Арабский историк и географ Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди (ок. 896 - 956 гг.), по его словам, посвятил несколько трудов, в которых описывал славянские страны и их историю. Так как мы очень "везучие", все это богатство было утрачено. Осталось лишь одно краткое описание, в котором Масуди приводит предание о древнем общеславянском царстве
(
Read more... )
Что почти тождественно у Масуди по парижскому изданию (без опущенных у ал-Бекри слов «Это племя из славян и другие»): ﻫﻢ ﻓﺗﺼﻠوﻦ ﺑالشرق وﻳﺘﻌﺪون من الغرب (Они соединяются [с] востоком и распространяются (вторгаются?) с запада)
Только в третьем с конца слове третья буква не «т» (ﺘ), а «б» (ﺒ). Ну и ещё во втором слове первая буква «й» (ﻳ), в парижском издании там непонятная загогулина с точкой вверху, которую я распознал как «ф» (ﻓ) или «в» (وُ с даммой читается как «у», с ней это слово встречалось в других текстах в сети), но значение слова это по-видимому не меняет (компьютерные переводчики в общем игнорируют эти замены).
Ещё А. Гаркави указал, что слова «Это славянское племя» можно считать «относящимися к русам, непосредственно пред тем упомянутым». И оба варианта: «распространяются» (компьютерные переводчики предлагают «вторгаются» и «посягают») и «удаляются» (уходят?) подходят для переселения дунайско-прикарпатской руси в Поднепровье, другие славяне к этому времени уже не «распространялись» (вторгались?) и не «удалялись» (уходили?) с запада.
И дальнейший рассказ по моему убеждению вполне может относиться к политической ситуации во время их прихода, когда первым (примыкающим к востоку вслед за хазарскими славянами и русами) был царь (ал-)Дерев(ский), затем шёл (и в географическом и во временном смысле) царь (ал-)Ольгин(ской) или Олежин(ской) руси, за которым шёл (которого тоже сменял?) царь (ал-)Турк(ский). Думаю, это изложение могло восходить к восточным русам, которые контактировали с мусульманами и считались видом славян (по ибн Хордадбеху), и их традиция об особом Олегинском княжестве, наряду с Дыровым и Туркским (заменённым Малой Тартарией), могла сохраниться до поздней записи.
Предположу ещё, что ал-Бакри возможно не случайно опустил и слова о хазарских славянах и русах и последующий рассказ о трёх царствах как уже не актуальный для его времени. Слова об обычаях срнин / србин, которые он сравнивает с обычаями индийцев, [хотя (так по немецкому изданию)] «они граничат с востоком и далеки от запада», он продолжает описанием славян, схожим с описанием у ибн Русте (Джейхани?), а у последователей этой традиции русы противопоставлялись славянам (что я тоже связываю с покорением восточных славян западной русью).
О русах, живущих на острове, возглавляемых хаканом и нападающих на славян (как у ибн Русте и последователей Джейхани), а вместе с тем делящихся на три вида (как у последователей Балхи), он пишет отдельно много далее (о славянах в разделе 542, о русах в разделе 825 через полтора сотни страниц).
ПС: к слову у Ф. Весберга разбираются те же славянские племена (со с. 56) и в частности говорится (с. 61), что имя первого царя в рукописи B-sklaig, вариант Saklaig (Саклаих или Саклаидж у Гаркави) предложил Шармуа, сам же Вестберг предлагает чтение M-sthlaig, толкуя это как Мистиславич (или Виславич) и связывает с зафиксированными у ободритов в то время Missizla, Mistizlaus, Mistuvitz, Mistav.
Reply
Насчет остального, воздержусь от комментариев. Это весьма объемно. "Олеговский" вариант меня смущает по целому ряду причин. Тут и сомнительность чтения "ал-Олванг", и сомнительность географического толкования "Олегова страна", и сомнительность отождествления Руси с той страной, которая воюет с перечисленными странами, и сомнительность того, что ее обозначили не Русью, а как-то иначе. Как уже сказал, больше всего это похоже на Болгарию. Остается проблема наименования. Описание страны "ал-Дира" тоже не шибко похоже на то, что нам известно о Деревской земле.
