Прототипы "русских конунгов" в Гото-гуннском эпосе Центральной и Северной Европы. Ч. 1

Oct 31, 2020 22:55

Ранее мне неоднократно приходилось обращаться к проблеме происхождения «русских сюжетов» в европейском эпосе Центральной и Северной Европы. Большая часть этих «русских сюжетов» сосредоточена в масштабном прозаическом сочинении «Сага о Тидреке Бернском», созданном в Норвегии во второй половине 13 века на основе континентальной германской героической ( Read more... )

гунны, велеты, эпос, саги, Русь, русы, Италия, Аттила, былины, скандинавы, руги, Тидрек Бернский, Руян, Ругиланд, Одоакр

Leave a comment

aloslum November 6 2020, 18:27:51 UTC
В отличие от Ирона в Тидрек-саге имя Трано у Саксона упоминается единственный раз.
Запись латинского «Вальтария» (как и английских отрывков «Вальдере», где род Хильдегюд не упоминается) старше Тидрек-саги, но если бургунды Гунтер с Хагеном там стали франками, то можно предположить и превращение Хильдегунды в бургундку (нигде она не принимала первых за своих). Сближение бургундов с ругами прослеживается и в других случаях, хотя и более усложнённых: Гудрун, дочь Гьюки и жену Сигурда, сопоставляю с Настасьей Микуличной (вар. Викулична), женой Добрыни, а само необычное отчество Микулы Селяниновича, связанного ещё с Вольгой, полагаю калькой эпитета «бургундский»; та же Гудрун не только соотносилась с братьями-росомонами, но как жена Атли по-видимому смешивалась с другой его женой Эркой, дочерью Осантрикса (которой соответствует Кудруна, дочь Хетеля).
Наконец Видимир, сын Видимира, младшего брата Валамира, ушёл в Галлию, его сопоставляю с живущим за Рейном Эльсунгом, сыном Эльсунга и дядей Эмлунга. Не от них ли предания об Элегасте, Эрно и Озерихе-Эдгейре (но не Илье) дошли до франков?
А Вальдимара / Олимара, которому наследовал Димар (ср. Марфа Дмитриевна, племянница Владимира) ты снова не сопоставляешь с Валамиром, которому наследовал Тиудемир / Дитмар? К слову, в прологе к Страсбургской Книге героев помимо Хартунга (Хертнита Русского, упоминаемого в некоторых поэмах в числе сподвижников Дитриха) упоминается ещё Дитрих из Русланда.

Reply

ortnit November 6 2020, 18:41:39 UTC
Ирон-Транно. Так и Ирон единственный раз упоминается. "Руно" - совершенно другая форма, а просто имя "Ирон" вообще из другого сюжета, никак не связанного с Русью.
Хильдигун. Предположить можно, согласен. Я в расчет имя ее папы в "Вальтарии" не брал. Если это Эрарих, то в принципе "ругийство" ее можно принять как изначальное, но Илья там все же скорее всего поздний элемент.
Былинные параллели следует оставить пока в стороне. При том, что у былинных персонажей и сюжетов вполне может быть очень древняя "биография", я сейчас не думаю, что сами былины настолько древние.
А каки образом Гудрун с Эркой смешивается?
Эрно тесно связан с Северной Италией. Скорее это какой-то местный герой, унаследованный от ругов. Руги же, видимо, принесли с собой в Италию и образ Ортнита. Я склонен, как ты наверное заметил, отождествлять Ортнита, Хертнида Младшего и Хертнида Бергарского. А к франкам все эти сюжеты могли попасть массой способов - и от готов, и от лангобардов, и от баваров, и от алеманнов с тюрингами.
Какой Димар? Я пропустил этот факт.

Reply

ortnit November 6 2020, 18:49:56 UTC
А Хартунг тоже "русским" назван?

Reply

aloslum November 6 2020, 20:27:57 UTC
Имя Ирона в паре глав упоминается несколько раз, вряд ли во всех случаях исправили начальную букву.
Ряд былинных сюжетов с определённым комплексом имён (именно в сочетании друг с другом), соотношу с событиями той же эпической эпохи, к которой восходят многие сюжеты немецкой и скандинавской традиций (причём с участием русских героев). В частности о Вольге и Микуле Селяниновиче (Венетарий и Гивика бургундский), о Добрыне, Забаве Путятичне и Настасье Микуличне (Сигурд, Брюнхильд, дочь Будли, и Гудрун, дочь Гьюки), о Потыке и Вахрамее Вахрамеевиче (Басих и Бахрам, и ещё в сопоставление с немецким преданием о Виланте и Хертните), о Чуриле и Бермяте-Ерме (Курсих и Харатон), о Даниле Игнатьевиче (Дан и Ангантюр-Онгентеов, а также Озерих-Эдгейр), о его сыне или Ермаке (Хертнит-Ортнит младший). А также об Илье (сюжеты о котором усматриваю в 6 веке) и Алёше (Альциоке), хотя разумеется на эту основу накладывались и добавлялись позднейшие герои и деяния.

