Ян Длугош, польский историк 15 века, много внимания уделял ранней истории Киевской Руси. В его понимании это государство, основанное выходцами из Польши, со времен победы Болеслава Храброго над Ярославом Мудрым было вассальным княжеством польской короны, управляемой собственными князьями, которые иногда поднимали воосстания. То, что в русских летописях описывалось как помощь польских князей русским изгнанникам (например помощь, оказанная Болеславом Вторым Изяславу Ярославичу) воспринималось Длугошем, как походы польских монархов против восставших вассалов! В распоряжении Длугоша было как видно из текста как минимум две русских летописи, либо он пользовался каким-то ранним, скорее всего галицко-волынским сводом. Особенно выделяется некая летопись, из которой брались сведения о русских событиях. В ней хронология событий периода после крещения Руси до раздела Руси Ярославом и Мстиславом Храбрым расходится лет на 10 с хронологией ПВЛ и многие события трактуются совершенно иначе, нежели в киевских и новгородских летописях, дошедших до нас, но в ряде моментов перекликаются с известиями Никоновской летописи о деятельности Оскольда и Дира. Призвание Рюрика и его братьев трактуется, как акция сепаратистов, отделившихся от державы потомков Кия, Щека и Хорива - Оскольда и Дира. Летопись эта отличается провладимировской направленностью. Любопытны несколько известий. Ян Длугош рассказывает об убийстве Теодорихом Готским РУССКОГО короля Италии Одоакра, потомка легендарного Руса. Сказание о юноше-кожемяке и строительстве Переяславля объяняет такое название тем, что сам юноша-богатырь происходил из другого города Переяславля (напомню, что некий Переяславль упоминается еще в договоре Олега Вещего!). В войске Брячислава Полоцкого упоминаются варяги, что полностью соотвествует известию "Пряди об Эймунде". Особенно интересно описание усобицы Владимировичей и убийства Бориса и Глеба - войско Ярослава уже приближается к Киеву и с ним сражаются Святополк и Борис, а потом Святополк убивает Бориса! Вобщем, чтение достаточно увликательное и неожиданное! Огромное спасибо сайту www.vostlit. откуда я взял сам текст.
Русские известия по Яну Длугошу до смерти Ярослава Мудрого:
Откуда происходят названия «лехиты», «поляки», «вандалы», «скифы» и «германцы», а также кое-что о Русе, от которого Русь
Лехия и народ её лехиты были названы по первому князю-основателю Леху. Но так как во многих местах равнины полей, пригодных для посевов, неустанным трудом и тщанием земледельцев за короткое время приобрели вид как бы природных равнин, увеличившись из-за выжигания лесов, превращавшихся в подобие полей, то лехиты, и прежде всего те, которые обитали в полях, от прочих [своих] побратимов и родственников, которые населяли леса, и от соседних народов, обитавших вокруг, получили название «поляне», то есть «полевые». Оно употреблялось столь часто, что старое имя было забыто, и народ и земля даже некоторыми писателями стали именоваться Полонией как главным и обычным названием. Соседние же народы, и прежде всего русские, которые в своих анналах гордятся тем, что происходят от корня князя Леха, называют поляков и их земли лехитскими до сих пор; также и у славян - болгар, хорватов, гуннов - это название удерживается по сей день, хотя во многих местах некоторыми авторами они именуются и пишутся вандалитами - от реки Вандала, которая есть не что иное как Висла, тем самым указуя на то, что эта река - главная. Древними же писателями и историографами [страна] называется Европейской Сарматией, и как русские, так и поляки именуются сарматами 37. Я думаю, это данное древними полякам и русским название справедливо и правильно: отсюда и Альпы, с которыми они граничат и которые отделяют Польшу и Русь от паннонцев, во всех писаниях носят имя Сарматских гор. Многие прилагали [к русским и полякам] неверное название «скифы», некоторые - «германцы», поскольку вся та земля, которая расположена между Танаисом, Эльбой и Вистулом, писателями называется Скифией. Когда с течением времени поляки и русские пришли для её заселения, то и их некоторые стали называть скифами. А так как Вистул, образуя границу между Скифией и Германией, течёт посредине Польши и от его истока, то есть начала, и до впадения никакой другой народ, кроме поляков, на его [берегах] не живет и не обитает, то поляки называются германцами. Некоторые силятся утверждать, что Рус был не потомком, а братом Леха, и вышел вместе с ним и третьим братом Чехом из Хорватии, населил обширнейшие русские королевства, главой и столицей которых является Киев и которые омываются широчайшими реками Днестром, Днепром, Неманом, Прутом, Случью, Стырью, Збручем, Смотричем, Серетом, и распространил свои пределы по ту сторону Новгорода, русского города, богатейшего и славнейшего золотом, серебром и мехами, расположенного среди болот и топей почти на краю земли. Такое разноречие писателей о происхождении Руси больше затемняет это происхождение, чем разъясняет.
