Хертнид Младший - это Ортнит германских поэм. Откуда этот образ возник, судить сложно. Я предполагаю, что прототипом его послужил никто иной, как Одоакр, чему был посвящен мой самый
первый пост, хотя мои коллеги, лучше разбирающиеся в эпосе (
HARALDHILDETAN и
ALOSLUM) без особого энтузиазма воспринимают эту гипотезу. Сейчас, впрочем, получше
(
Read more... )
Ты пишешь, что автор "Тидрека" не отождестляет Бергарского и Младшего. Да. Но, почему он должен был? В его распоряжении был например усеченный вариант про гибель Хертнида от дракона. Родословной там могло не быть, а значит нет прямой связи с "Русскими людьми". Не было бы в "Ортните" Ильи, кто бы вообще догадался, что это племянник русских королей? Сравни Олимара и Вальдимара. Много общего в сюжете? Убери оттуда гуннов или рутенов - что останется?
Связывать эпические сюжеты с хронологией я бы не стал. Сюжеты могут плавать очень сильно в хронологическом плане. Эпос такой категории не знает в принципе.
Ну и, заканчивая дискуссию, поскольку добавить мне тут по большому счету нечего, кроме интуиции (а она меня редко подводит), ты исходишь из посыла о том, что все это единый эпос. А я исхожу из того, что эпосы оказывают друг на друга влияние, а отдельные сходства (как волчья тема, например) восходит еще и к общеиндоевропейским моделям и общечеловеческим моделям и архетипам. Григорьев выстраивает широкие параллели, в которых вплоть до деталей совпадают биографии героев.
Reply
При этом ни Хернид Бергарский, по сюжету соответствующий Ортниту, не соотносится с Хертнидом младшим, ни Хертнит Русский, по времени и соответствующий Хертниду младшему, не соотносится с Ортнитом.
Зато Ортнит, устойчиво связанный с Вольфдитрихом, а также матерью Зигфрида, по времени соответствует Хертниду старшему, и то же родство с Элегастом-Вольгой, соответствующим тому же Вольфдитриху (в том числе по сюжету с Белианом) согласуется с этим. Этому «противоречит» лишь замена Вольфдитриха Тидреком в ТС, но там вообще неизвестен Вольфдитрих и даже услышав его имя скандинав мог принять за эпитет Дитриха. К этому действительно добавить нечего.
И выявляю в этом не единый эпос, а единую основу для отдельных эпосов, по-разному отражённую в них, порою влияющих друг на друга. Эпические сюжеты связываю не столько с отдельными событиями (которые в эпосе отражались архетипически и зачастую наслаивались на позднейшие), сколько с сочетанием имён друг с другом и событиями, которые могут быть как устойчивыми, так и изменчивыми. Широкие параллели таким построениям не противоречат, а лишь дополняют.
Reply
Leave a comment