Reply
Они же ближе всего к мусульманским торговцам (о царе булгар, принявшем ислам, Масуди писал отдельно). Под Киевом найден клад с дирхемами первого десятилетия 10 века, а вообще тогда же появляются новые центры с обилием кладов у булгар и северян (особенно на Курщине, ранее у них известны единичные клады), в Прикарпатье (от верховий Тисы до верховий Днестра), продолжают действовать старые (с 9 века) центры у вятичей (под Тулой), у мерян (под Ростовом), у словен (с уменьшением значения Ладоги), у кривичей (от Полоцка до Смоленска). Хотя у самих древлян кладов с дирхемами не известно, но Масуди здесь мог экстраполировать развитие киевского центра (начавшееся ещё при прежних патронах Киева или их подручных варягах).
https://amp-amp.livejournal.com/207981.html
Источником рассказа о царствах, следующих (сменяющих?) друг за другом, вероятно были восточные русы, давно контактировавшие с мусульманами (от них же эта традиция могла дойти в поздней записи с необычным названием Олегова княжества). Другой вид западных русов, захвативших Поднепровье, они могли называть особым отличным от них названием, наподобие того как в Речи Посполитой называли самостоятельную Русь Московией. К русам могут относится предшествующие слова: «Этот род из славян и другие оные примыкают к востоку и распространяются (удаляются) от запада».
Кстати, «Промывальни золота» являются сокращением недошедших до нас работ Масуди, можно предположить, что в более полном варианте было понятнее, что речь о русах (из Славии), покоривших восточное царство славян, поэтому ал-Бекри, следовавший уже поздней традиции, в которой русы противопоставлялись славянам (из-за этого самого покорения), опустил этот рассказ о царствах как уже неактуальный и писал о русах отдельно.
Та западная Русь определённо воевала с ромеями, а вероятно ещё с франками и лангобардами (уграми?), что отразилось во французском эпосе. Что касается имени, то А. Новосельцев пишет: «Имя его в рукописях искажено, но по одному из вариантов может быть прочтено как ал-Олванг». То ли речь о варианте прочтения, то ли об одном из вариантов написания. Приведу варианты по парижскому изданию и другие (в первом добавил букву «н», которая там то ли отсутствует, то ли особым образом написана в виде черты с точкой над ﺝ (дж / г), у Гаркави передано как Авандж):
الاواﻨﺞ (ал-Авандж или ал-Аванг) الاﺮﻓاﻨﺞ (ал-Арфандж или ал-Арфанг по Шармуа) الاﻟﻮاﻨﺞ (ал-Алвандж или ал-Алванг по Новосельцеву)
Reply
В полном варианте вообще все, думаю, было понятнее.
Reply
Ал-Бакри опустил как слова о славянах и русах в хазарской стране, так и рассказ о царствах (при этом взяв из него слова о войнах с ромеями, франками и нукабардами), а слова «Они примыкают к востоку и удалены от запада» отнёс по всей видимости в противопоставление сербам к индийцам, тоже сжигавшим покойников. Думается, эти изъятия, как и вставка из ибн Русте или Джайхани, не случайны, а вызваны определённой логикой, каковой может быть противопоставление русов (хаканских) и славян, по всей видимости после покорения первыми последних.
Отсюда же делаю предположение, что и сам рассказ о царствах (опущенный у Бакри) касался русов, что по другим причинам (близости с именами Дира и Олега, что принимаю с существенными оговорками) допускал А. Новосельцев. В том же контексте создания Русского государства в Поднепровье с ним удивительно схожа поздняя запись о княжестве Олехнянском, воевавшем с Малой Тартарией (то есть владениями турок) и древлянским княжеством Дыровым. В том и другом усматриваю традицию отдельного вида русов (о которых сообщали и последователи Балхи и сам Масуди) о возвышении Ольгинской-Ольгиной (Олехнянской, ал-Алванг) державы.
Для всех кандидатов на место царя ал-Дира принципиальны с твоей точки зрения политическое первенство и торговля с мусульманами. Я постарался показать, что и сам рассказ является продолжением слов: «Этот род из славян и другие оные примыкают к востоку и распространяются (вар. удаляются) от запада», и в дальнейшем говорится о последовательности именно друг за другом (возможно не только в пространстве, но и во времени).
