Прототипы "русских конунгов" в Гото-гуннском эпосе Центральной и Северной Европы. Ч. 1

Oct 31, 2020 22:55

Ранее мне неоднократно приходилось обращаться к проблеме происхождения «русских сюжетов» в европейском эпосе Центральной и Северной Европы. Большая часть этих «русских сюжетов» сосредоточена в масштабном прозаическом сочинении «Сага о Тидреке Бернском», созданном в Норвегии во второй половине 13 века на основе континентальной германской героической ( Read more... )

гунны, велеты, эпос, саги, Русь, русы, Италия, Аттила, былины, скандинавы, руги, Тидрек Бернский, Руян, Ругиланд, Одоакр

Leave a comment

aloslum November 9 2020, 13:44:55 UTC
Там не просто общий сюжет, а связка сюжетов о похищении дочери Хагена / Милиаса, а потом - дочери Хетеля-Хедина / Осантрикса, сына Хиарранди / Хертнида, которому помогают певец Хорант (ср. певец Хиарн у Саксона) / Хертнид младший, а также Вате и/или великаны Вади. Хотя поправлюсь: договор Хагена с графом Гарадеи соответствует не договору Милиаса с Осантриксом (этому соответствует последующий договор Хагена с Хетелем), то есть договор Ругилы с Гесимундом, регентом при малолетних Амалах, а предшествующий договор Ругилы с некоронованным Вандаларием, с чем сопоставляю ещё союз Еруслана Лазаревича, преемника царя Картауса, с князем Иваном Русским богатырём, а также былину об Иване Годиновиче (Горденовиче), расправившимся с изменщицей-невестой (олицетворяющей власть, наподобие Апраксии), но не сочетавшийся с ней.
Ранее сопоставлял Эмлунга, одолжившего коня у Видги в залог городов Виндланда, дарованных его отцом Хорнбоги, и вернувшего собственного коня, взятого Сигурдом, оказавшимся его родичем, с тем же Вандаларием, сыном Венетария («Рог Боги», то есть Бооза-Боуге?), в «Розовом саду» упоминается, что у Витеге, отобрал коня Амелольт, это одна из форм имени Амелунга, владетеля Гарды, женатого на сестре Хильдебранда (из рода Вюльфингов, которых сопоставляю с Вёльсунгами). Такие вот параллели, обнаруживающиеся именно в комплексе изменчивых вариантов.

Хернид Бергарский (Бургарский, то есть гуннский?) соответствует Ортниту, но в чём его соответствие Хертниду младшему, кроме того, что первый представлен племянником Ильяса, но при этом по матери (и вероятно тот заменил Элегаста-Вольгу, разделившегося на «духовного» и земного родича, дварфа и человека). Хернид Бергарский хотя и приближен в саге к Тидреку, но его сподвижником в отличие от Хертнита Русского побывать не успел, а привязка к Италии скорее всего связана с позднейшим пребыванием там ругов (которым Теодорих отдал Тицин, то есть Павию, в которой командовал Эрно), да может ещё с тем, что там была местная Гарда.
Харатон, если считать его ругом, мог представляться (а то и действительно быть по материнской линии) преемником Амала Венетария (которого тоже отношу к ним). Поэма говорит о добывании им знатной невесты (то есть верховной власти) с помощью «духовного» отца и дяди, а также о появлении дракона, погубившего его. В былинах говорится о нашествии несметных полчищ, при этом Ермак (в большинстве вариантов, кроме двух) и сын Данилы Игнатьевича остаются живы (к слову, вспомним Доната, гибель которого разъярила Харатона, ср. Владимир тужит о гибели Данилы, крестного брата Добрыни (которого сопоставляю с Саром-Сигурдом) и казнит за неё Мишатку Путятича, которого сопоставляю с Дагом, братом Сигрун, смешиваемой с Брюнхильд, дочерью Будли). Нашествие нередко возглавляет Скурлат-царь, ср. скиры-скюры, занимавшие важное место в войске Ульдина, которого сопоставляю с Вильтином, покорившим Хертнида.
Хертнид младший / Хертнит Русский мог быть соратником Дитриха-Теодориха ещё на Балканах (вместе с Дитрихом Греческим / Русским) и в завоевании Италии. Но если принять, что Охерих / Осантрикс (воевавший с Аттилой) смешивался с позднейшим Тразарихом / Эдгейром (воевавшим с Теодорихом, когда прославился Витигес / Видга), то Хертнид либо уже воевал против готов, либо сам мог смешаться например с Гундеритом (в эпизоде пленения Видги). И как бы то ни было, он сам напал на Исунга (якобы конунга, на самом деле смешанного с Исунгом-скоморохом), которого сопоставляю с Мундом, скорее всего когда тот уже стал союзником византийцев (заодно с эрулами, ср. Теттлейв Датский) против готов и погиб вместе с сыном, как Исунг в саге, руги же были вместе с готами. Хотя тут предполагаю смешение Эдгейра с Ангантюром и/или Даном и соответственно Хертнида младшего со старшим.