Теодорих, король готов, убил русского князя, в течение четырнадцати лет владевшего Римом и всей Италией и завладел королевством Италии
От этого Руса, первого [праотца] и насельника Руси, ведёт корень и род русин Одоакр. В год от Рождества Христова пятьсот девятый, при папе Льве Первом и императоре Льве Первом, он явился в Италию с русским войском, взяв Тициний, разрушил его огнём и мечом, взял в плен и обезглавил Ореста, а Августула, который осмелился захватить императорскую власть, изгнал. Войдя со своими [воинами] победителем в Рим, он овладел королевством всей Италии, и никто не смел ему противиться. После его четырнадцатилетнего в высшей степени мирного и спокойного правления Теодорих, король готов, с большим трудом пробился в Италию через Болгарию и Паннонию. Когда он и его войско восстанавливали силы на обильных пастбищах недалеко от Аквилеи, Одоакр напал там на него с войском всей Италии, [но] был разбит Теодорихом и готами. Так как его, спасшегося бегством с немногими, народ не пустил в Рим, он укрылся в Равенне. Измученный трехлётней осадой Равенны и вынужденный сдаться, он попал в плен к Теодориху и был убит, а отнятое у русских королевство Италии Теодорих передал себе и готам
Как росла Русь и кем были построены главнейшие города и крепости
В то время, когда поляки схватились между собой в гражданской войне, начинается и возрастает Русское княжение. В земле их в той стороне, что до сего дня зовется Подолией, говорят, поля настолько плодородны, что после того как хлеб бывает однажды посеян, семена вскоре снова восстанавливаются, давая новые всходы, [и] повторная жатва проходит без посева. Были у них три мужа, происходившие от одного отца и одной утробы: Кий, Щек, Корев и четвёртая - сестра Лыбедь, выдающиеся как умом, так и силой. Легко добившись главенства в роде, они подчинили прочих своей власти. От них произошли прочие племена соответственно своим родам и домам. Они возвели на Руси три главнейших крепости, дав им свои имена. Так, Кий построенную им над рекой [Днепром] крепость назвал Киевом, Щек - Щекавицей, а Корев - Коревицей. Следуя языческому заблуждению, они почитали топи, озёра, источники, воды как богов. Были и другие польские князья, а именно Радим и Вятко, один из которых, а именно Радим, обосновался на реке Соже, другой, Вятко, - на реке Оке, дав свои имена землям и народам: от Радима прозвались радимичи, от Вятка - вятичи. Те, которые сели на реке Буг, назвались дулебами - от князя их Дулеба, после они стали зваться волынянами, а ныне - лучанами. Русские народы, вышедшие от поляков, были разборчивы при женитьбе и заключении браков между родными сёстрами и близкими родственницами, воздерживаясь от сожительства с ними; вследствие такой добропорядочности они снискивали долгую жизнь. А вот дулебы и те, которые произошли от Радима и Вятка, обитали звериным обычаем в лесах, ели всякую нечистоту и, отбросив стыд, сочетались и с родственницами, и с чужими жёнами, которых похищали. Затем, после смерти Кия, Щека и Корева, их сыновья и потомки, наследуя по прямой линии, княжили у русских много лет, пока такого рода наследование не привело к двум родным братьям - Оскальду и Диру. В то время как они княжили в Киеве, некоторые русские народы, которые по причине чрезвычайного умножения расселились по новым местам, тяготясь их княжением, приняли трёх князей от варягов, поскольку из своих они не пожелали выбрать никого из-за [их] равенства [с собой]. Первый звался Рурек, который осел в Новгороде, второй, Синеус, - на Byalyeyeszyoro (Белом озере. - Ред.), то есть у Albus lacus, третий, Трубор, - в Сборске. Им и каждому из них русские и подчинённые их власти народы от каждой головы платили в качестве дани по одной белой белке. После того как двое князей, а именно Синеус и Трубор, со временем умерли, не