При этом о царе ал-Бургар, который «в это наше время, в 332 году, - мусульманин. Он принял ислам в дни ал-Муктадира би-ллаха после 310 года» Масуди ранее писал отдельно. Кстати, клады с дирхемами под Булгаром появляются тогда же, когда и под Киевом, жители которого к приходу варягов «быша обидимы древлями».
Оттон же по всем показателям (имени, в том числе использованию частицы ал-, нехарактерной для иностранных имён; славянству; торговле с мусульманами; соотносимости с предыдущим указанием на связь с востоком и удалением от запада) куда менее вероятен, чем Деревская земля, подвинутая от тех же полян (а возможно и северян, если верить преданиям), но ещё полвека сохранявшая автономию под Ольгинской Русью, современной Масуди.
Если будет время и интерес, попробуй так же последовательно изложить (повторить) свои доводы для складывания по возможности цельной картины на основании имеющихся данных.
Reply
Твои размышлизмы и мои исходят из разного понимания текста. Потому они равновесны.
На мой взгляд, фраза про "примыкают к востоку и распространяются на запад" относится ко всем славянам, частью которых являются сербы. Именно об этом я тебе и говорю. Просто вся фраза посвящена сербам - описывается их обряд, затем уточняется, что такой же обряд у восточных славян и русов, живущих в Хазарии; далее уточняется, что все это единный массив славянских племен, земли которых тянутся от востока до запада.
Насчет Алмуша - Масуди, безусловно, его упоминает, но остается возможность того, что он скомпилировал два разных источника. Но, весомым аргументом против отождествления с Волжской Болгарии страны "Ал-Дир" будет являться отсутствие упоминание о принятии ислама. Едва ли, пользуясь ибн-Фадланом (кажется, больше никто не называет Алмуша "царем сакалиба"), Масуди мог этот момент упустить, учитывая, что он знал о принятии ислмам булгарами.
С Оттоном сложнее. Поскольку ты исходишь из географии и возможного созвучия (если мы возьмем форму "ал-Дин" то созвучие уже вовсе не явное). Древляне были сильными, но период самостоятельности у них стремится к минимуму. Они в принципе большую часть известной истории были лишь автономией: в Первом Русском каганате (Фотий указывает на подчинение русами каких-то соседних племен, которыми с большой вероятностью могли быть лука-райковецкие славяне), потом короткий период независимости, а затем вновь автономия в составе державы Олега, Игоря и Ольги.
Поскольку складывается впечатление, что Масуди описывает какую-то современную ему политическую реальность, отождествление с древлянами становится мало вероятным. Если предполагать, что Аванджа - это ал-Олванг/Олег, то в этом случае непонятным становится некий конфликт с франками. Наиболее подходящим под описание "царства Аванджи" будет Дунайская Болгария, хотя с франками по прежнему возникает вопрос.
Пока что, мне предложить нечего. С Диром и Олегом в роли "ал-Дира" и "ал-Олванга" согласиться я не могу. Географическое толкование вызывает сомнение. Франки и нукабарды вносят сумятицу в любые попытки истолкования. Остается только разводить руками.
Reply
Если предполагать, что речь все таки идет о древлянах, тогда весь текст нужно относить к доолеговым временам. То есть, предполагать некий период "великодержавия" древлян. Связывать его логично с распадом Первого Русского каганата около 875 г. Русь в это время попадает по моей реконструкции под власть Святополка Великого. Древляне могли сплотить вокруг себя лука-райковецкие племена. Многие города "ал-Дира" остаются на совести Масуди и его информаторов, но допустим. Действительно, традиция об экспансии древлян на восток у нас есть, как ты справедливо заметил. Если верно географическое толкование, то за древлянами следует страна "Аванджи". Ею может быть Великая Моравия в таком случае. Тут и войны с франками хорошо укладываются, но возникает вопрос с Румом (если только речь не о конфликте с Дунайской Болгарией, которую периодически включают арабы в число румских стран) и нукабардами (решается, если мы видим в них кочевников). Поскольку "Турки" тут явно ранние мадьяры, то с ним граничили как Великая Моравия ("Аванджа" может быть происходит от названия какой-то резиденции?), так и Деревская земля. В общем, это описание могло бы датироваться последней четвертью 9 века - началом 10 века.