Кстати, если Вальдимар / Олимар, то есть Валамир не погиб в войне с Аттилой, а подчинился ему, то над какими руциманнами был поставлен Ирон? Сравни поход росмосоков с гуннами в 441 году по Моисею Каганкатваци соответствует походу хонов во главе с Хераном по Егише, хотя обычно его сопоставляют с Эрнахом-Хернаком, сыном Аттилы. А если Руна соответствует Ирону, то подходит и его Восточное царство.

Reply

ortnit November 14 2020, 20:26:11 UTC
Олимар/Вальдимар может быть вовсе не связанным с Амалом Валамиром, хотя два Валамира могли сближаться в поздней эпосе, как сам Тидрек со своим отцом. Я думаю, что в саге отразился факт разгрома гуннами Ругийского королевства. В балтийско-датской же версии запомнился только факт гунно-ругийского союза,который просто был привязан к имени наиболее известного вождя - Олимара.
Ирон - Херан? Возможно... Но, тут ещё с росмосоками бы разобраться...

Reply

aloslum November 16 2020, 11:28:32 UTC
В верхненемецкой традиции (по «Бегству Дитриха») сохранилась память о трёх сыновьях Амелунга - Эрменрихе, Дитмаре (отце Дитриха) и Дитхере (отце Харлунгов), в нижненемецкой традиции (по Тидрек-саге) сохранилась память о трёх сыновьях Самсона - Эрминреке, Теттмаре (отце Тидрека) и Аки Верного Эрлунгам (или Эмлунгам), а также о трёх сыновьях Хертнида - Осантриксе, Вальдимаре и Илиасе (при этом отмечу, что в былинах Илья предстаёт племянником или крестником Самсона, это по сути вариант былины об Илье и его (или Владимира) племяннике или крестнике Ермаке).
В реконструируемой скандинавской традиции (по прологу Иоакимовской летописи) сохранилась память о трёх сыновьях Вандала, сына Славена - Изборе, Владимире и Столпосвяте, соответствующих с одной стороны трём сыновьям Вандалария, сына Венетария - Валамиру, Теодемиру (отцу Теодориха) и Видимиру, а с другой стороны Осантриксу (нем. Озерих), Вальдимару и Илиасу. При этом Осантрикс говорил Аттиле, что «его род не столь знатен, как руциманны, наши родичи», подобно тому как Иордан писал насчёт «братьев Валамира, Теодемира и Видемера, более благородных по происхождению, чем сам король, которому они служили» (то есть Аттила).
В имеющейся скандинавской традиции (по Саксону Грамматику) сохранилась память об Олимаре русском, сначала союзничившим, а потом воевавшим с братьями Хунами, подобно Валамиру. Наконец, при наличии взрослых наследников Амалы не правили готами до 440-х годов, и ещё Венетарий воевал против значительной «части» готов (если не против собственно готов), в 450-х годах Сидоний указал на первом месте в войске Аттилы ругов, при этом умолчав о готах (это ещё и по поводу «разгрома»), а позже Теодорих мстил за ругов как за «родичей» (по Эннодию) и «своих» (по Иоанну Антиохийскому).
В общем, вижу все основания для сближения Амалов с Валамиром и ругов, а вот оснований для выделения двух Валамиров не вижу.