оставив потомства, их княжества наследовал Рурко. Умирая, он оставил сына по имени Игорь, который, достигнув совершеннолетия, коварно убил киевских князей Оскальда и Дира, не ждавших от него никакого зла, и завладел их княжениями и землями. Но убийство киевских князей Оскальда и Дира недолго оставалось безнаказанным для князя Игоря. Когда он, кичась силой, заставил народ, который [звался] древлянами [и] имел собственного князя Нискину из русского рода, платить дань и, не довольствуясь одной выплатой, о которой они ранее договорились, стал собирать в том же году вторую, то был позорно убит древлянами, не потерпевшими несправедливости. Они послали послов к его вдове Ольге, усиленно убеждая её взять в мужья их князя Нискину и объединить княжества. Та прибегла к женской хитрости [и], ласково приветствовав и удержав у себя первых и вторых послов древлян, велит, якобы намереваясь заключить брак и объединить княжества, чтобы древляне прибыли к ней со своим князем Нискиной. Коварно убив сначала посредством различных истязаний их послов, которых удерживала у себя, она отправилась навстречу древлянам, которые исполнили её повеление, и, заведя их в засады и непроходимые места, где заранее разместила сильное войско, истребила всё их войско, которое достигало пяти тысяч человек, отомстив за убийство своего мужа Игоря. Князь Игорь имел от брака с Ольгой единственного сына по имени Святослав, который, возмужав, <стал мужем воинственным и доблестным в сражениях>. Намереваясь отомстить <за убийство своего отца Игоря>, он первый поход совершил на древлян и, нанеся [им] тяжкое поражение, покорил [их] и наложил [на них] дань. Мать же его Ольга приплыла в Константинополь при императоре греков Цимисхии; наставленная в христианской вере патриархом константинопольским, она оставила языческое суеверие, приняла крещение и, сменив варварское имя, вместо Ольги стала именоваться Еленой. Константинопольский патриарх благословил её, сказав: «Благословенна ты среди русских жён, и имя твоё во всех поколениях да будет славно и благословенно». Вернувшись из Константинополя на Русь, она <стала уговаривать> сына Святослава <принять> христианскую веру, отбросив языческие заблуждения, но он, презрев и высмеяв материнские увещевания, не согласился.
966 год. В этом году князь Руси Святослав предпринял поход против хазар, которые и сами являются русским племенем , и войной овладел ими, и захватил их крепость Белую Вежу, и стали они платить ему дань.
970 год. Не довольствуясь отцовским княжеством, князь Руси Святослав объявляет войну болгарам, своим соседям, и, захватив восемьдесят их крепостей, которые расположены по течению Дуная, принуждает болгар к дани. В то время как князь Руси Святослав пребывал в болгарском походе, племя печенегов, подойдя к крепости Киев (в которой находилась мать Святослава Ольга, иначе Елена, с тремя сыновьями Святослава, своими внуками, а именно, Ярополком, Олегом и Владимиром), окружает её и штурмует. И последовала бы сдача крепости Киев из-за голода, терзавшего Ольгу и мужей, которые с ней были, если бы некоторые из русских, обманув врагов-печенегов, не нагнали на них страху, внушив им, что князь Святослав идёт с победоносным войском из Болгарии. Услышав это, печенеги, перепугавшись, снимают осаду и уходят с великим страхом; около этого времени мать Святослава Ольга умирает.
971 год. Святослав, князь Руси, боясь, что после его смерти между его сыновьями, когда его не станет, возникнет спор за княжескую власть на Руси, делит княжество Руси между сыновьями: при этом Ярополка, старшего по рождению, он поставил князем Киевским, Олега, второго сына, назначил князем древлян, а Владимира, третьего [сына], - новгородцев, обязав каждого великой клятвой довольствоваться своим уделом и воздерживаться от захвата другого.