Reply
Фраза «примыкают к востоку и распространяются с запада» может относиться ко всем славянам, но частью их являются не только сербы, но и славяне (и возможно русы в согласии с ибн Хордадбехом) в хазарской стране. «Примыкают (соединяются) к востоку» точно относится к ним, как и вариант «удалены от запада». Но даже с вариантом «распространяются с запада» эта фраза пусть уже не исключительно, но включительно говорит о восточных славянах (примыкающих к востоку).
Рассказ о царствах, следующий за этой фразой, скорее всего дополняет рассказ о западнославянских племенах, приводимый перед этой фразой с повторным упоминанием сарбин. Вряд ли Масуди просто не разобрался в двух разных источниках о тех же западных славянах. В пользу восточности ал-Дира говорит и торговля с мусульманами.
О следующих царях говорится с одинаковым оборотом: «Затем следует за этим царём…», что говорит о последовательности их друг за другом, а не по отношению к первому. Разница в словах: «из царей славянских» для ал-Аванджа и «из (от) стран славянских» для ал-Турка, возможно как раз отделяет последнего от славян (и последующие слова: «Это племя красивейшее из славян лицом, большее них числом и храбрейшее из них силой» вероятно относится к ал-Аванджу, просто граничащему с ал-Турк).
Варианты «распространяются» (wyt’dwn) и «удалены» (wyb’dwn) возможно родственны, играние с разными компьютерными переводчиками давали для первого значения «вовне, посягать, вторгаться, приходить», для второго «прочь, исключать (исторгать?), отгонять, уходить», но что там корень, что префиксы-суффиксы (если они там есть) разобраться не смог. У тебя знакомого востоковеда нет? И оба варианта можно связать с переселением русов из Прикарпатья в Поднепровье, что согласуется с указанием А. Гаркави на то, что эта фраза может относиться именно к русам, упомянутым непосредственно перед этим.
Последующий рассказ о царствах соответственно тоже мог описывать образование Русского государства в Поднепровье (и с ним схожа поздняя собственно русская запись). Примечательно, что Бакри опустил не только этот рассказ, но и упоминание о славянах и русах в хазарской стране, отнеся слова «Они примыкают к востоку и удалены от запада» то ли к индийцам в противопоставление к западным срнин (как в немецком издании), то ли к самим срнин (но тогда явно по ошибке), то ли к славянам вообще (про обычаи которых заодно со сжиганием покойников говорится далее).
Причём это добавление про обычаи славян, вставленное вместо рассказа о царствах (возможно именно про новое Русское государство у восточных славян), взято из ибн Русте или Джайхани, у которых русы (с хаканом во главе, не упоминавшемся ранее у того же ибн Хордадбеха) противопоставлялись славянам. Следование этой традиции как раз могло быть причиной для того, чтобы опустить тот рассказ при описании славян, а описание русов дать отдельно в другом месте. Всё это повторяю в который раз для проявления той самой комплексности, надеюсь не очень надоел.
Reply
На мой взгляд, вся конструкция "Славянского логоса" (включая его описание русов в другом месте) Масуди указывает на то, что это нарезка неких известий из разных источников. Идет какое-то перечисление каких-то славянских (или "славянских", если принять мнение о том, что тут также баварцы и саксы) племен с их предысторией. Потом отступление о языческом обряде с отсылкой к описанию других славян из Хазарии. Потом снова возвращение к предыстории и новое перечисление каких-то "царств". Поэтому, учитывая экзотичность славян для Масуди вообще, он вполне мог что-то напутать и перепутать.
Небольшое отступление. Судя по всему, многочисленные "русские племена" у Масуди - это в первую очередь восточнославянские племена, входящие в состав "державы Рюриковичей". Возможно, разделение славян на западных "славян" и восточных "русских" поможет правильно понять фразу о востоке и западе. Масуди как бы объясняет, что славяне, живущие в Хазарии - это такие же славяне, как живущие на западе, просто их разделяют русские племена. Думаю, что эти сведения нужно в комплексе с его картой мира рассматривать. Иначе не понять.
