Вместо эпилога. Руциманы и росомоны

Nov 05, 2020 09:16

Королевство Хертнида называется в «Саге о Тидреке» Руциналандом, а его народ - руциманами, то есть «русскими мужами». Это имя сразу же вызывает ассоциации со знаменитыми росомонами - героями произведения готского историка Иордана. В «Происхождении и деяниях гетов» Иордан рассказывает невероятно древнюю историю готского народа, которую он создает из собственно готских преданий, перемешанных с историей скифов, фракийцев, гетов и сообщений о готах античных авторов. Среди прочего, готский родоначальник фольк-хистори рассказывает о вторжении гуннов в пределы Готского царства, которым правил престарелый Германарих: «Когда геты увидели этот воинствующий род - преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королем, как бы уйти от такого врага. Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились. Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами».
Вполне естественно, что росомоны всегда привлекали внимание отечественных исследователей и любителей истории. Одни считали и считают, что росомоны - это непосредственные предки летописной руси. Другие отрицают связь между ними. Вариантов тут много: росомоны - это потомки геродотовских «скифов-пахарей»; росомоны - это потомки ираноязычных роксоланов («мойне» - муж, по-осетински); росомоны - это прозвище герулов; росомоны - это ветвь ругов; росомоны - это славянское племя; росомоны - это такая метафора, буквально «рыжие», со значением «коварные, хитрые»; росомоны - это какой-то готский род или даже просто слово со значением «придворные».
Пару лет назад, когда я предпринял попытку избавиться от лишних сущностей в вопросе древнейшей русской истории, последняя теория, сформулированная И.В. Зиньковской, мне весьма пришлась по душе, однако позднее выяснилось, что все же согласиться с ней невозможно. Во-первых, Иордан называет росомонов «gens», то есть народом, равнозначным готам, гуннам и т.д. Во-вторых, я узнал про «рыжих». При этом, исходил я из вывода специалистов о том, что в германо-скандинавском эпосе братья-росомоны никак не противопоставляются готам этнически.
Дело в том, что Германарих - фигура для германского эпоса весьма значимая. Он столь же известен, как Дитрих/Тидрек, Зигфрид/Сигурд или Аттила. В германских эпических произведениях он считается родственником Дитриха Бернского, королем Южной Италии, который изгнал Дитриха из Италии Северной. В итоге Дитрих оказался на службе у Аттилы, где и совершил массу подвигов. Известен Германарих и в скандинавских версиях, где он представлен и антагонистом Тидрека в соответствующей саге, и датским королем, жившим даже позже Рагнара Лодброка, то есть где-то в 9 веке. В общем, разброс хронологический и географический очень большой. Но, помимо самого Германариха в германском эпосе сохранились и фигуры братьев - росомонов. Росомонами или как-то иначе эти сказания их не называют, но имена достаточно узнаваемые. Например, в нескольких песнях «Старшей Эдды» («Подстрекательство Гудрун» и «Речи Хамдира») рассказывает о том, что бургундская царевна Гудрун (Кудрун, Кримхильда) имела от первого супруга, великого героя Сигурда, дочь - Сванхильд (Сунильда Иордана). От второго брака с Аттилой у нее был сын Эрп, а от третьего брака с неким конунгом Йонакром - Хамдир и Сёрли (это и есть иордановские росомоны Аммий и Сар). Сванхильд стала женой старика Ёрмунрекка (Германариха), но тот ее жестоко казнил за неверность, растоптав копытами лошадей. Мать отправляет сыновей мстить за сводную сестру. По дороге они убивают Эрпа Аттиловича в какой-то малопонятной ситуации. Добравшись до Германариха два брата перебили кучу готов, отрубили руки и ноги своему обидчику, а голову не успели, так как с ними не было Эрпа. Мать их заколдовала так, чтобы холодное оружие не могло причинить им вреда, но одноглазый мудрец (в котором легко узнать Одина) подсказал готам, что сыновей Йонакра можно убить, забросав их камнями.
Загадочный Йонакр в эпосе более никак не представлен. Его этничность не раскрывается. Тем не менее, из «Эдды» явно следует, что Сар и Аммий не были готами. Что касается «отсутствия противопоставления», то там и Гудрун, и гунны готам не особенно как-то противопоставляются. Это явно не было лейтмотивом повествования. В беседе HARALDHILDETAN обратил мое внимание на то, что имя «Йонакр» имеет тот же редкий элемент, что имя «Одоакр». В саксонских народных преданиях, которые были записаны автором Кведлинбургских анналов, Аддакаром (которого не смешивают с Одоакром) зовут третьего брата (Эрпа). Причем наши росомоны не убивают его, а три брата вместе совершают месть над Германарихом.
Еще один эпический рассказ, заслуживающий внимания в связи с этим сюжетом, сохранился в 8 книге «Деяний данов». Подробное его содержание привел юзер mahmut_2011, как я только что выяснил. Это избавляет от подробного пересказа. Самое главное, что братья - росомоны в «Деяниях» названы «геллеспонтийцами». Правда, Саксон не называет братьев по имени, и число их равняется четырем. «Геллеспонт» у Саксона Грамматика располагается где-то в Восточной Прибалтике, у устья Западной Двины, иногда рядом с рутенами (в 1 и 2 книгах), а иногда смешиваясь с ними (в 9 книге). Очевидно, это странное для Балтики название имеет тоже происхождение, что «Греция», в которой Адам Бременский помещает Русь и Киев, и, возможно, его следует связывать с представлениями о том, что Балтика и Черное море соединяются неким проливом, которое бытовало, скажем, у арабов в 10 веке.
«Деяния данов» фактически доказывают, что даже германские сказители смешивали росомонов с Русью. А это, в свою очередь, возвращает нас к вопросу о соотношении росомонов и ругов с одной стороны, и к вопросу о локализации росомонов с другой.