Сюжеты о Хагене, Хетеле (Хедене) с его великанами и Кудруне соответствуют сюжетам о Милиасе, Осантриксе с теми же великанами и Эрке. Имена Кудруны и её золовки Ортруны, явно взяты от Гудрун и её золовки Оддрун.
В Ортните, ставшем племянником Ильяса, и соответственно в Херниде Бергарском, ставшем современником Тидрека (но ещё отличаемого от сына или племянника Илиаса), усматриваю смешение старшего (изначально) и младшего Хертнидов (последний известен как Хертнит Русский, сподвижник Дитриха). Изначально же сказание по всей видимости было посвящено «первому из риксов» Харатону, «духовному» сыну Венетария (Волха-Вольги / Альбериха), то есть его преемнику из ругов. В свою очередь на наследство Харатона претендовал тот же род Венетария-Вольфдитриха (в лице его самого, будто бы женившегося на вдове Ортнита, или троицы братьев, будто бы сыновей Хертнида), но оно досталось Ругиле (полуругу), а потом Аттиле.
Главное, что сами сюжеты не только связаны с русскими героями, пусть и как будто вскользь (Эрно во французкой поэме и Ильяс в немецкой), но и весьма схожи с русскими былинами (о Даниле Игнатьевиче и его сыне, о Василии Игнатьевиче, об Илье и Ермаке, о Волхе).

Олимар по Саксону победил при Фрото короля Ямти и Хельсингии, а также завоевал Хестию, Оландию, Куретию и острова рядом со Светией. Чуть позже Фрото назначает Олимара править Хольмгардией, а «Некоему Димару он дал в подчинение области, заселённые хельсингами, ярнберами и ямти, а также обе Лаппии». То есть Димар получил часть земель, завоёванных Олимаром: Ямти и Хельсингию (ср. Пелсойс, у Иордана?).

«Король Хартунг из Русенланда. Прекрасный Дитрих из Русенланда».
Возможно титул король восходит ещё к старшему Хертниду (хотя и младший был королём, только Вилькиналанда). В некоторых редакциях «Розового сада» Хертнит Русский (Хартнит, в «Бегстве Дитриха» Хортнит) назван Хартунгом и Хертингом.

Reply

ortnit November 7 2020, 06:39:18 UTC
Мне казалось, что русский Ирон один раз только упоминается. И ошибка могла иметь место уже принаписании Саги.
Хаген, Хетель и Кудруна, конечно, напоминают русских героев, но разве что, внешне. Идея совершенно иная - общая гибель. Ты Милиаса с Аттилой не путаешь?
Не особо Хертнид Бергарский отличается от Хертнида Младшего. И тот, и другой по сути живут в Гунноланде, в империи Аттилы. О родственных связях Бергарского не упоминается. О Младшем сказано, что про него есть особая сага. Явно отсылка к "Ортниту". Бергарский - это тот же Ортнит. В немецкой версии песен о Дитрихе или Ортните точно была фраза о том, что королевство Ортнит после его смерти стало принадлежать Дитриху. Королевство Бергарского постигла таже участь. В "Ортните" его дядя - Илиас. Илиас - современник Аттилы и Тидрека. Одинокую версию "Вольфдитриха" тут можно не принимать в расчёт. В ранней версии ортнитова дракона убивал именно Дитрихе, судя по всему. И к Италии он оказался привязан, скорее всего, уже позднее.

Reply

ortnit November 7 2020, 06:50:32 UTC
С приемственностью от Винитария, да ещё и его связью с Альберихом ты увлёкся, мне кажется.
Теперь понятно о каком Димаре речь. Тут такая себе приемственность, конечно. Остроготские вожди Амалы служили Аттиле, а после его смерти получили одну из областей его империи. Это вполне могло отразится в сюжете. Вообще, Фротон тут явно заменяет самого Аттилу. На это указывают границы его империи от Рейна до Волги и от "островов севера" до Дуная, а также свита из 30 королей.
Значит, Дитрих Русский все таки был в одной из двух "русских" поэм.