Также думаю, что при известности и хрестоматийности русов для арабской традиции, едва ли Русь обозначалась бы как "славянское Ольгово царство". Исключать ничего нельзя, но твои "доводы" доверия не вызывают.
Reply
Торговля с мусульманами по-видимому началась к началу 10 века при варягах, занявших городок, на который распространялись притязания древлян по ПВЛ (а по преданиям даже на Чернигов). Вероятно в местном киевском предании Дир запомнился как соправитель Аскольда, убитый вместе с ним, но возможно вслед за ним, на что указывают разные места захоронений. Было это личным именем или своего рода эпонимом можно лишь гадать. Ал-Дира связываю скорее с названием страны.
А ал-А(л)ванг скорее сопоставляю с царством «Ольгиным», современным Масуди. «Олеговым» разве что в память последнего (?) правителя по мужской линии, ходившего на Царьград (вероятно при Владимире «Предтече»), возможно и сама Ольга от Олежны > Олехны > Олены? Олег же из договора никак не связан с Игорем, как по сути и Олег Вещий в НПЛ. Упадок первого каганата связываю не только с Великой Моравией (в состав которой включали и Русь), но больше с болгарами, у которых князь Борис-Михаил в поздних источниках наделялся титулом каган, о чём давно писал.
Reply
Русь - прикарпатское племя. Переселение - это переселение руси в Среднее Поднепровье и основание там нового Русского государства. По-моему, все понятно. Лука-Райковецкая культура не тождественна Русскому каганату. Культура занимает огромные пространства. При этом, она не может объясняться расселением племен (они ведь уже расселились в рамках распространения пражской культуры), следовательно, как отмечалось исследователями, вероятно связывать ее удивительную монолитность тем, что эта территория входила в состав некоего политического объединения. Единственным подходящим объединением является "Первый Русский каганат". Древляне и уличи были сильными славиниями, но нет никаких оснований предполагать, что они когда-то перешли за рамки своего регионального уровня. Даже черниговские предания (обрати внимание, что они черниговские, а не северские!), если имеют под собой историческую основу, отражают лишь какой-то набег на пограничные территории в Ср. Поднепровье.
Упадок Первого Русского каганата не связан с Великой Моравией. Я его объясняю последствиями крещения Руси 860-х гг. и поражением русского войска в Закавказье около 874 г. Ослабленная внутренними противоречиями и неудачной авантюрой, Русь утратила контроль над своей эфемерной империей, а ядро вошло в состав Великой Моравии. В условиях усиления соседней Болгарии, консолидированной при Борисе, это вполне могло сопровождаться приобретением им титула кагана, если это отражает какую-то реальность.
"Ольгины" и "Дировы" царства у меня кроме сомнений ничего не вызывают. Сомнительные прочтения арабских текстов, сомнительная интерпретация фигуры Дира, основанная на тех же сомнительных прочтениях, какой-то непонятный поздний источник, основанный скорее на искажении польской хроники, которая исказила русскую летопись...
Reply
Тех русов, как и у ибн Хордадбеха и последователей Балхи, связываю с восточными русами в Подонье, которых сопоставляю с Куябой, тогда как западных русов сопоставляю со Славией. В Поднепровье те создали Внешнюю (то есть пришлую извне?) Русь, упоминаемую у Константина Багрянородного и Идриси, который кроме неё указывал другой вид русов (соответственно «внутренний», то есть исконный?) рядом с Ункарией и Маказунией. Каспийские походы, которые были и в 913 и 943, то есть при Игоре, но не оставили следа в летописях, связываю не с ними, а с теми же восточными русами. И в любом случае, поход около 874 года, был явно менее значительным, чем в 913 году, который отнюдь не поколебал второй каганат в Поднепровье (если соотносить тот поход с хаканскими русами).
Этим же разделением, а именно тем, что мусульмане имели дело прежде всего с восточными русами (наверное до 943 года, когда те искали новых мест, а Игорь стал контролировать Приазовье), которые и были для них русами par excellence (как у последователей Балхи: «Русы - народ в стороне булгар, между ними и славянами»), объясняю и особое название для «Ольгинова» царства. Хотя в большой и средней книгах Масуди вероятно пояснялось, что речь тоже о русах, наверное неслучайно Бакри опустил не только рассказ о царствах, но и фразу о славянах и русах в хазарской стране со словами «Этот род из славян и другие».