Reply

ortnit November 30 2020, 18:02:59 UTC
Трое братьев - очень распространенный сюжет, а то, что сохранялась память о Теттмаре и его трех братьях скорее позволяет предполагать, что русский Олимар/Вальдимар не обязательно имеет отношение к Амалам. Просто он оказался вытеснен образом родственников.
Насчет Винитария, остается еще гипотеза о том, что предание о "гунне Баламбере", воевавшим с Винитарием, на самом деле отражает борьбу Валамира Амала с другими готскими вождями за объединение остроготов.
При отсутствии сведений о королях ругов 1 - сер. 5 в. в принципе (кроме собственно эпических преданий) как-то негилистически получается в отношении королей ругов. Руги есть. Короли у них есть. А когда эпос называет нам этих королей, мы их не признаем, а объявляем готскими Амалами.

Reply

aloslum December 2 2020, 13:32:38 UTC
Распространённость какого-то мотива (тройственность, сверхъестественное происхождение, неуязвимость и т. д.), а тем более формального признака (иногда банан тройка это просто банан тройка), не повод для завершения анализа («это распространённый мотив и всё»), но как раз повод для дальнейшего анализа: почему здесь использован именно данный мотив (или признак)? В эпосе сказочно-мифологические мотивы используются в приложении к эпическому событию (в основе историческому), например Хаген / Еруслан спасает трёх царевен (что связываю с приобретением верховной власти). Три брата в сказке скорее всего связаны с тем же - приобретением власти над всеми сферами жизни: «младшей» (общественной?), «средней» (природной?), «старшей» (духовной?).
А в данных случаях, с чем связаны два брата Дитмара / Теттмара (в готской («младшей» амальской?) традиции) или Вальдимара / Владимира (предположительно в ругской («старшей» амальской?) традиции), которые представляют самостоятельных правителей? Мифологического смысла за этим не просматривается, действуют ли они отдельно даже в общей войне с Аттилой (Осантрикс, Вальдимар и ярл Греции), или как будто вместе в войне с Эльсунгом (Эрминрек и Теттмар, при этом Эльсунга сопоставляю с Видимиром (братом Валамира и Теодемира), умершим в Италии при Одоакре (Эрминреке), который вероятно был в изначальном предании без Теодемира-Дитмара, а может даже тот поспособствовал уходу Видимира после смерти Валамира).

Скорее это связано просто с памятью о трёх братьях-правителях в традициях, восходящих к линиям однго из них (Вальдимара / Владимира в ругской, Дитмара / Теттмара с Дитрихом / Тидреком в готской). Причём в реконструируемой ругской традиции обнаруживаются элементы связанные именно с готскими Амалами:
- Славен и Вандал предки Избора, Владимира и Столпосвята (ср. Венет-арий и Вандал-арий предки Валамира с братьями);
- слова Осантрикса о меньшей знатности Аттилы по сравнению с руциманами, его родом (ср. слова Иордана о большей знатности братьев Валамира по сравнении с Аттилой);
- политическая биография Олимара, сначала союзничившего с гуннами, потом воевавшего с ними (подобно Валамиру) и передача его завоеваний некоему Димару (ср. Дитмар-Тиудемир);
- наконец Илья в былинах о нашествии порой предстаёт племянником или крестником Самсона, ср. Илиас, сводный брат Вальдимара, вкупе с Теттмаром, сыном Самсона, в разных, но близких традициях (по моему предположению, «старшей» амальской и «младшей» амальской).
Плюс приурочивание к Вавилону (краковскому Вавелю? причём не обязательно малопольскому (в смысле конкретной географии), но связанному с Краком / Кроком) как русских королей в немецком и французском эпосе (от Белиана, сына Гриппиана, до Фьерабраса, сына Балана), так и некоего Эмлунга, племянника Эльсунга Младшего, отличного от Эмлунгов Тидрека Бернского.