Reply

aloslum November 7 2020, 22:12:22 UTC
В саге Ирон собирает совет, решающий сдаться Аттиле, идёт и говорит с Аттилой, назначается Аттилой наместником в Руциланде, хотя это всё в пределах пары маленьких глав.
Сопоставление Хагена, Хетеля и Кудруны с Милиасом, Осантриксом и Эркой подробно обсуждал с Пашей Григорьевым здесь https://stridmann.livejournal.com/113759.html
Идея обоюдного истребления, выросшая до мифологического масштаба (с вечным оживлением павших), присуща только скандинавской традиции, в той же «Кудруне» Хаген и Хетель помирились после битвы (а по Саксону было будто бы две битвы, в первой Хёгин пощадил Хидина, но спустя семь лет они убили друг друга, а Хильда их оживляла каждую ночь).
Хагена (помирившегося с графом Гарадеи) и Милиаса (помирившегося с Осантриксом, старшим, но не царствовавшим в Руциланде) сопоставляю с Ругилой (власть которого по моим построениям признали руги после Харатона-Хертнида).
Хетеля / Хедина (отцом которого был Хьярранди, ср. Хертнид), вассалом которого был Вате, участвовавший в похищении дочери Хагена, и Осантрикса / Озериха, вассалом которого был Вади, дядя великанов, участвовавших в похищении дочери Милиаса, сопоставляю с Гесимундом, регентом при малолетних Амалах, отказавшегося самому принять королевскую власть.
Кудрун, дочь Хетеля, в свою очередь похищенную Хартмутом (ср. Атли в балладах именовался Арталой), у которого была сестра Ортруна, сопоставляю собственно с Эркой / Хельхой, похищенной Аттилой (Атли, у которого была сестра Оддрун).
Людвига, отца Хартмута, можно сопоставить с Хлёдом (ср. Мундзук, отец Аттилы, умер раньше своего старшего брата Ругилы, возможно погиб в битве). Саму битву Ангантюра (ср. Ангул с Даном) с Хлёдом сопоставляю с войной Осантрикса (смешиваемого с Эдгейром / Ogier le Danois) с Милиасом, то есть борьбой ругов за власть при Ругиле.
Предшествующее правление Хейдрека (который к слову, упоминается в «Плаче Оддрун»), который воспитывал сына конунга Гардарики и стал правителем Рейдготланда, то ли дублирует регентство Осантрикса / Хедина, то ли предваряет его (Хедин / Хетель = Хейд(рек)ович?), относясь ещё ко временам Вандалария или Харатона.

Хертнид младший не жил в Хуноланде (разве что в плену у Милиаса) и тоже сражался с Аттилой и Тидреком (гл. 137), прядь о нём (и вероятно большая сага) не сопоставляется с рассказом о Херниде Бергарском, то есть Ортните. В немецких поэмах Ортнит Гардский и Хертнит-Хортнит Русский явно не сопоставляются друг с другом. Возможно о том же короле Хартунге Русском существовала отдельная поэма, как и о Дитрихе Русском, но в той же Книге героев кайзер Оттнид из Гарды, сын сестры русского короля Элегаста (!), упоминается отдельно от них, при этом говорится, что змея убил именно Вольфдитрих, а в конце поэмы «Ортнит» сказано что-то вроде: «видите, что было древнее Дитриха Бернского» (Seht, daz was von Berne Dietriches alter an).
Можно даже допустить, что первоначально дядя Ортнита (причём по матери) именовался именно Элегастом (тёзка которого во французской поэме соответствует Вольге и Альбериху, проникшим во вражескую крепость), потом уже смешанный по созвучию с Ильясом, известным из русских песен, и заменённый им заодно с *Улибосом в сказании о братьях Вальдимара. А уже потом это повлияло на олонецкую (ближайшую к Новгороду, торговавшему с немцами) традицию о Ермаке и Илье (изначально другом родиче Владимира - некоем «Игнатьевиче» / Онгентеов-Ангантюр / Огиер-Озерих).
Альберих типичное имя для дварфа (к слову, в поэме «Виргиналь» упоминается дварф Элегаст), оно могло заместить того же Элегаста, в свою очередь перенесённого на земного родича Ортнита (того самого Игнатьевича / Огиера).

Олимар помимо Ямти и Хельсингии воевал в Светии, Димар помимо ямти и хельсингов, получает власть над ярнберами (в той же Светии). Соотношу это с войнами Валамира и Тиудемира со свевами, у того же Пелсода-Пелсойса (ср. Хельсингия?) и Данубия.
Кстати, в поэмах ещё упоминается Дитрих Греческий, причём как раз с Хертнитом Русским (в «Розовом саду» это сподвижники Дитриха Бернского, в «Бегстве Дитриха» люди Этцеля, помогающие Дитриху Бернскому, и ещё в «Равенской битве» он упомянут отдельно).

