Прототипы "русских конунгов" в Гото-гуннском эпосе Центральной и Северной Европы. Ч. 1

Oct 31, 2020 22:55

Ранее мне неоднократно приходилось обращаться к проблеме происхождения «русских сюжетов» в европейском эпосе Центральной и Северной Европы. Большая часть этих «русских сюжетов» сосредоточена в масштабном прозаическом сочинении «Сага о Тидреке Бернском», созданном в Норвегии во второй половине 13 века на основе континентальной германской героической ( Read more... )

гунны, велеты, эпос, саги, Русь, русы, Италия, Аттила, былины, скандинавы, руги, Тидрек Бернский, Руян, Ругиланд, Одоакр

Leave a comment

aloslum November 6 2020, 18:27:05 UTC

За тобой не угонишься )
Тоже вспоминал эту Грецию, до которой по Адаму доходило Балтийское море, и украшением которой он считал Киев. Но ещё напомню Грецию (с Константинополем), где будто бы правили Анциус, Хугдитрих и Вольфдитрих (то есть по моим построениям Амал Венетарий, он же русский Волх-Вольга и Хамаль-Хельги, связанный с Рогхеймом и окрестностями Рюгена). Затрудняюсь обосновать эту привязку (общую или разные?) руциманского Илиаса, родича Вальдимара, и амелунгского Вольфдитриха, предка Дитриха (и соответственно Валамира) в немецком эпосе.
Возможно, какие-то знатные рода больше опирались на союз с кочевниками, а какие-то на греческое и эллинизированное население Ольвии, Тиры и Скифского царства, покорённых готами (по мнению исследователя Черняховской культуры Б. Магомедова «Не исключено, что представители этого народа составляли в обществе торгово-ремесленную прослойку», напомню ещё моё сопоставление росомонов-хеллеспонтийцев / халейгов, связанных с правителями Гардарики и Рейдготланда, с алазонами, соседями эллино-скифов ещё при Геродоте). А тот же Венетарий по моим построениям изгнал опекунов Витимира с союзными аланами и гуннами. И можно предположить, что оставалась память о «гуннской» (те же Вёльсунги) и «греческой» (те же Амалы) партиях, не обязательно соперничавших.
Однако более вероятным представляется как раз отражение памяти о том, куда ушёл «брат» Вальдимара, и откуда вышел Дитрих (с чем уже соотнесли его предков).

Насчёт прототипа Илиаса специально выделил «в качестве «брата» Вальдимара (но не нашего богатыря как такового)». Помимо ухода Уалипса за Дунай в 435-441 гг., то есть во время утверждения власти Аттилы, повторю также соответствие троицы Осантрикс (нем. Озерих), Вальдимар и Илиас и троицы Избор (тоже старший, но не наследовавший Русь), Владимир и Столпосвят (имя последнего, не соотнесённого с Ильёй, вывожу от искажения *Оуолпос). То есть зацепки в обстоятельствах и времени (неудачная борьба с Аттилой, известия о гибели Осантрикса и Вальдимара, но не Ильяса / уход от Аттилы части рубов / ругов), а также созвучии двух тождественных персонажей не друг с другом, но именно через Уалипса-Уллибоса.

Илиас в качестве дяди Ортнита скорее всего появился позднее (в версии о Херниде Бергарском в Тидрек-саге, а также в «Вольфдитрихе» он в этом качестве не упоминается), но ещё в Подунавье. Изначально Хертнит младший судя по всему представал в качестве племянника (или сына) Озериха (Осантрикса), смешиваемого с Тразарихом (Эдгейром) и Ангантюром / Даном, что отразилось во французской поэме об Ожье ле Дануа (Ogier le Danois) и Эрно (Hernaut), былинах (архангельских) о Даниле Игнатьевиче и его сыне, а также о Василии Игнатьевиче. Вариантом тех преданий стали былины (олонецкие) об Илье и Ермаке, отражённые и в немецкой поэме об Ильясе и Ортните, кроме того Илиас попал в братья к Осантриксу и Вальдимару (что отражено в тех же былинах: в шести заонежских и одной пудожской записях Ермак назван племянником или крестником Владимира, в четырёх пудожских и одной лужской записях он назван крестником или племянником Ильи).
Можно допустить, что на немецкую традицию повлияла олонецкая традиция, а на французскую - более ранняя (помимо архангельских былин предания о Даниле известны в Украине, былины о Василии тоже распространены широко). Однако и французская поэма со всеми этими сюжетами - от выступления против своего правителя (как Василий), до ухода в монастырь (как Данила), предстаёт отнюдь не заимствованной (и Эрно при всей своей доблести здесь лишь эпизодический герой), и немецкая поэма не предстаёт таковой, но повествуют они о героях и событиях, непосредственно связанных с русскими. В том же «Ортните» помимо прочего ещё параллель с былинами о Волхе-Вольге, которого сопоставляю как раз с Вольфдитрихом, связанным с Ортнитом. Во французской традиции имелась отдельная поэма о рыцаре-воре Элегасте, проникшем во вражеский замок, подобно Хельги, Вольге и Альбериху.

Reply

ortnit November 6 2020, 18:48:37 UTC
Теперь угонишься. Постинг-марафон объявляется закрытым. Пора работать над другими проектами.
Сейчас я склонен объяснять некоторые сюжетные параллели скорее взаимовлиянием русского и германского эпоса.
"Вольфдитриха" я все таки считаю поздним произведением, хотя и содержащим древние мотивы. К примеру, к нему ушли некоторые детали биографии Тидрека. А сага вроде бы основана на более архаичных вариантах германского эпоса, нежели те, что стали основой немецких поэм.

Reply

aloslum November 6 2020, 21:05:16 UTC
Будем поспешать медленно.
Как уже замечал, одним влиянием такое сложное сходство между пятком традиций, разнесённых в пространстве и времени, объяснить затруднительно, скорее именно общей основой, отражённой в них по своему, в одном схоже с одними, в другом с другими, а не просто с чем-то одним.
А в «Вольфдитрихе» помимо параллелей исторических (Анциус / Ансила, Вальгунт / Вультульф, Боуге / Боз, Васмут / Гезимунд, Белиан / Баламер, Ортнит / Харатон) и эпических (Ботелунг / Будли, Гриппиан / Грипир / Грубиян) усматриваю сказочные (мифо-ритуальные) - от кормления волчицей до женитьбы на Косматой Эльзе, но связь этого с эпическим предком вполне органична и по-всей видимости изначальна.

Reply


Leave a comment

Up