972 год. В то время как князь Руси Святослав возвращался из Греческой [земли], куда вторгся, как враг, и вёз греческие трофеи, его враги печенеги, извещённые некоторыми русскими и киевлянами, выступают против него со всеми силами и легко побеждают Святослава и его войско, как потому что оно было обременено добычей, так и потому что сражалось в неудобном месте. Сам Святослав, пытаясь продолжить сражение и остановить позорное бегство своих людей, живым попадает в руки врагов. Князь печенегов по имени Куря, отрезав ему голову, из черепа, украшенного золотом, делает чашу, из которой имел обыкновение пить в знак победы над врагом, ежедневно вспоминая свой триумф.
976 год. Между сыновьями князя Руси Святослава установленные отцом любовь и разделение земель не могли быть долгими, но вслед за убийством Святослава между ними, словно обширнейшие русские провинции и земли, оставленные отцом, стали им тесны, возникает спор за первенство власти и превосходство. Стремясь добиться его, Ярополк, старший по рождению, захватив крепость Вараш, в которой сидел его брат Олег, убивает Олега и, запятнанный братской кровью, наследует ему в Древлянском княжество. Владимир, старший по рождению, опасаясь, что тирания Ярополка доберётся когда-нибудь и до него, будто бы намереваясь отомстить за убийство брата, окружает Киевскую крепость, а в ней - брата Ярополка, и, когда брат Ярополк приходит к нему с миром, убивает его но наущению и совету советника его преступления, воеводы по имени Блуд, и завладевает всеми тремя княжествами. Не довольствуясь княжествами, приобретёнными ценой братской крови, он даже жену Ярополка, родом гречанку, беременную тогда от Ярополка, взял в жёны, и родил от неё сына Святополка, имевшего двух отцов - Ярополка и Владимира.
978 год. Укрепив престол своего княжения, Владимир, князь Руси, обратившись к богослужению, размещает на горах, прилегающих к Киевской крепости, жертвенники, кумиров и идолов, а также строит храмы и святилища. Но среди всех богов его языческого суеверия наибольшим почтением и поклонением пользовался у него кумир Перуна, которому он ставил самые большие храмы и которого украсил самым высоким идолом. И не только сам князь, но и весь народ русский, следуя такого рода гнусным обрядам, почитал кумира Перуна наибольшими жертвоприношениями и всесожжениями. Владимир соорудил главному своему богу Перуну туловище и сам идол из дерева, голову - из серебра, а уши - из золота, а прочим богам установил священные рощи и идолы. Приведя своих сыновей и дочерей, он приносит жертвы богам и оскверняет себя и землю Русскую идолами. Владимир имел много жён: от одной он родил четырёх сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; также от гречанки - Святополка; также от чешки - Вышеслава; также от четвёртой - Святослава и Мстислава; также от болгарки - Бориса и Глеба. Держал он и множество наложниц, и от прочих девиц и чужих жён мало воздерживался, бесстыдно лишая их девственности.
985 год. Закончив заниматься языческим богослужением, Владимир, князь Руси, обращается к оружию и сперва объявляет войну князю Польши Мечиславу и полякам, которая велась с переменным успехом, принося победы то полякам, то русским. Но Владимир, князь Руси, завоёвывает польские крепости, а именно, Перемышль, Червен и прочие, а завоевав, занимает и, поставив сильный воинский гарнизон, присоединяет и подчиняет их власти своей и русских. Затем он идёт против радимичей, которые и сами происходят от поляков, и, победив, налагает дань. То же самое он делает и в отношении радимичей.
987 год. В наказание за людские преступления последовал сильный и всеобщий голод, ибо очень мало хлеба уродилось почти во всём мире; унеся множество людей во всех странах, он свирепствовал также среди поляков, и привёл к утратам в очень многих городах, сёлах и деревнях.