Reply

ortnit November 8 2020, 15:59:30 UTC
Согласен, сюжет сказаний о Хетеле и Озантриксе общий. Хотя, персонажей мб и не стоит отождествлять. Общий сюжет ещё не значит, что у героев все общее.
Сходство имён также мб обманчивым. Былинные имена изменчивы как песок. Григорьев поделился со мной своими наблюдениями над судьбой некоторых героев были. Тот же Данила оказывается не совсем Данилой, хотя я малость запутался во всех этих перечислениях.
В конце Саги видно, что Гунноландом оказываются все страны, побежденные гуннами и готами. Как я показал выше, Бергарский - это Ортнит, а Ортнит - это явно Хертнид Младший. То, что они там прямо не отождествляются, ещё ни о чем не говорит. Между смертью Остации и смертью Бергарского вполне мог быть рассказ о том, как племянник русских королей оказался в какой-то Бергаре. Это могла быть та самая большая сага, которую упоминал автор "Тидрека".

Reply

aloslum November 9 2020, 13:44:55 UTC
Там не просто общий сюжет, а связка сюжетов о похищении дочери Хагена / Милиаса, а потом - дочери Хетеля-Хедина / Осантрикса, сына Хиарранди / Хертнида, которому помогают певец Хорант (ср. певец Хиарн у Саксона) / Хертнид младший, а также Вате и/или великаны Вади. Хотя поправлюсь: договор Хагена с графом Гарадеи соответствует не договору Милиаса с Осантриксом (этому соответствует последующий договор Хагена с Хетелем), то есть договор Ругилы с Гесимундом, регентом при малолетних Амалах, а предшествующий договор Ругилы с некоронованным Вандаларием, с чем сопоставляю ещё союз Еруслана Лазаревича, преемника царя Картауса, с князем Иваном Русским богатырём, а также былину об Иване Годиновиче (Горденовиче), расправившимся с изменщицей-невестой (олицетворяющей власть, наподобие Апраксии), но не сочетавшийся с ней.
Ранее сопоставлял Эмлунга, одолжившего коня у Видги в залог городов Виндланда, дарованных его отцом Хорнбоги, и вернувшего собственного коня, взятого Сигурдом, оказавшимся его родичем, с тем же Вандаларием, сыном Венетария («Рог Боги», то есть Бооза-Боуге?), в «Розовом саду» упоминается, что у Витеге, отобрал коня Амелольт, это одна из форм имени Амелунга, владетеля Гарды, женатого на сестре Хильдебранда (из рода Вюльфингов, которых сопоставляю с Вёльсунгами). Такие вот параллели, обнаруживающиеся именно в комплексе изменчивых вариантов.

Хернид Бергарский (Бургарский, то есть гуннский?) соответствует Ортниту, но в чём его соответствие Хертниду младшему, кроме того, что первый представлен племянником Ильяса, но при этом по матери (и вероятно тот заменил Элегаста-Вольгу, разделившегося на «духовного» и земного родича, дварфа и человека). Хернид Бергарский хотя и приближен в саге к Тидреку, но его сподвижником в отличие от Хертнита Русского побывать не успел, а привязка к Италии скорее всего связана с позднейшим пребыванием там ругов (которым Теодорих отдал Тицин, то есть Павию, в которой командовал Эрно), да может ещё с тем, что там была местная Гарда.
Харатон, если считать его ругом, мог представляться (а то и действительно быть по материнской линии) преемником Амала Венетария (которого тоже отношу к ним). Поэма говорит о добывании им знатной невесты (то есть верховной власти) с помощью «духовного» отца и дяди, а также о появлении дракона, погубившего его. В былинах говорится о нашествии несметных полчищ, при этом Ермак (в большинстве вариантов, кроме двух) и сын Данилы Игнатьевича остаются живы (к слову, вспомним Доната, гибель которого разъярила Харатона, ср. Владимир тужит о гибели Данилы, крестного брата Добрыни (которого сопоставляю с Саром-Сигурдом) и казнит за неё Мишатку Путятича, которого сопоставляю с Дагом, братом Сигрун, смешиваемой с Брюнхильд, дочерью Будли). Нашествие нередко возглавляет Скурлат-царь, ср. скиры-скюры, занимавшие важное место в войске Ульдина, которого сопоставляю с Вильтином, покорившим Хертнида.
Хертнид младший / Хертнит Русский мог быть соратником Дитриха-Теодориха ещё на Балканах (вместе с Дитрихом Греческим / Русским) и в завоевании Италии. Но если принять, что Охерих / Осантрикс (воевавший с Аттилой) смешивался с позднейшим Тразарихом / Эдгейром (воевавшим с Теодорихом, когда прославился Витигес / Видга), то Хертнид либо уже воевал против готов, либо сам мог смешаться например с Гундеритом (в эпизоде пленения Видги). И как бы то ни было, он сам напал на Исунга (якобы конунга, на самом деле смешанного с Исунгом-скоморохом), которого сопоставляю с Мундом, скорее всего когда тот уже стал союзником византийцев (заодно с эрулами, ср. Теттлейв Датский) против готов и погиб вместе с сыном, как Исунг в саге, руги же были вместе с готами. Хотя тут предполагаю смешение Эдгейра с Ангантюром и/или Даном и соответственно Хертнида младшего со старшим.

