителей далекой страны, отделенной пустыней, но следов подобного переселения археологи, насколько мне известно, не обнаружили. Днепро-двинская культура существует с VIII в. до н.э., как пишут в справочниках.
Меланхлены упоминаются впервые Геродотом как соседи царских скифов с севера. За ними начинается пустыня. По контексту их надо помещать в верховьях Танаиса. В том же контексте они упоминаются при описании «Скифского квадрата»: «Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий». Меланхлены стали первой жертвой скифской мести.
Если предполагать, что меланхлены и андрофаги в этом предании были соседями скифов, а потом ситуация изменилась, то в отношении агафирсов можно предполагать тоже самое. Допустим, в VI в. до н.э. агафирсы были западными соседями скифов, занимая Олтению и мб Трансильванию (хотя археологически это не точно). В V в. до н.э., после скифо-персидской войны, ситуация могла измениться. Но, об этом мы при случае поговорим позднее.
Продолжение следует...