Предположение о «многочисленных племенах» русов у Масуди как о подчинённых им восточных славянах довольно сильное, однако отмечу, что и у последователей Балхи, и у последователей Джайхани русы и славяне отличаются, причём у последних речь именно о восточных славянах, которых грабят русы, а у Константина Багрянородного (который тоже различает росов и их славянских данников) говорится о многих архонтах собственно росов.
В сопоставлении ал-Дира (с учётом привязки к востоку и мусульманским купцам) с Деревой, притязания которой распространялись по меньшей мере на Киев (при этом собственные князья у них оставались даже при Игоре, а после его убийства даже претендовали на главенство), надёжности не меньше, чем для вышеперечисленных западнославянских народов. Почему они не могли обеспечить единство в ареале Лука-райковецкой культуры до прихода руси?
Ну а особого названия для княжества Олехнянского, да ещё воевавшего с Малой Тартарией (то есть владениями турок), ни в одной польской хронике нет. У Длугоша есть намёк на месть Игорю за Дира, но он не знает Олега, а Мала зовёт Нискиней. Малдит встречается у Стрыйковского, но тот взял его у Герберштейна, на которого ссылался, а тот пересказывал русские летописи (про Олега у них все сведения лишь оттуда).
Reply
По остальным моментам мы уже много говорили, поэтому повторяться не хочется (да и голова другим забита, поэтому мне придется еще и перечитывать все, что я по этому поводу писал).
Reply
Единство Лука-райковецкой культуры по-видимому сложилось задолго до создания первого Русского каганата, и из всех славиний, упоминаемых в её ареале в качестве гегемонов больше всего подходят волыняне (по Масуди они (или велинбаба (велетабы?) у Бакри) были главными над всеми славянами, только это было в прошлом, но можно допустить, что сохранилось на востоке), хорваты (по Анонимной записке, но там речь скорее о более восточной Роменской культуре волынцевского периода), и наконец древляне (по летописи поляне «быша обидими деревляны» и древлянские «князи добри суть, иже роспасли суть Деревьскую землю»).
Русский же каганат возможно подчинил славян в среднем Потисье (то самое «порубежье рутенов») и может быть на верхней Висле, до подчинения этих земель Святополком, к владениям которого Пулкава и Пикколомини относили Русь. По Баварскому географу мы тоже спорили, описание там похоже дано блоками (поскольку унгары во времена его составления ещё не соседствовали с вислянами), и в одном блоке была цепочка (по Волжскому пути?): брусы, висунбейры (весь?), казиры; другая - руззи, форсдерен лиуди, фресити (преш(ов)цы?), серавицы (тиверцы-тировцы? а М. Свердлов связывал их с Серетом, хотя А. Назаренко считал это лингвистически невероятным), луколяне (на Лукоморье? ср. славяне у моря в Худуд ал-Алам), унгары (ещё в Причерноморье); а потом другой от вислян, слензян и т. д.
К слову, посмотрел как у Идриси записана Русия Внешняя الروسية الخارجة (ал-Русия ал-Харга), в Египте есть оазис Харга или Харджа, что означает (по Википедии) именно «внешний, наружный», а яндекс-переводчик ал-Русия ал-Харджа перевёл как «уходящий русский», если он не чудит как не редко бывает, то может быть это слово действительно можно связать с переселением? Эх, арабист был бы весьма кстати )
Reply
Лука-райковецкая культура, к сожалению, изучена не так хорошо, как ее восточные и северные родственники. Волыняне подходят, безусловно, однако русские источники почему-то считают, что "волыняне" - это позднее явление. Судя по контексту, это объединение сформировалось на базе дулебов и бужан едва ли не под киевской властью (как новгородцы на севере). В любом случае, "волыняне" Масуди - это про 6 век, про Мусокия. Предполагать тут какое-то неизвестное письменной традиции объединение лука-райковецких племен едва ли есть основания.