Владимира, князя Руси, сперва магометане убеждают принять обряд лже-Магомета, затем латиняне, третьими - иудеи - принять веру и закон еврейский, и, наконец, греки - принять веру христианскую; он же, оказав послам, склонявшим его к названным обрядам, радушный приём и даже одарив, отпускает их; но советуется со своими русскими, какую же веру следует принять. И решено было отправить ко всем народам названных обрядов послов, чтобы посмотреть и разведать обряд каждого. Итак, отправленные к болгарам, латинянам и грекам послы рассматривают и изучают, как было приказано, обряд каждого из них. Обряд магометан, как имеющий в себе множество гнусного и позорного, был признан ими безбожным и самым неправильным; церемонии латинян показались им не слишком благочестивыми, а храмы - не слишком украшенными. Когда же они прибыли в Константинополь, тогдашние греческие императоры Василий и Констанций, понимая, что те пришли туда, чтобы посмотреть их обряд, собрав верующих и священников, устраивают великое празднество, распоряжаются, чтобы патриархом в самых великолепных нарядах была отслужена торжественная месса, а русских послов, введя в церковь, ставят на возвышенном месте, с которого те могли видеть все церемонии, удостаивают почётной трапезы, обращаются с ними прекрасно и, одарив, отпускают. Возвратившись к своему князю Владимиру, они рассказывают обо всех обрядах, которые видели, убеждают совершенно презреть и отвергнуть секту мерзкого Магомета, и [уверяют], что греческая секта предпочтительнее латинской, [ибо] в греческих церквах больше украшений и они более изящны, чем в латинских. Кроме того, они уверяли, что во время греческой службы, на которой присутствовали, они чувствовали такую сладость, что, почти вне себя, думали, будто присутствовали скорее на небесном, нежели земном празднестве. Итак, они склонили мнение всей знати к принятию греческого обряда и, убеждая Владимира, говорили: «Если бы вера греческая не была хорошей, то бабка твоя Ольга, мудрейшая среди женщин, не приняла бы её». Итак, Владимир согласился с мнением знати и обещал принять крещение по греческому обряду.
990 год. Владимира, князя Руси, в то время как он намеревался принять веру Христову, поражает слепота; но, уступая убеждению своей будущей супруги, сестры греческого императора, он крестится, обретает зрение и при крещении празднует свадьбу. Собрав огромное множество своих народов, Владимир, князь Руси, объявляет войну грекам и, захватив знаменитую греческую крепость Корсунь, подчиняет из неё прилегающую к ней область и принуждает тот край к дани. Затем он отправляет послов к греческим императорам Василию и Константину с просьбой отдать ему в жёны их сестру Анну, обещая, что, если вступит с ней в брак, то немедленно удалится из крепости Корсунь, которую захватил, и из области, которую подчинил. Но греческие императоры Василий и Константин отвечают, что им и их достоинству не подобает вступать в родство с языческим князем, осквернённым идолопоклонством, и сочетать с ним браком свою родную сестру; если же он, отвергнув языческое заблуждение, пожелает исповедовать христианскую веру, то они не откажут ему в его просьбе. Владимир же, князь Руси, вновь отправив тех же послов, уверяет, что всей душой намерен принять христианскую веру; пусть они приходят сами, приводят свою сестру Анну и крестят его. Анна же, сестра императоров, противилась этому родству и с неоднократным сопротивлением отказывалась его принять, как недостойное; но братья Василий и Константин рассуждениями и уговорами о том, сколько добра последует от такого рода родства и что вся Русь благодаря этому браку примет веру Христову, завоёвывают душу сестры и побуждают к согласию. Итак, Василий и Константин прибывают со своей сестрой Анной в Корсунь, и тотчас слепота застилает глаза князю Руси Владимиру; он начинает терзаться разными душевными сомнениями, следует ли ему бросать свой языческий обычай и принимать крещение Христово? Но Анна, сестра императоров и будущая его супруга, объясняет, что слепота, которая его поразила, исчезнет с принятием крещения. Итак, он был крещён корсунским епископом, тьма тут же сходит с его глаз и он прозревает, после чего празднует свадьбу с Анной, сестрой императоров, и воздвигает церковь в знак и в память своего обращения, крещения и прозрения; вернув крепость Корсунь императорам Василию и Константину, он возвращается на Русь с новой женой, полный радости и веселья.
