Хертнид Младший - это Ортнит германских поэм. Откуда этот образ возник, судить сложно. Я предполагаю, что прототипом его послужил никто иной, как Одоакр, чему был посвящен мой самый
первый пост, хотя мои коллеги, лучше разбирающиеся в эпосе (
HARALDHILDETAN и
ALOSLUM) без особого энтузиазма воспринимают эту гипотезу. Сейчас, впрочем, получше
(
Read more... )
Так или иначе, в немецкой традиции Ортнит устойчиво связан с Вольфдитрихом, а сам сюжет о нашествии изначально связываю с войной Хертнида-Харатона с Вильтином-Ульдином, хотя на него наслаивались отголоски других нашествий, вплоть до татарского. А что такого было при Теодорихе? Одоакр разбил кремсских ругов?
Дополненю, а то вчера опять убежал на работу и не успел закончить мысль: участие Хертнида младшего в войне именно с Тидреком (взятие в плен Видги, гл. 137 и 141) отношу уже к войне готов с гепидами 504 года, на которой прославился Витигес.
При этом полагаю, что Осантрикс-Озерих-Огиер в данном случае смешан с Тразарихом-Эдгейром, возможно не только по созвучию, но как раз из-за участия Хертнида, племянника Осантрикса, погибшего ещё в войне с Аттилой. Хотя в немецких поэмах Хертнит Русский был сподвижником Дитриха ещё в войне с Эрменрихом (в «Бегстве Дитриха») и в походе в Вормс (в «Розовом саду»), который соответствовал походу Тидрека в Бертангаланд, землю Исунга, то есть Гисма гепидского, где Видга убил Эдгейра, посланного Аспилианом (Тразариха, сына Трапстилы). Кстати, «Розовом саду (D)» Хертнит (Хертнид, сын Илиаса) бился с Вальтером (Вальтари, бежавший с дочерью Илиаса).
Позже Хертнид младший снова выступил против Исунга, то есть Мунда Гисмунга (гл. 350, в данном случае Исунг-скоморох, замешанный в гибели «Осантрикса», смешан с Исунгом-конунгом, то есть самим Гисмом), вероятно в 535 году, когда Мунд уже перешёл к Юстиниану и воевал с готами. Всё это было уже после разорения норикского Ругиланда, впрочем по русским былинам сын Данилы Игнатьевича и/или Ермак оставались живы после нашествия, а не гибли как Ортнит, однако по всей видимости события «большой саги» о Хертниде младшем развивались после описанного похода на Исунга, а не до («Вот конунг Хертнид исцелил свои раны и правил своим государством Вилькиналандом, как известно из преданий о нём, и он совершил много подвигов, пока был конунгом в Вилькиналанде, и о нём есть очень большая сага, хоть в этом рассказе об этом не будет говориться»).
Reply
Ты пишешь, что автор "Тидрека" не отождестляет Бергарского и Младшего. Да. Но, почему он должен был? В его распоряжении был например усеченный вариант про гибель Хертнида от дракона. Родословной там могло не быть, а значит нет прямой связи с "Русскими людьми". Не было бы в "Ортните" Ильи, кто бы вообще догадался, что это племянник русских королей? Сравни Олимара и Вальдимара. Много общего в сюжете? Убери оттуда гуннов или рутенов - что останется?
Связывать эпические сюжеты с хронологией я бы не стал. Сюжеты могут плавать очень сильно в хронологическом плане. Эпос такой категории не знает в принципе.
Ну и, заканчивая дискуссию, поскольку добавить мне тут по большому счету нечего, кроме интуиции (а она меня редко подводит), ты исходишь из посыла о том, что все это единый эпос. А я исхожу из того, что эпосы оказывают друг на друга влияние, а отдельные сходства (как волчья тема, например) восходит еще и к общеиндоевропейским моделям и общечеловеческим моделям и архетипам. Григорьев выстраивает широкие параллели, в которых вплоть до деталей совпадают биографии героев.
Reply
При этом ни Хернид Бергарский, по сюжету соответствующий Ортниту, не соотносится с Хертнидом младшим, ни Хертнит Русский, по времени и соответствующий Хертниду младшему, не соотносится с Ортнитом.
Зато Ортнит, устойчиво связанный с Вольфдитрихом, а также матерью Зигфрида, по времени соответствует Хертниду старшему, и то же родство с Элегастом-Вольгой, соответствующим тому же Вольфдитриху (в том числе по сюжету с Белианом) согласуется с этим. Этому «противоречит» лишь замена Вольфдитриха Тидреком в ТС, но там вообще неизвестен Вольфдитрих и даже услышав его имя скандинав мог принять за эпитет Дитриха. К этому действительно добавить нечего.
И выявляю в этом не единый эпос, а единую основу для отдельных эпосов, по-разному отражённую в них, порою влияющих друг на друга. Эпические сюжеты связываю не столько с отдельными событиями (которые в эпосе отражались архетипически и зачастую наслаивались на позднейшие), сколько с сочетанием имён друг с другом и событиями, которые могут быть как устойчивыми, так и изменчивыми. Широкие параллели таким построениям не противоречат, а лишь дополняют.
Reply
Leave a comment