Исторические сведения о ругах с конца 4 века (Космография Псевдо-Этика, в некоторой степени эпитафия Мартину Турскому (ум. 397, но сама эпитафия написана в 6 веке), и может быть (сомнительно) рогастадзанс Иордана, да и те в качестве подданных Херманариха, как и росомоны) отсутствуют до середины 5 века (рубы Приска, ушедшие за Дунай, руги Сидония на первом месте в войске Аттилы, при умолчании о готах, ср. амальские готы на первом месте в войске Аттилы по Иордану). Об их политической истории в это время можно только гадать. По моим построениям их королями и были Амалы - от Венетария (Вольги / Хельги-Хамаля, связанного с Рогхаймом и окрестностями Рюгена), воевавшего со многими готами, до Валамира, получившего власть над готами после долгого бескоролевья у них.
К тому же, по моим построениям выявляется период бескоролевья у самих ругов, соответствующий времени некоронованного Вандалария - ср. князь Иван Русский Богатырь, друг Еруслана, ставшего царём после Картауса (Ругас-Ругила после Харатона); граф Гарадеи, договорившийся с Хагеном. С этим же соотношу и неудачную женитьбу Ивана Годиновича, а также Потыка (которого сопоставляю с Велентом, зятем Хертвиха-Хертнихта), в былинах о которых (как и в сказке о Еруслане) упоминается Вахрамей (ср. Бахрам V, при котором гунны с Басихом (и росмосоки) ходили в Персию).

Reply

ortnit December 6 2020, 09:11:13 UTC
Твои рассуждения как всегда безупречны, но рассмотрим два ключевых элемента.
1. Мотив особой знатности. Еще у Тацита руги и готоны отмечены в числе народов Германии, отличающихся развитым институтом царской власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и руги (что отразилось по нашему с тобой мнению в пересказах ругского эпоса), и готы (Иордан), сравнивая своих королей с гуннскими выскочками, пользуются схожими формулами. При этом, у нас есть два подробных перечня готских королей. Понятно, что они где-то привязана за уши и это вовсе не обязательно реальная генеалогия, но с ней надо считаться. Если предположить, что три Амала на самом деле не являются потомками Винитария, то нужно объяснять, почему их привязали именно к нему и его ветви (это слабое место симпатичной мне версии Хизера о том, что Винитария убил как раз Валамир). Если же они реально потомки Винитария, то тебе надо объяснять откуда тут руги.
2. При всех косвенных связях между Амалами и ругами, которые ты отмечаешь, нет ни одного источника, который бы твердо позволил говорить о ругском происхождении готского правящего рода. Его нет в позднеантичных нарративах (как, например, в случае с тем же Одоакром). Его нет в средневековом эпосе во всех его многочисленных версиях.
Возвращаясь к мотиву трех братьев, то можно вспомнить Рюрика, Синеуса и Трувора, Ярополка, Олега и Владимира, трех сыновей Владимира, которым тот якобы оставил Русь в немецкой и скандинавской традиции, Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. Можно вспомнить, что после смерти Александра I Македонского его держава была поделена между Пердиккой, Филиппом и Алкетой, а царство их было создано тремя братьями. Можно припомнить, что Одрисское царство после смерти Котиса I было поделено на три части. Можно вспомнить, что скифы во время персидского вторжения делились на три орды. И прочее, и прочее. И, держа все это в уме, можно уже взглянуть на трех сыновей Хертнида и Теттмара с его братьями. И мы видим, что они так то не смешиваются от слова совсем. И даже действуют в одно время. Остается только одно совпадение имени, которое вполне может быть достаточно распространенным (вспомним того же Баламбера и Валамира, что мешает добавить к ним Алимара, ставшего по созвучию Вальдимаром?).
Сам мотив трех братьев в реальных исторических условиях порождается очень часто представлениями об особом праве трех старших, скорее всего. Хотя это особое право может быть связано с легендами о трех братьях-основателях рода и царства. Во всяком случае, три сына Александра I были не единственными, также как Ярославичи. Думаю, что у Святослава Храброго тоже было больше детей, чем отражено в летописях.
Про Еруслана и прочее я комментировать снова воздержусь, так как не компетентен. Но, к примеру Павел Григорьев эту тему тоже копает и приходит к другим выводам (сам или вычитал где-то, не знаю, но вы с ним вроде это обсуждали). "Еруслан" в этом случае выходит книжным произведением, основанном на ногайских перепевах "Рустемиады". Михайло Потык в какой-то части, как минимум, восходит скорее всего к болгарскому сказанию. А если имя и сюжет со змеем - это из болгарии, то и совпадение с закавказским походом гуннов может оказаться чисто гуннским наследием.