Кстати, если Вальдимар / Олимар, то есть Валамир не погиб в войне с Аттилой, а подчинился ему, то над какими руциманнами был поставлен Ирон? Сравни поход росмосоков с гуннами в 441 году по Моисею Каганкатваци соответствует походу хонов во главе с Хераном по Егише, хотя обычно его сопоставляют с Эрнахом-Хернаком, сыном Аттилы. А если Руна соответствует Ирону, то подходит и его Восточное царство.

Reply

ortnit November 14 2020, 20:26:11 UTC
Олимар/Вальдимар может быть вовсе не связанным с Амалом Валамиром, хотя два Валамира могли сближаться в поздней эпосе, как сам Тидрек со своим отцом. Я думаю, что в саге отразился факт разгрома гуннами Ругийского королевства. В балтийско-датской же версии запомнился только факт гунно-ругийского союза,который просто был привязан к имени наиболее известного вождя - Олимара.
Ирон - Херан? Возможно... Но, тут ещё с росмосоками бы разобраться...

Reply

aloslum November 16 2020, 11:28:32 UTC
В верхненемецкой традиции (по «Бегству Дитриха») сохранилась память о трёх сыновьях Амелунга - Эрменрихе, Дитмаре (отце Дитриха) и Дитхере (отце Харлунгов), в нижненемецкой традиции (по Тидрек-саге) сохранилась память о трёх сыновьях Самсона - Эрминреке, Теттмаре (отце Тидрека) и Аки Верного Эрлунгам (или Эмлунгам), а также о трёх сыновьях Хертнида - Осантриксе, Вальдимаре и Илиасе (при этом отмечу, что в былинах Илья предстаёт племянником или крестником Самсона, это по сути вариант былины об Илье и его (или Владимира) племяннике или крестнике Ермаке).
В реконструируемой скандинавской традиции (по прологу Иоакимовской летописи) сохранилась память о трёх сыновьях Вандала, сына Славена - Изборе, Владимире и Столпосвяте, соответствующих с одной стороны трём сыновьям Вандалария, сына Венетария - Валамиру, Теодемиру (отцу Теодориха) и Видимиру, а с другой стороны Осантриксу (нем. Озерих), Вальдимару и Илиасу. При этом Осантрикс говорил Аттиле, что «его род не столь знатен, как руциманны, наши родичи», подобно тому как Иордан писал насчёт «братьев Валамира, Теодемира и Видемера, более благородных по происхождению, чем сам король, которому они служили» (то есть Аттила).
В имеющейся скандинавской традиции (по Саксону Грамматику) сохранилась память об Олимаре русском, сначала союзничившим, а потом воевавшим с братьями Хунами, подобно Валамиру. Наконец, при наличии взрослых наследников Амалы не правили готами до 440-х годов, и ещё Венетарий воевал против значительной «части» готов (если не против собственно готов), в 450-х годах Сидоний указал на первом месте в войске Аттилы ругов, при этом умолчав о готах (это ещё и по поводу «разгрома»), а позже Теодорих мстил за ругов как за «родичей» (по Эннодию) и «своих» (по Иоанну Антиохийскому).
В общем, вижу все основания для сближения Амалов с Валамиром и ругов, а вот оснований для выделения двух Валамиров не вижу.

Reply

ortnit November 30 2020, 18:02:59 UTC
Трое братьев - очень распространенный сюжет, а то, что сохранялась память о Теттмаре и его трех братьях скорее позволяет предполагать, что русский Олимар/Вальдимар не обязательно имеет отношение к Амалам. Просто он оказался вытеснен образом родственников.
Насчет Винитария, остается еще гипотеза о том, что предание о "гунне Баламбере", воевавшим с Винитарием, на самом деле отражает борьбу Валамира Амала с другими готскими вождями за объединение остроготов.
При отсутствии сведений о королях ругов 1 - сер. 5 в. в принципе (кроме собственно эпических преданий) как-то негилистически получается в отношении королей ругов. Руги есть. Короли у них есть. А когда эпос называет нам этих королей, мы их не признаем, а объявляем готскими Амалами.