992 год. Владимир, князь Руси, намереваясь искоренить нечестивые обряды, которым в древние времена был предан русский народ, на третий год после того, как был просвещён верой Христовой, разрушает, сжигает и уничтожает идолы, священные рощи, их алтари и храмы. Идол же Перуна, который почитался русскими с особым почтением, он, привязав к хвосту коня, на виду у множества русских велел тащить по земле и утопить в реке Днепре, несмотря на то, что русские язычники обоего пола страшным плачем и воплями провожали крушение своих богов и идолов. Затем князь Владимир издаёт повеление, чтобы все подчинённые ему нации и народы, оставив идолов, осенили себя верой Христовой и печатью крещения, намереваясь считать врагами и конфисковать имущество тех, которые откажутся покориться его священным повелениям. Вынужденный этой необходимостью, русский народ толпами стекается в Киев и, исповедуя веру Христову, крестится в реке Днепре епископом корсунским и пресвитерами, приведёнными из Греции, а также наставляется в вере и её обрядах. Тогда же в воздухе был слышен голос и вопль дракона, сетовавшего, что он изгнан из русских земель, которыми долгое время владел, не апостолами или мучениками, но одной-единственной женщиной. Владимир же построил первую церковь на том месте, где прежде курили фимиам идолам, и приказывает посвятить её святому Василию, но и в других землях Руси умножает храмы и священников Божиих. Строит Владимир и другую церковь - святой Девы Марии в Киеве - и украшает её золотыми сосудами и драгоценной утварью; и как в ней, так и в других церквах на Руси, построенных князем Владимиром и русскими баронами, корсунский епископ поставил служителей и священников, на содержание которых князь Владимир выделил поместья и налоги, поручив как боярам, так и селянам платить и жертвовать первые плоды и десятину. Тогда Владимир крестил и двенадцать своих сыновей, а именно, Вышеслава, Изяслава, Святополка, Ярослава, Всеволода, Святослава, Мстислава, Бориса, Глеба, Станислава, Позвизда и Судислава. Он приобщает к наукам русских юношей и, кроме того, платит жалованье нанятым в Греции мастерам и строит из камня и кирпича множество церквей.
997 год. После того как Владимир, князь Руси, опустошил в этом году Хорватию, ему объявляют войну половцы; выступив против них, он застаёт их на реке Трубеж. Поскольку река мешала, и оба войска считали сражение опасным, высокий и редкой силы муж, выйдя из лагеря печенегов, стал вызывать русских выставить кого-либо для поединка и, если тот будет побеждён, они должны будут в течение трёх лет сносить опустошение своей земли. Итак, один из русских, который оставался дома, был приведён и взялся за это дело; когда он выходил, то на глазах у того и другого войска печенег насмехался над ним, поскольку он был малого роста. Наконец, вступив в поединок, русский побеждает печенега, и печенежское войско тут же обращается в бегство; русский, преследуя его, многих убил или взял в плен. Владимир воздвигнул там крепость Переяславль, потому что тот муж, который победил, был родом из Переяславля.
998 год. Поскольку печенеги в этом году напали на земли Руси и страшно опустошали их огнём и мечом, Владимир, князь Руси, выступил против них с силами своих народов, и после страшной резни с обеих сторон Владимир и его войско были разбиты печенегами. Когда пали очень многие, Владимир обращается в бегство и, в то время как его преследуют печенеги, он, чтобы живым не попасть в их руки, прячется под мостом, который попался ему во время бегства. Воспользовавшись этим счастливым обстоятельством, он обманул преследовавших его врагов. Печенеги же, захватив трофеи и лагерь русских, разграбив Русскую землю, уводят в свои земли пленных, скот и прочую добычу. После их ухода Владимир, князь Руси, строит в Киеве в знак своего спасения церковь Преображения и наделяет её, потому что это поражение и его спасение случились в праздник Преображения по греческому обряду.
1001 год. Русский князь Владимир, страшась силы польского короля Болеслава, распространившейся весьма широко, и опасаясь, как бы она не создала со временем опасности для него и его земель, посылает к польскому королю Болеславу знатных послов с просьбой заключить союз с ним и его землями. Болеслав же, король Польши, понимая, что дружба с русскими будет весьма кстати для Польского государства, согласился на союз с князем Руси Владимиром и скрепил его на справедливых условиях клятвой; с тех пор обе земли в течение долгих лет процветали в величайшем спокойствии.