Reply

aloslum December 6 2020, 14:29:42 UTC
Особая родовитость ругов (точнее блюдение за ней), отмеченная Прокопием, который едва ли не единственный (за исключением Евгиппия) приводил какие-то подробности о них, по-моему укладывается в сопоставление их с благородными Амалами, которые с одной стороны (по Иордану) при взрослых наследниках (Вандаларии и молодом, но уже зрелом Валамире) долгое время не правили готами (а до этого их предок Венетарий воевал со многими готами (готами в узком смысле?), а после их потомок Теодорих мстил за ругов как за «родичей» и «своих»), с другой стороны их эпические ипостаси по моим построениям связаны с ругами / русскими - Хельги-Хамаль связан с Рогхаймом и окрестностями Рюгена; Вольфдитрих и его предки связаны с Грецией, подобно Илиасу (хотя отдельно при том упомянут Гриппиан, король диких русов и отец Белиана, но его сопоставляю с былинным Грубиянищем, иногда выступающим соперником Соловья Будимировича, то есть отдельно от князя киевского / Владимира); собственно Вальдимар и/или Олимар Русский.
Также ещё раз отмечу, что лишь тот же Прокопий отмечал, что Эрарих был из ругов, остальные называли его просто королём готов (Марцеллин Комит, Иордан в Романе и вторящий ему Павел Диакон), то же могло быть и с Валамиром (получившим власть над готами после долгого бескоролевья у них). К тому же ещё Приск, выделявший среди подданных Аттилы гуннов, готов и скифов, назвал Валамира именно скифом. А Сидоний Аполлинарий указал ругов на первом месте в войске Аттилы, не упоминая при этом готов, тогда как Иордан на то же место ставил амальских готов (и говорил об их большей знатности в сравнении с Аттилой, подобно Осантриксу, говорившему то же о русских).

Раньше этих русских королей с как будто готскими предками (Венетарий / Славен - Вандаларий / Вандал - Валамир / Владимир-Вальдимар / Олимар и Димар-Дитмар - Дитрих / Теодорих, считавший ругов «родичами» и «своими») выводил из реконструируемой «Черняховской конфедерации» 3-4 веков с «братьями» (побратимами?) Ансилой / Анциусом, Эди(л)ульфом / Адельгером, Вультульфом / Вёльсунгом и Херманарихом (а также Гриппианом-Грубиянищем и др.). Сейчас же ругов / готов вывожу ещё из «Вельбарского королевства» 1-2 веков (а также «Скандзского»).
Почти все эти династии можно отнести и к готам (Венетарий с потомками; Витимир с Витериком-Саром), и к русским (Вальдимар / Олимар; Сигурд как «конунг Гардарики»; те же росомоны; Белиан сын Гриппиана), и даже к гуннам (происхождение Вольфдитриха; Сигмунд с Сигурдом; Баламбер с «готским» именем). У меня ещё зреет идея о «божественных / готских» и «зверячьих / гуннских» династиях (последние могли смешиваться с этническими гуннами, по моему предположению выступавшими особыми союзниками королей, наподобие торков и печенегов у русских князей), возможно не столько по происхождению, сколько по ритуализированному утверждению их власти.