Учитывая сделанные ранее выводы о том, что прототипами «руциманов» «Саги о Тидреке» и «рутенов» «Деяний данов» служили исторические руги, логичным становится вывод о том, что «росомоны» - это всего лишь готское прозвище ругов. Оба этнонима образованы от корня со значением «красный». Форма «росомоны» очевидно должна была в эпическом произведении подчеркивать «злокозненность» этого неверного племени. В тоже время, как мне в свое время указывали, форма «росомоны» вовсе не единственная. В других списках Иордана этот этноним представлен в форме более близкой к эпическим «руциманам», что лишь подкрепляет наш вывод. Наконец, следует добавить, что руги также называются Иорданом в числе покоренных Германарихом народов, хотя более никак в этом контексте роли не играющие.
Впрочем, ругов - «руциманов» с росомонами - «геллеспонтийцами» германо-скандинавские сказители и хронисты могли связать и по созвучию. Готский язык дает массу вариантов толкования этого слова. Кроме уже упомянутых, можно отметить, что росомоны могут переводиться и как «конники». Для полноты картины следует упомянуть, что существует еще одно толкование этнонима «росомоны». Его предложил Д.А. Мачинский. Будучи специалистом как в области археологии Северного Причерноморья, так и в области древнерусской археологии, придерживаясь норманистских взглядов в этой сфере, он предложил также и росомонов возвести к слову «гребцы» - roþmaen и корню roþ («гребля, гребной поход»). Комментировать не будем. Тут уже все сказано не единожды. Однако, стоит отметить, что у Мачинского есть сторонники. В частности, с ним осторожно соглашается С.В. Ярцев в своей докторской, посвященной в том числе черняховскому периоду в истории Северного Причерноморья.
Кроме самого этнонима, свет на происхождение росомонов способны пролить разве что имена главных героев в повествовании Иордана. Несчастная росомонская красавица Сунильда/Сванхильд носит германское/готское имя (в первом варианте - «Солнечная», во втором - «Лебединная»). А вот имена ее братьев прекрасно объяснятся из иранских наречий. Имя «Сар» означает «голова». Как отметил в комментарии к своему посту mahmut_2011, Сёрли в эддической песни выступает самым умным из братьев. Имя «Аммий» объясняется от ama - «могучий», но «Хамдир» можно объяснить из др.-ир. *ham-dana- «сталь». Соответственно, Хамдир отвечал среди братьев за мускулы. Так же mahmut_2011 отметил связь этого имени с непробиваемыми кольчугами - «рубаха Хамдира» - это кольчуга на поэтическом языке скальдов.
Имена братьев - росомонов позволяют также предположить, где могли проживать их загадочные соплеменники. В литературе уже отмечалось, что имена «Сар» и «Аммий» удивительным образом созвучны названиям двух городов, принадлежащих древнему народу амадоков, которые назывались соответственно Саром и Амадоком. Впервые этот народ упоминается в числе скифских племен еще современником Геродота Геллаником Митиленским. Спустя примерно шесть столетий, амадоки вновь появляются в труде географа Клавдия Птолемея. Из этого труда следует, что амадоки занимали довольно обширную территорию между Средним Поднепровьем (в районе Киева) и истоками Южного Буга и Западного Буга. Кроме амадокских городов Птолемей называет еще гору Амадок, которую склонен отождествлять с Подольской возвышенностью, и озеро Амадок. Это озеро соответствует с болотом, из которого в древности брали начало воды Южного Буга. Как видим, территория амадоков совпадает с территорией «скифов-пахарей» Геродота. Кроме того, знать этого древнего народа имела родственные связи с правящим родом Одрисского царства во Фракии, где «Амадок» было популярным именем. Территория амадоков также совпадает с территорией правобережной половины «Русской земли в узком смысле», как ее выделяют исследователи на летописном материале. Ни на что не намекаю, просто такое вот совпадение.
В связи с руцимано-росомонскими параллелями, интересен также один небольшой эпизод из «Речей Хамдира». Братья - росомоны, судя по всему, не сильно уважали своего сводного старшего брата. В ответ на одну из реплик Эрпа, его уничижительно называют «ублюдком». Между тем, это единственный пока уцелевший сын самого Аттилы! Аналогичным образом к самому Аттиле пренебрежительно относились конунги «русских мужей» в «Саге о Тидреке». В одном из диалогов подчеркивается, что род королей руциманов гораздо знатнее, чем род Аттилы. Собственно, это пренебрежительное отношение к гуннскому конунгу (в саге он представлен к тому же не гунном, а сыном фризского правителя, который захватил Гунноланд) и стало во многом причиной конфликта: Озантрикс не желал отдавать свою дочь за Аттилу, в итоге девицу выкрали, что и привело к войне и гибели большей части русского королевского рода.
Скифское происхождение амадоков могло бы объяснить иранские имена росомонов, но не объясняет руго-руциманско-росомонских параллелей. Должны ли мы предполагать, что лишь случайное эпическое тождество, основанное на созвучии этнонимов или же перед нами свидетельство родства и общей истории древнего народа? Однозначного ответа у меня нет. Можно предположить, например, что какая-то группа ругов вместе с готами оказалась на территории Скифии, где осела на землях амадоков. А возможно, что амадоки в древности стали называться «росомонами», а в эпосе их отождествили с ругами, которые под влиянием Киевской Руси в 12 веке стали называться «руциманами» и «рутенами». Каждый волен выбрать ту точку зрения, которая кажется ему более вероятной.

гунны, эпос, саги, русы, Аттила, былины, руги, Тидрек Бернский, росомоны, готы, Одоакр

Previous post Next post
Up