Насчет Баварского географа - предпочитаю мои выводы по поводу локализации племен и их групп.
Насчет "Русов - харга" любопытно. Было бы интересно сопоставить это с "росами - дромитами". Может найдется арабист...
Reply
Краков впервые упоминается у Ибрагима ибн Якуба в 965 году, когда им владел «Бвйслав, царь Фраги и Бвймы и Кракв-а», причём он отмечал, что «Приходят к нему (городу Фрага) из города Кракв-а Рус-ы и Славяне с товарами». Считается, что его захватил около 955 года упомянутый здесь Болеслав Грозный (после «Четырнадцатилетней войны» с Оттоном), а до этого им возможно владели те самые русы, приходившие из (через?) него в Прагу (а оттуда ещё ранее в Энс «из [стран] ругов и богемов» по Раффельштеттенскому уставу, причём они продавали «манципиев (рабов) или коней», а последнее как отмечают исследователи затруднительно связать с восточноевропейской Русью).
Согласно Козьме Пражскому сын Болеслава Грозного, тоже Болеслав, перед своей смертью сетовал на дорвавшихся до власти лиходеев: «Такими недостойными ухищрениями, таким пренебрежением законов эти люди сужают границы княжества, которое я, по милости бога и благодаря могуществу народа, расширил до гор за Краковом, называемых Татрами» (1, 33). И ниже Козьма пишет: «О том, насколько славный князь Болеслав II, поистине еще и сегодня достойный оплакивания, - да будет благословенно имя его, - с помощью меча расширил границы своего княжества, об этом свидетельствует апостольская власть в грамоте Пражского епископства» (1, 34).
Имеется в виду (как отмечено в комментариях) грамота 973 года, в которой папа Иоанн одобряя основание епископства призывает Болеслава Второго: «Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка» (1, 22), о чём говорилось в нашей статье. Сам ещё сопоставляю с Краковом, точнее горой Вавель под ним (а точнее с жившим там драконом (ср. Фафни-р), возможно связанным не столько с определённым местом, сколько с Краком-Кроком, известным ещё у чехов, ср. Оттар Вендель-крака = Одоакр Равенский (Вороний) или Хрольф Краки = Родвульф?), название Вавилон, который наряду с Руссией считался владением Фьерабраса, сына Балана или Балигана, ср. Белиан и Белиган, король Вавилона в шпильманских поэмах, а также Белиан, король сарацин и сын Гриппиана, короля диких русов в «Вольфдитрихе».
После смерти Болеслава Второго «в лето от рождества Христова 999» при его сыне, тоже Болеславе, «польский князь Мешко, коварнее которого не было другого человека, вскоре с помощью хитрости захватил город Краков и всех чехов, которых застал там, уничтожил мечом» (1, 34). Однако Мешко умер в 992 году (по Титмару 4, 58), поэтому это относят уже к его сыну Болеславу Храброму (в переводе КП). Либо же ко времени самого Болеслава Второго (из-за лиходеев?) и Мешко (на картах), однако в том же Дагоме юдекс Краков указан среди земель, ограничивающих владения Мешко, наряду с Пруссией, Руссией, Одером, какой-то Алемурой (Великой Моравией?) и землёй мильчан.
Интересно, что при этом не упомянуты чехи, вероятно как ещё совсем новые (непризнанные) хозяева. В связи с этим обращу внимание на статью, в которой Пясты представлены как выходцы из Великой Моравии: Урбаньчик П. Происхождение династии Пястов (перевод с англ.) https://zapadrus.su/slavm/ispubsm/2307-proiskhozhdenie-dinastii-pyastov.html
Росия же, которая соседствует с фемой Харавои, из главы 37, конечно лучше согласуется с «порубежьем рутенов», или ты имел в виду восточное Прикарпатье? О нём вопросы ниже. Однако в любом случае не слишком похоже, чтобы КБ отличал её с граничащими со следующей фемой «подплатежными стране Росии местностями, с ультинами, дервленинами, лензанинами и прочими славянами», о которых он подробнее писал в главе 9 как о пактиотах Внешней Росии. Или он подразумевал сохранявшееся ещё единство «метрополии» и «колонии»?
Reply
Leave a comment