1005 год. Владимир, князь Руси, был чрезвычайно блажен и счастлив двенадцатью сыновьями, из которых четверых, а именно, Вышеслава, Изяслава, Святополка и Ярослава, имел от первой жены, а восьмерых, а именно, Всеволода, Святослава, Мстислава, Бориса, Глеба, Станислава, Позвизда и Судислава родил от родной сестры греческих императоров Василия и Константина Анны, болгарыни, чешки и других. В то время как он в течение нескольких лет существенно увеличил земли Руси как крепостями, так и городами и селениями, он, боясь, как бы после его смерти между сыновьями не возникли жестокие битвы за русские княжества, делит королевство между сыновьями: Вышеславу, старшему по рождению, даёт Новгород, Изяславу - Полоцк, Святополку - Туров, Ярославу - Ростов; но, после того как Вышеслав был унесён смертью, Ярослав [получает] Новгород, Борис - Ростов, Глеб - Муром, Святослав - древлян, Всеволод - Владимир, Мстислав - Тмутаракань; остальным же трём сыновьям, младшим по рождению, а именно, Станиславу, Позвизду и Судиславу он оставил Киевское и Берестовское княжества, которые должны были перейти к ним только после его смерти. Однако, Ярослав, один из сыновей, которому достался Ростов, с досадой восприняв то, что он отлучён от Киевского княжества, которого домогался, вместе со своими племенами и другими, нанятыми за деньги, коварно приходит к Киеву и, поскольку верили, что он пришёл с миром, занимает Киевскую крепость, отцовские богатства обращает в свою власть. Отец, Владимир, очень горько переживая это, стягивает войска со всех княжеств, которые разделил среди сыновей, намереваясь сразиться с сыном Ярославом. Узнав об этом, Ярослав отправляет послов и нанимает печенегов и варягов, чтобы оказать отцу сопротивление. Между тем Владимир, князь и отец, от горя, приключившегося из-за мятежа и враждебности сына Ярослава, был охвачен тяжким недугом, и, поставив во главе войска сына Бориса, посылает его против Ярослава; сам же, поскольку болезнь усилилась, малое время спустя умирает в крепости Берестове; его доставляют в Киев, в церковь Пресвятой Девы, которую он сам построил при жизни, и хоронят под мраморной плитой. Огромное множество русских собралось, чтобы почтить его погребение; издавая на его похоронах громкий плач, они громко кричали, что, мол, безвременно потеряли отца и освободителя отечества, насадившего на Руси христианскую веру. Оба сына, Борис и Святополк, не зная, что их отец, князь Владимир, ушёл из жизни, вступают в битву с Ярославом и его народом, и Ярослав, побеждённый вместе со своими помощниками, печенегами и варягами, обращается в бегство. Святополк же занимает Киев и захватывает княжение, тогда как другой брат, Борис, бездействует в трауре из-за отцовской смерти. И хотя воины с великим [упорством] понуждали названного князя Бориса к тому, чтобы он, прогнав брата Святополка, сам овладел Киевским княжеством, тот, отвергая настойчивые уговоры воинов, отвечает, что брата Святополка по смерти отца он будет почитать вместо отца и никогда ничего против него не предпримет. Однако, Святополк, воздав брату Борису неблагодарностью, направляет новгородцев, мужей Велиала, которые закалывают копьями молящегося на своём ложе Бориса, а вместе с ним убивают и его оруженосца Григория, родом венгра, защищавшего своего господина. Затем Святополк посылает к другому брату, Глебу, коварно приглашая его к себе; но тот, предупреждённый недавно разбитым в битве братом Ярославом, о том, что зовут его на смерть, сдержав шаг, останавливается и великим плачем оплакивает смерть отца и убийство брата. Наконец, приходят другие мужи, посланные Святополком, и убивают князя Глеба, отрубив [ему] голову. Тела же как Бориса, так и Глеба, доставив в Киев, погребают в церкви святого Василия в одной могиле. Русская церковь и русский народ почитают этих двух братьев как мучеников и святых, уверяя, что они блистают многими чудесами. Князь же Святополк, запятнанный убийством двух братьев, впадает в великую гордыню, полагая, что он легко истребит и прочих братьев и овладеет всем Русским княжением. А вот имена главных мужей, которые убили князей Бориса и Глеба: Путша, Талич, Елович и Ляшко.