История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 1. Легенды

Aug 23, 2022 14:45

Хотели про скифов? Их есть у меня!
«Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!» - кто не начинает разговор про скифов с цитаты А. Блока? Мы так делать не будем. Мы люди серьезные, обойдемся без лирики. Ведь как сказал поэт: «нам история поэмы замещает»!
Каждый кто начинает знакомиться или даже изучать историю скифов неизбежно идет к Геродоту. «Отец истории» посвятил скифам значительную часть своего бессмертного трактата «История». В 4-й книге «Истории» он приводит, помимо общих сведений о географии, обычаях, религии и отдельных эпизодов из скифской истории, три легенды о происхождении этого народа. Две из этих легенд очень похожи по структуре и сюжету, третья существенно отличается. Начнем с первых двух, относящихся к категории мифов.


Итак, самая первая легенда названа Геродотом собственно скифской версией. Это очень важно. Это то, как САМИ СКИФЫ рассказывали о своем происхождении, что греческий историк подчеркнул аж три раза: «5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.
8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах» (Геродот. IV, 5-8).
Далее следует вторая версия того же мифа: «Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя - змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: “Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?”. Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: “Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание”.
10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу)» (Геродот. IV, 8-10).
Из этих легенд следует, что скифы считали, что земля, на которой они жили, была до них необитаема. Это очень важно. Греки, в свою очередь, поселились именно в Скифии, также не застав иного населения. Поэтому в их версии мифа Скиф, Агафирс и Гелон дают начало известным им народам.
Третье предание, подкупающее своей историчностью, очень любил сам Геродот. Под обаяние этой легенды попали и практически все историки и археологи, занимающиеся проблемами скифской истории: «11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
12. И теперь еще в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары» (Геродот. IV, 11-12).
Читая Геродота, сложно удержаться от мысли, что и это сказание принадлежит скифам («сказание передают одинаково как эллины, так и варвары»). Эту логику, как я уже написал, разделяют практически все, кто что-то пишет о скифах: жили в Северном Причерноморье киммерийцы - потом пришли скифы, изгнав киммерийцев - киммерийцы ушли в Азию - скифы последовали за ними и установили свое господство на Ближнем Востоке - киммерийцы сгинули в Малой Азии, а скифы вернулись в Северное Причерноморье. Греческая историческая традиция сохранила память о нескольких эпизодах киммерийских набегов в Малой Азии - на фригийцев, лидийцев, эллинские колонии. Киммерийцев и скифов в Передней Азии упоминают ассирийские источники и Библия.
Противоречия между первыми двумя легендами и «реалистичной» версией решались традиционно следующим образом. Греческую (которую Геродот услышал в Ольвии) можно не учитывать, так как это попытка греков вписать скифскую историю в свою мифологическую традицию. В скифской же версии фигурируют предметы, явно связанные с земледельческой культурой. Геродот отмечал, что в его время Скифия представляла собой некое объединение шести больших этнических групп («скифов царских», «скифов - кочевников», «скифов - земледельцев», «скифов - пахарей», а также ализонов и каллипидов, или «эллинов-скифов»), к которым примыкали иные, нескифские племена. Предание о сыновьях Таргитая и золотых предметах нужно связывать с одним из «земледельческих» племен. Б.А. Рыбаков видел в сколотах - «скифов - пахарей», а в паралатах, авхатах и прочих - племена «пахарей». В общем-то, тут все прекрасно, кроме одной мелочи - Геродот утверждал, что «сколоты» - это самоназвание именно господствующей орды «скифов царских»! (Само слово «сколоты» связано с обозначением молодости, юности, что перекликается с геродотовым утверждением, что скифы считали себя самым молодым народом). Но, ведь Геродот мог и ошибиться.
Пользуясь этой безупречной логикой, исследователи объявили киммерийцев древнейшим известным нам народом Северного Причерноморья и Подунавья. Археологи же стали искать материальную культуру киммерийцев. И вот тут начались сложности…

киммерийцы, археология, античное, арии, скифы, сарматы

Previous post Next post
Up