Reply

aloslum December 2 2020, 13:32:38 UTC
Распространённость какого-то мотива (тройственность, сверхъестественное происхождение, неуязвимость и т. д.), а тем более формального признака (иногда банан тройка это просто банан тройка), не повод для завершения анализа («это распространённый мотив и всё»), но как раз повод для дальнейшего анализа: почему здесь использован именно данный мотив (или признак)? В эпосе сказочно-мифологические мотивы используются в приложении к эпическому событию (в основе историческому), например Хаген / Еруслан спасает трёх царевен (что связываю с приобретением верховной власти). Три брата в сказке скорее всего связаны с тем же - приобретением власти над всеми сферами жизни: «младшей» (общественной?), «средней» (природной?), «старшей» (духовной?).
А в данных случаях, с чем связаны два брата Дитмара / Теттмара (в готской («младшей» амальской?) традиции) или Вальдимара / Владимира (предположительно в ругской («старшей» амальской?) традиции), которые представляют самостоятельных правителей? Мифологического смысла за этим не просматривается, действуют ли они отдельно даже в общей войне с Аттилой (Осантрикс, Вальдимар и ярл Греции), или как будто вместе в войне с Эльсунгом (Эрминрек и Теттмар, при этом Эльсунга сопоставляю с Видимиром (братом Валамира и Теодемира), умершим в Италии при Одоакре (Эрминреке), который вероятно был в изначальном предании без Теодемира-Дитмара, а может даже тот поспособствовал уходу Видимира после смерти Валамира).

Скорее это связано просто с памятью о трёх братьях-правителях в традициях, восходящих к линиям однго из них (Вальдимара / Владимира в ругской, Дитмара / Теттмара с Дитрихом / Тидреком в готской). Причём в реконструируемой ругской традиции обнаруживаются элементы связанные именно с готскими Амалами:
- Славен и Вандал предки Избора, Владимира и Столпосвята (ср. Венет-арий и Вандал-арий предки Валамира с братьями);
- слова Осантрикса о меньшей знатности Аттилы по сравнению с руциманами, его родом (ср. слова Иордана о большей знатности братьев Валамира по сравнении с Аттилой);
- политическая биография Олимара, сначала союзничившего с гуннами, потом воевавшего с ними (подобно Валамиру) и передача его завоеваний некоему Димару (ср. Дитмар-Тиудемир);
- наконец Илья в былинах о нашествии порой предстаёт племянником или крестником Самсона, ср. Илиас, сводный брат Вальдимара, вкупе с Теттмаром, сыном Самсона, в разных, но близких традициях (по моему предположению, «старшей» амальской и «младшей» амальской).
Плюс приурочивание к Вавилону (краковскому Вавелю? причём не обязательно малопольскому (в смысле конкретной географии), но связанному с Краком / Кроком) как русских королей в немецком и французском эпосе (от Белиана, сына Гриппиана, до Фьерабраса, сына Балана), так и некоего Эмлунга, племянника Эльсунга Младшего, отличного от Эмлунгов Тидрека Бернского.

Исторические сведения о ругах с конца 4 века (Космография Псевдо-Этика, в некоторой степени эпитафия Мартину Турскому (ум. 397, но сама эпитафия написана в 6 веке), и может быть (сомнительно) рогастадзанс Иордана, да и те в качестве подданных Херманариха, как и росомоны) отсутствуют до середины 5 века (рубы Приска, ушедшие за Дунай, руги Сидония на первом месте в войске Аттилы, при умолчании о готах, ср. амальские готы на первом месте в войске Аттилы по Иордану). Об их политической истории в это время можно только гадать. По моим построениям их королями и были Амалы - от Венетария (Вольги / Хельги-Хамаля, связанного с Рогхаймом и окрестностями Рюгена), воевавшего со многими готами, до Валамира, получившего власть над готами после долгого бескоролевья у них.
К тому же, по моим построениям выявляется период бескоролевья у самих ругов, соответствующий времени некоронованного Вандалария - ср. князь Иван Русский Богатырь, друг Еруслана, ставшего царём после Картауса (Ругас-Ругила после Харатона); граф Гарадеи, договорившийся с Хагеном. С этим же соотношу и неудачную женитьбу Ивана Годиновича, а также Потыка (которого сопоставляю с Велентом, зятем Хертвиха-Хертнихта), в былинах о которых (как и в сказке о Еруслане) упоминается Вахрамей (ср. Бахрам V, при котором гунны с Басихом (и росмосоки) ходили в Персию).