Примеры триумвиратов могут подтверждать предположение о том, что в эпосе сохранялась память о таковом при Валамире или Теодемире (в «старшей» / ругской и «младшей» / готской амальских традициях), но при устойчивой формуле о триумвирате в той или иной традиции могло сохраняться лишь имя собственного правителя, и уже позже забытые имена остальных, замещались другими важными правителями, связанными в сохранившихся преданиях с ними (кстати, если в немецкой традиции Эрменрих считался дядей Харлунгов по отцу, то у Саксона Грамматика - по матери). Между прочим, в Книгах героев сыном Вольфдитриха называется один Дитмар, хотя в «Бегстве Дитриха» его правнуками и сыновьями Амелунга назывались трое: Эрменрих, Дитмар и Дитхер, отец Харлунгов, а в Тидрек-саге сыновьями Самсона назывались Эрменрик, Теттмар и Аки Верный Эрлунгам.
С Рустемиадой сказка о Еруслане несомненно сближалась - в сюжетах о Даниле Белом (по моему мнению превратившегося из опального в злостного врага) и о схватке с сыном (относящейся к тем же распространённым мотивам). Это не противоречит моим сопоставлениям с определёнными историческими событиями (по комплексу параллелей). То же можно сказать и насчёт Михайла Потыка, но самому не приходило в голову связать болгарское житие Михаила из Потуки с гунно-булгарской традицией, благодарю за подсказку!

Reply

ortnit December 8 2020, 15:02:06 UTC
Это все приобретает какой-то смысл, если мы предположим, что Амалы были в принципе ругами и во главе готов встали только в лице трех своих представителей, а к Винитарию и Вандаларию никакого отношения не имеют. Для этого даже есть основания, поскольку определенные натяжки в родословной явно имеются. Но, повторю, при всех многочисленных косвенных доводов в твою пользу, прямых указаний у нас нет. Если Амалы - руги, то почему созданный ими на руинах черняховской цивилизации племенной союз называется "готским"? Имя ругов не менее славное. Присутствие ругов в племенном союзе готов вполне вероятно. Как вполне вероятно, что готы состояли в рабстве на "большом острове типа Британии" именно у "островных ругов", победа над которыми стала первым историческим деянием иордановых готов. А может быть "родство" Амалов с ругами было не кровным, а что-то вроде родства татаро-монголов с половцами в устах Субедея накануне битвы с аланами? Трактовать все эти мелкие детальки можно самыми разными способами.

Reply

aloslum December 8 2020, 20:13:47 UTC
Не вижу проблемы с Венетарием и Вандаларием с одной стороны (вероятно представленными в качестве предков Избора (Озерих-Осантрикс), правящего Владимира (Вальдимар) и Столпосвята (*Уолипос-Илиас) в протографе Иоакимовской летописи) и Валамиром с братьями с другой. Почему, если последних отнести к ругам, то это будто должно оторвать их от первых, которых отдельно тоже связываю с ругами (Рогхайм и окрестности Рюгена у Хельги, война с другими готами у Венетария) и русскими героями (Вольга и Иван Годинович, князь Иван Русский Богатырь, Самсон, граф Гарадеи).
Во-первых, Иордан судя по всему писал готскую историю с точки зрения «Херманариховых» готов, к каковым притянул Амалов (тогда как историк последних Кассиодор судя по всему едва ли прославлял Херманариха). Во-вторых, речь о верховной власти в союзе разных племён: ругов, гепидов, тервингов, гревтунгов, тайфалов и пр., на которую претендовали разные династии и которая редко передавалась по наследству, чаще нет: Острогота, Книва, Ведук-Сиги и Ариарх-Рери, Геберих, Вультульф-Вёльсунг, Херманарих, Витимир-Сигмунд, Венетарий, Аларих, Сар-Сигурд, Харатон, Ругила - представители разных династий, правивших с перерывами.
Само имя готы рассматриваю как нарицательное - возглавляемые «божественными» правителями (как потом «зверячьими»). При этом особо знатные племена вроде ругов (ср. правители Гардарики / Хольмгарда в Саге о Хейдреке) сохраняли обособленность, только они «красного рода», а не все прочие. Близость же готских властителей с ругами проявляется не только в словах Теодориха и Эннодия, но и в отношении к Эрариху, которого (как бы чужака) готы признали не из-за достоинств, а наоборот несмотря на своё неудовольствие. Эти детали складываются в конкретную картину, только «стереоскопическую», а не на «прямой» плоскости )

Reply


Leave a comment

Up