Reply

ortnit December 6 2020, 09:11:13 UTC
Твои рассуждения как всегда безупречны, но рассмотрим два ключевых элемента.
1. Мотив особой знатности. Еще у Тацита руги и готоны отмечены в числе народов Германии, отличающихся развитым институтом царской власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и руги (что отразилось по нашему с тобой мнению в пересказах ругского эпоса), и готы (Иордан), сравнивая своих королей с гуннскими выскочками, пользуются схожими формулами. При этом, у нас есть два подробных перечня готских королей. Понятно, что они где-то привязана за уши и это вовсе не обязательно реальная генеалогия, но с ней надо считаться. Если предположить, что три Амала на самом деле не являются потомками Винитария, то нужно объяснять, почему их привязали именно к нему и его ветви (это слабое место симпатичной мне версии Хизера о том, что Винитария убил как раз Валамир). Если же они реально потомки Винитария, то тебе надо объяснять откуда тут руги.
2. При всех косвенных связях между Амалами и ругами, которые ты отмечаешь, нет ни одного источника, который бы твердо позволил говорить о ругском происхождении готского правящего рода. Его нет в позднеантичных нарративах (как, например, в случае с тем же Одоакром). Его нет в средневековом эпосе во всех его многочисленных версиях.
Возвращаясь к мотиву трех братьев, то можно вспомнить Рюрика, Синеуса и Трувора, Ярополка, Олега и Владимира, трех сыновей Владимира, которым тот якобы оставил Русь в немецкой и скандинавской традиции, Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. Можно вспомнить, что после смерти Александра I Македонского его держава была поделена между Пердиккой, Филиппом и Алкетой, а царство их было создано тремя братьями. Можно припомнить, что Одрисское царство после смерти Котиса I было поделено на три части. Можно вспомнить, что скифы во время персидского вторжения делились на три орды. И прочее, и прочее. И, держа все это в уме, можно уже взглянуть на трех сыновей Хертнида и Теттмара с его братьями. И мы видим, что они так то не смешиваются от слова совсем. И даже действуют в одно время. Остается только одно совпадение имени, которое вполне может быть достаточно распространенным (вспомним того же Баламбера и Валамира, что мешает добавить к ним Алимара, ставшего по созвучию Вальдимаром?).
Сам мотив трех братьев в реальных исторических условиях порождается очень часто представлениями об особом праве трех старших, скорее всего. Хотя это особое право может быть связано с легендами о трех братьях-основателях рода и царства. Во всяком случае, три сына Александра I были не единственными, также как Ярославичи. Думаю, что у Святослава Храброго тоже было больше детей, чем отражено в летописях.
Про Еруслана и прочее я комментировать снова воздержусь, так как не компетентен. Но, к примеру Павел Григорьев эту тему тоже копает и приходит к другим выводам (сам или вычитал где-то, не знаю, но вы с ним вроде это обсуждали). "Еруслан" в этом случае выходит книжным произведением, основанном на ногайских перепевах "Рустемиады". Михайло Потык в какой-то части, как минимум, восходит скорее всего к болгарскому сказанию. А если имя и сюжет со змеем - это из болгарии, то и совпадение с закавказским походом гуннов может оказаться чисто гуннским наследием.

Reply

aloslum December 6 2020, 14:29:42 UTC
Особая родовитость ругов (точнее блюдение за ней), отмеченная Прокопием, который едва ли не единственный (за исключением Евгиппия) приводил какие-то подробности о них, по-моему укладывается в сопоставление их с благородными Амалами, которые с одной стороны (по Иордану) при взрослых наследниках (Вандаларии и молодом, но уже зрелом Валамире) долгое время не правили готами (а до этого их предок Венетарий воевал со многими готами (готами в узком смысле?), а после их потомок Теодорих мстил за ругов как за «родичей» и «своих»), с другой стороны их эпические ипостаси по моим построениям связаны с ругами / русскими - Хельги-Хамаль связан с Рогхаймом и окрестностями Рюгена; Вольфдитрих и его предки связаны с Грецией, подобно Илиасу (хотя отдельно при том упомянут Гриппиан, король диких русов и отец Белиана, но его сопоставляю с былинным Грубиянищем, иногда выступающим соперником Соловья Будимировича, то есть отдельно от князя киевского / Владимира); собственно Вальдимар и/или Олимар Русский.
Также ещё раз отмечу, что лишь тот же Прокопий отмечал, что Эрарих был из ругов, остальные называли его просто королём готов (Марцеллин Комит, Иордан в Романе и вторящий ему Павел Диакон), то же могло быть и с Валамиром (получившим власть над готами после долгого бескоролевья у них). К тому же ещё Приск, выделявший среди подданных Аттилы гуннов, готов и скифов, назвал Валамира именно скифом. А Сидоний Аполлинарий указал ругов на первом месте в войске Аттилы, не упоминая при этом готов, тогда как Иордан на то же место ставил амальских готов (и говорил об их большей знатности в сравнении с Аттилой, подобно Осантриксу, говорившему то же о русских).

Раньше этих русских королей с как будто готскими предками (Венетарий / Славен - Вандаларий / Вандал - Валамир / Владимир-Вальдимар / Олимар и Димар-Дитмар - Дитрих / Теодорих, считавший ругов «родичами» и «своими») выводил из реконструируемой «Черняховской конфедерации» 3-4 веков с «братьями» (побратимами?) Ансилой / Анциусом, Эди(л)ульфом / Адельгером, Вультульфом / Вёльсунгом и Херманарихом (а также Гриппианом-Грубиянищем и др.). Сейчас же ругов / готов вывожу ещё из «Вельбарского королевства» 1-2 веков (а также «Скандзского»).
Почти все эти династии можно отнести и к готам (Венетарий с потомками; Витимир с Витериком-Саром), и к русским (Вальдимар / Олимар; Сигурд как «конунг Гардарики»; те же росомоны; Белиан сын Гриппиана), и даже к гуннам (происхождение Вольфдитриха; Сигмунд с Сигурдом; Баламбер с «готским» именем). У меня ещё зреет идея о «божественных / готских» и «зверячьих / гуннских» династиях (последние могли смешиваться с этническими гуннами, по моему предположению выступавшими особыми союзниками королей, наподобие торков и печенегов у русских князей), возможно не столько по происхождению, сколько по ритуализированному утверждению их власти.

Примеры триумвиратов могут подтверждать предположение о том, что в эпосе сохранялась память о таковом при Валамире или Теодемире (в «старшей» / ругской и «младшей» / готской амальских традициях), но при устойчивой формуле о триумвирате в той или иной традиции могло сохраняться лишь имя собственного правителя, и уже позже забытые имена остальных, замещались другими важными правителями, связанными в сохранившихся преданиях с ними (кстати, если в немецкой традиции Эрменрих считался дядей Харлунгов по отцу, то у Саксона Грамматика - по матери). Между прочим, в Книгах героев сыном Вольфдитриха называется один Дитмар, хотя в «Бегстве Дитриха» его правнуками и сыновьями Амелунга назывались трое: Эрменрих, Дитмар и Дитхер, отец Харлунгов, а в Тидрек-саге сыновьями Самсона назывались Эрменрик, Теттмар и Аки Верный Эрлунгам.
С Рустемиадой сказка о Еруслане несомненно сближалась - в сюжетах о Даниле Белом (по моему мнению превратившегося из опального в злостного врага) и о схватке с сыном (относящейся к тем же распространённым мотивам). Это не противоречит моим сопоставлениям с определёнными историческими событиями (по комплексу параллелей). То же можно сказать и насчёт Михайла Потыка, но самому не приходило в голову связать болгарское житие Михаила из Потуки с гунно-булгарской традицией, благодарю за подсказку!

Reply

ortnit December 8 2020, 15:02:06 UTC
Это все приобретает какой-то смысл, если мы предположим, что Амалы были в принципе ругами и во главе готов встали только в лице трех своих представителей, а к Винитарию и Вандаларию никакого отношения не имеют. Для этого даже есть основания, поскольку определенные натяжки в родословной явно имеются. Но, повторю, при всех многочисленных косвенных доводов в твою пользу, прямых указаний у нас нет. Если Амалы - руги, то почему созданный ими на руинах черняховской цивилизации племенной союз называется "готским"? Имя ругов не менее славное. Присутствие ругов в племенном союзе готов вполне вероятно. Как вполне вероятно, что готы состояли в рабстве на "большом острове типа Британии" именно у "островных ругов", победа над которыми стала первым историческим деянием иордановых готов. А может быть "родство" Амалов с ругами было не кровным, а что-то вроде родства татаро-монголов с половцами в устах Субедея накануне битвы с аланами? Трактовать все эти мелкие детальки можно самыми разными способами.

Reply


Leave a comment

Up